Перечень зон
По состоянию на сегодняшний день на территории нашей страны учреждено более пятидесяти ОЭЗ, каждая из которых обладает характерными особенностями. Перечень собирает общую информацию о каждой из них в одном месте, позволяет оперативно ознакомиться с деталями их работы:
- на какой территории учреждена ОЭЗ;
- каким видом деятельности на ней можно заниматься;
- какие налоговые льготы предоставляет государство предпринимателям, размещенным на территории;
- каким нормативным актом учреждена ОЭЗ.
Например, ОЭЗ, созданная на территории Краснодарского края, имеет туристическое направление деятельности. Здесь предусмотрены выгодные условия по части аренды нежилых помещений для предпринимателей: стоимость арендной платы не может превышать двух процентов от кадастровой стоимости помещения в год.
На основании таких данных можно будет лучше понять экономическую систему всего государства в целом, отдельных регионов в частности. Как нетрудно догадаться, ОЭЗ способствует созданию множества рабочих мест, в том числе и высокооплачиваемых, а значит, у граждан есть хорошая возможность задуматься о переезде и смене рода деятельности.
Нужно ли бизнесу отдавать часть своей прибыли?
ОЭЗ предлагает инвесторам множество выгодных преимуществ, но при этом не требует ничего взамен. «Мы никак не участвуем в прибыли и не забираем никакой процент. Наш основной бизнес — аренда готовых производственных помещений. Стоимость квадратного метра составляет ₽95 с НДС в первый год аренды, — объясняет Уталиева. — Более того, «Алабуга» финансирует производственные проекты до 50% от CAPEX, помогая бизнесу, для этого мы выделили ₽200 млрд на ближайшие пять лет. Для завода «ПАН-Прекурсор» (производство сырья для углеволокна, ГК «Росатом») мы построили завод и общезаводскую инфраструктуру, вложив ₽3 млрд в проект и став стратегическим партнером».
Классификация экономических зон
Экономические зоны имеют свою специфику, зависящую от целей их создания. Их классификация зависит от осуществляемой экономической деятельности, связи с национальной экономикой, системы предоставляемых льгот и так далее. Чаще всего их делят по видам хозяйственной деятельности на:
- Торговые зоны.
- Промышленно-производственные.
- Технико-внедренческие.
- Сервисные.
- Комплексные.
Экономические зоны могут быть анклавными, где применяется либеральная политика, но это снижает их связь с соседними территориями. Это могут быть свободные порты, зоны свободной торговли. Так же существуют открытые зоны, где таможенный контроль осуществляется без ограничений, поэтому связь с другими регионами не теряется. Экономические зоны могут быть интегрированы в национальное хозяйство, либо сохранять свою самостоятельность. Интегрированные территории создаются для развития отраслей, наращивания экспорта, решения технологических задач и так далее. Независимые зоны обычно ориентированы на экспорт. Связь с внутренней экономикой минимальна. Даже расчеты с покупателями проводятся в иностранной валюте.
Замечание 1
Классификация по системе предоставляемых льгот является определяющей для инвесторов. Зоны могут предоставлять «налоговые каникулы», направленные на полное или частичное освобождение от уплаты обязательных налогов. Предоставление торговых и таможенных льгот освобождает от пошлин на импорт. Льготы на экспорт направлены на стимулирование внутреннего производства, поддержку и защиту интересов национальных производителей. Так же могут предоставляться финансовые и административные льготы.
Цели создания
Создание ОЭЗ позволяет достигнуть сразу несколько целей как для государства, так и для инвесторов. Особая территория может решать одну или стразу несколько внешнеторговых, экономических, социальных и научно-технических проблем.
Так, создание ОЭЗ дает государству:
- привлечение капитала, ресурсов, новых технологий и высококвалифицированных специалистов;
- новые рабочие места;
- увеличение объема экспорта;
- увеличение производства собственных товаров и сдерживание объема экспортной продукции.
Помимо этого, такие зоны часто используются для испытания новых моделей ведения экономики и менеджмента.
От вложения собственного капитала в развитие ОЭЗ инвесторы получают:
- новый рынок сбыта;
- производство товаров непосредственно внутри рынка сбыта, а значит, возможность экономить на таможенных пошлинах;
- доступ к государственной инфраструктуре;
- ряд льготных налоговых и юридических преференций.
В 2023 году в мире насчитывается около 1200 таких территорий. Их создание выгодно обоим сторонам. Плюс в регионе практически искореняется безработица и развивается инфраструктура.
Российская внедренческая практика
Несмотря на все сложности, трудности, проблемы и риски, опыт функционирования ОЭЗ на территории нашей страны признан экспертами успешным, но пока ещё недостаточно масштабным и значимым для отечественной экономики. По данным Министерства экономического развития РФ:
- в 50 действующих ОЭЗ зарегистрировано 1128 резидентов, из них 123 организации – компании с участием иностранного капитала из 36 государств;
- за время своей деятельности было заявлено инвестиций на 6 трлн рублей, а непосредственно вложено 989 млрд рублей;
- трудоустроено 66 тыс. человек с перспективой дальнейшего обеспечения рабочими местами в качестве требуемого персонала ещё 118 тыс. лиц;
- государственный бюджет (налоги, сборы, взносы) пополнен на 368 млрд рублей.
Ежегодно на своём сайте Минэкономразвития России размещает список наиболее привлекательных в инвестиционном отношении зон (за исключением ОЭЗ ТРК). По итогам 2020 года места в нём распределились следующим образом.
Промышленно-производственные и портовые ОЭЗ:
- «Липецк» из одноимённой области.
- «Алабуга» – Республика Татарстан.
- «Моглино» – Псковская область.
- «Ульяновск» – Ульяновская область.
- «Тольятти» – Самарская область.
- «Титановая долина» – Свердловская область.
Технико-внедренческие ОЭЗ:
- «Ступино квадрат» – Московская область.
- «Технополис «Москва» из столицы.
- «Дубна» – Московская область.
- «Санкт-Петербург» из одноимённого города РФ.
- «Иннополис» – Республика Татарстан.
Требования к резидентам ОЭЗ
Однако не каждое предприятие может получить статус резидента особой экономической зоны и воспользоваться предоставляемыми ей выгодами. Законодательство устанавливает ряд требований, которым нужно соответствовать, чтобы стать резидентом, в числе которых:
Осуществление предпринимательской деятельности в одной из приоритетных сфер
Рис. 3. Виды предпринимательской деятельности в разрешенных ОЭЗ
Примечание:
-
Кроме производства подакцизной продукции (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также добычи полезных ископаемых, оптовой и розничной торговли. Банки, страховщики, консалтинговые фирмы и другие поставщики услуг для бизнеса могут осуществлять деятельность в СЭЗ, но не могут быть ее резидентами и пользоваться льготами.
-
Из трех существовавших ПОЭЗ в России осталась лишь одна ОЭЗ в Ульяновское области, практика показала, что первоначально разрешенные виды деятельности не являются инвестиционно-привлекательными для инвесторов, поэтому ПОЭЗ Ульяновская расширила возможные виды деятельности, включив в их число производство и торговлю.
Исходя из доступности сырья и потребностей региона, большинство ОЭЗ ППТ определяют приоритетные сферы предпринимательской деятельности, которые будут формировать основной состав резидентов. Например, при создании ОЭЗ ППТ «Алабуга» учитывалась перспектива формирования автомобильного кластера, поэтому многие резиденты осуществляют деятельность, связанную с автомобилестроением.
На производство машин и оборудования, различных автокомпонентов ориентирована ОЭЗ ППТ «Липецк», что обуславливается близостью крупнейшего металлургического комбината и делает актуальным выпуск металлоемкой продукции.
Но большинство ОЭЗ ППТ не предъявляют особых требований к профилю деятельности резидентов, поэтому в их числе множество предприятий различных сфер промышленности.
Для ОЭЗ ТВТ характерна расположенность вблизи крупных научных центров, так как высокотехнологичное производство, на которое ориентирована данная категория ОЭЗ, требует привлечения квалифицированных кадров.
Требования к организационно-правовой форме
Кроме того, резиденты ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за ее пределами.
Рис. 4. Процесс получения статуса резидента осуществляется по следующим этапам:
Примечание: Для ОЭЗ ТВТ применяется упрощенная процедура получения статуса резидента, если объем инвестиций не превышает 30 млн. руб., то рассмотрение проекта экспертным советом не проводится.
Средний срок, необходимый для получения статуса резидента ОЭЗ, составляет 3 месяца с момента подачи заявки. Однако правительство рассматривает вопрос упрощения процедуры и планирует отменить рассмотрение заявки наблюдательным и экспертным советами, что сократит срок ожидания для резидентов.
Минимальный объем инвестиций
-
осуществление проектно-изыскательских работ;
-
новое строительство;
-
техническое перевооружение, модернизацию основных фондов;
-
реконструкцию зданий;
-
приобретение транспортных средств, машин, оборудования, инструментов, инвентаря.
Прочие затраты, связанные с приобретением легковых автомобилей, жилищным строительством и прочими непроизводственными основными фондами в состав капитальных вложений входить не могут
Таким образом, если бизнес удовлетворяет требованиям, которые устанавливаются для получения статуса резидента, встает вопрос выбора ОЭЗ для осуществления деятельности.
Для чего нужны ОЭЗ
Государству выгодно, чтобы предприниматели платили налоги в России, а не за рубежом, поэтому они создают для них особые условия. Иностранные инвесторы смогут получить доход больше, поскольку компания платит меньше налогов.
Особые экономические зоны помогают развивать регионы, инфраструктуру рядом с СЭЗ и создавать рабочие места.
Решение о создании такой зоны может принять только правительство России. При этом цели ее создания должны полностью отвечать целям, прописанным в законе:
- развитие обрабатывающих отраслей экономики;
- развитие высокотехнологичных отраслей экономики;
- развитие туризма и санаторно-курортной сферы;
- развитие портовой и транспортной инфраструктуры;
- разработка технологий и коммерциализация результатов;
- производство новых видов продукции.
Кроме того, интерес государства к созданию и развитию СЭЗ заключается в:
- налаживании импортозамещения;
- росте экспорта;
- освоении новых технологий на производстве;
- привлечении инвесторов;
- введении новых методов управления и организации рабочего пространства;
- быстром получении продукции потребителем;
- снижении затрат на таможенные сборы.
Особые экономические зоны, действующие на основании Федерального закона «Об особых экономических зонах»
Название ОЭЗ и ее месторасположение | Документ, на основании которого создана ОЭЗ |
---|---|
Промышленно-производственные особые экономические зоны | |
ОЭЗ «Алабуга»Республика Татарстан | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 784 |
ОЭЗ «Калуга»Калужская область | Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1450 |
ОЭЗ «Липецк»Липецкая область | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 782 |
ОЭЗ «Лотос»Астраханская область | Постановление Правительства РФ от 18.11.2014 N 1214 |
ОЭЗ «Моглино»Псковская область | Постановление Правительства РФ от 19.07.2012 N 729 |
ОЭЗ «Орел»Орловская область | Постановление Правительства РФ от 24.09.2019 N 1241 |
ОЭЗ «Ступино Квадрат»Московская область | Постановление Правительства РФ от 08.08.2015 N 826 |
ОЭЗ «Титановая долина»Свердловская область | Постановление Правительства РФ от 16.12.2010 N 1032 |
ОЭЗ «Тольятти»Самарская область | Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 N 621 |
ОЭЗ «Узловая»Тульская область | Постановление Правительства РФ от 14.04.2016 N 302 |
ОЭЗ «Центр»Воронежская область | Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 N 1774 |
ОЭЗ «Кашира»Московская область | Постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1414 |
ОЭЗ «Грозный»Чеченская Республика | Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 N 1809 |
ОЭЗ «Кулибин»Нижегородская область | Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 724 |
ОЭЗ «Алга»Республика Башкортостан | Постановление Правительства РФ от 27.05.2020 N 764 |
ОЭЗ «Доброград-1»Владимирская область | Постановление Правительства РФ от 27.10.2020 N 1744 |
ОЭЗ «Максимиха»Московская область | Постановление Правительства РФ от 27.10.2020 N 1745 |
ОЭЗ «Авангард»Омская область | Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2347 |
ОЭЗ «Красноярская технологическая долина»Красноярский край | Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2332 |
ОЭЗ «Новгородская»Новгородская область | Постановление Правительства РФ от 08.07.2021 N 1145 |
ОЭЗ «Иваново»Ивановская область | Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 N 1615 |
ОЭЗ «Оренбуржье»Оренбургская область | Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 N 1616 |
ОЭЗ «Стабна»Смоленская область | Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 N 1617 |
ОЭЗ «Третий полюс»Курская область | Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244 |
ОЭЗ «Усть-Луга»Ленинградская область | Постановление Правительства РФ от 25.05.2022 N 949 |
ОЭЗ «Пермь»Пермский край | Постановление Правительства РФ от 16.07.2022 N 1280 |
ОЭЗ «Кузбасс»Кемеровская область | Постановление Правительства РФ от 29.10.2022 N 1935 |
ОЭЗ «Химпром»Волгоградская область | Постановление Правительства РФ от 03.11.2022 N 1976 |
ОЭЗ «Новочебоксарск»Чувашская Республика | Постановление Правительства РФ от 03.11.2022 N 1977 |
ОЭЗ «Владимир»Владимирская область | Постановление Правительства РФ от 14.12.2022 N 2299 |
ОЭЗ «Нягань»Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | Постановление Правительства РФ от 30.12.2022 N 2530 |
Технико-внедренческие особые экономические зоны | |
ОЭЗ «Дубна»Московская область | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 781 |
ОЭЗ «Иннополис»Республика Татарстан | Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1131 |
ОЭЗ «Исток»Московская область | Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1538 |
ОЭЗ «Санкт-Петербург»город Санкт-Петербург | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 780 |
ОЭЗ «Технополис «Москва»город Москва | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 779 |
ОЭЗ «Томск»город Томск | Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 N 783 |
ОЭЗ «Алмаз»Саратовская область | Постановление Правительства РФ от 27.05.2020 N 763 |
Туристско-рекреационные особые экономические зоны | |
ОЭЗ «Байкальская гавань»Республика Бурятия | Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 68 |
ОЭЗ «Бирюзовая катунь»Алтайский край | Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 69 |
ОЭЗ «Ворота Байкала»Иркутская область | Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 N 72 |
ОЭЗ «Завидово»Тверская область | Постановление Правительства РФ от 20.04.2015 N 372 |
Северокавказский туристический кластер:ОЭЗ «Эльбрус»Кабардино-Балкарская РеспубликаОЭЗ «Архыз»Карачаево-Черкесская РеспубликаКаспийский прибрежный кластерРеспублика ДагестанОЭЗ «Матлас»Республика ДагестанОЭЗ «Армхи»Республика ИнгушетияОЭЗ «Цори»Республика ИнгушетияОЭЗ «Ведучи»Чеченская РеспубликаОЭЗ «Мамисон»Республика Северная Осетия — Алания | Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 833 |
Портовые особые экономические зоны | |
ОЭЗ «Ульяновск»Ульяновская область | Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1163 |
ОЭЗ «Оля»Астраханская область | Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 N 1792 |
С какими сложностями можно столкнуться при релокации?
«Главная сложность — это уверенность в надежности партнера. Обещать и сделать — это два разных слова, — объясняет руководитель маркетинга, PR, привлечения инвестиций ОЭЗ «Алабуга» Дания Уталиева. — Будущим инвесторам стоит присмотреться к тому, как себя чувствуют действующие резиденты ОЭЗ».
Экономика образования
Сколько нужно университетов для экономического роста
Лучший показатель их состояния — объем выручки. В 2021 году предприятия «Алабуги» получили ₽136 млрд совокупной выручки. При этом за все время существования в ОЭЗ было вложено более ₽158 млрд частных инвестиций.
Важный вопрос — проблема дефицита квалифицированных кадров для промышленности. Многие производственные проекты зачастую не могли реализоваться из-за отсутствия квалифицированных рабочих специалистов. В «Алабуге» открыт образовательный центр по подготовке кадров «Алабуга Политех» целевой мощностью 10 тыс. человек в год.
«Центр сейчас покрывает потребности в высокотехнологичных предпринимателях, способных создать импортозамещающие предприятия и реализовать свой потенциал уже с 16 лет. То есть студенты «Алабуга Политех» уже показывают результаты: будучи на втором-третьем курсе, они руководят крупными проектами в ОЭЗ и на предприятиях-резидентах», — комментирует Уталиева.
Фото: пресс-служба ОЭЗ «Алабуга»
Рейтинг особых экономических зон в России
Ежегодно Минэкономразвития составляет рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ. В рейтинг включают все зоны, кроме зон туристско-рекреационного типа.
В 2022 году лидером рейтинга среди зон промышленно-производственного и портового типа стала ОЭЗ «Липецк».
ОЭЗ |
Субъект РФ |
Тип |
Липецкая область |
Промышленно-производственная |
|
Республика Татарстан |
Промышленно-производственная |
|
Псковская область |
Промышленно-производственная |
|
Ульяновская область |
Промышленно-производственная |
|
Самарская область |
Промышленно-производственная |
|
Свердловская область |
Промышленно-производственная |
|
Московская область |
Технико-внедренческая |
Мировая практика в создании “особых” территорий
Первым примером «особой» территории можно считать греческий остров Делос. Ещё в 166 году до нашей эры римляне, стремясь не допустить возрастающего могущества острова Родос и разрушения его политических и экономических связей с Сирией и Македонией, провозгласили Делос свободным портом, установив там беспошлинную торговлю. В итоге остров Делос на столетие становится центром торговли в Средиземноморье.
В средние века, в 1547 году, городом свободной торговли был объявлен портовый город Ливорно, где купцы добились права вести торговлю, не облагаемую налогами. В европейских портовых городах Генуе, Венеции, Марселе возникают первые районы «порто-франко», что означало отделение их от остальной территории города (государства) специальной таможенной границей. Торговля товарами между «порто-франко» и зарубежными государствами проходила без таможенного оформления и уплаты пошлин. Итогом создания таких районов стал их экономический и социальный подъем – развивалось производство, активизировались транзитные перевозки, создавались новые рабочие места. Позднее вместо «порто-франко» появляются «свободные порты», их примерами в истории можно считать европейские города Гамбург, Генуя и Марсель, а также крупнейшие порты российской империи – Одесса, Феодосия, Владивосток и Батуми. Даже в наше время в мире действует более 400 «свободных портов».
Англичан П. Халла и Г. Хаува, американца С. Бутлера можно считать родоначальниками свободных экспортно-производственных зон. В этих зонах предпринимателям предоставлялся ряд налоговых послаблений, при этом их деятельность четко регламентировалась государством. Создание таких зон способствовало активизации производственной, торговой, сервисной деятельности, что приводило к созданию новых рабочих мест, а производство товаров, в основном, ориентировалось на экспорт. Во второй половине двадцатого века изменяется организация функционирования таких зон. В Ирландии в 1959 году создается такая зона в районе аэропорта Шеннон, где используется весь накопленный к тому времени научно-технический потенциал. Далее «свободные экспортно-производственные зоны» распространяются и весьма успешно в развивающихся странах.
В конце двадцатого века появляются научные центры, научно-технологические парки, технопарки, технополисы, что приводит к значительному ускорению внедрения достижений науки в производственные процессы. С расширением границ интеграции мирового хозяйства, увеличением степени открытости экономик, появляются новые специализированные виды зон, такие как «свободные банковские», «свободные страховые», «рекреационно-туристические» и «оффшорные» зоны.
Льготы в ОЭЗ
Как уже отмечалось, инвесторам и бизнесменам положены льготы и привилегии. На деле, в каждой конкретной зоне льготы варьируются, но некоторые основные моменты встречаются в большинстве из них.
При получении статуса резидента можно рассчитывать на:
- беспошлинный импорт оборудования и запчастей для производства;
- снижение или полное отсутствие налоговых ставок в первые годы деятельности;
- снятие ограничения на владение производственным фондом (для иностранных инвесторов);
- низкие стандарты на организацию рабочих мест и начисление зарплаты;
- минимальные цены на покупку или аренду объектов инфраструктуры;
- субсидии на использование природных ресурсов и коммунальные платежи;
- низкие стандарты экологической безопасности и охраны труда;
- отсутствие профсоюзов;
- свободный доступ к внутреннему и внешнему рынку сбыта;
- ускоренное получение необходимых разрешений.
Это далеко не весь список преференций, но даже эта малая часть дает огромный толчок развитию экономики региона.
Порядок регистрации резидентов
Чтобы работать на льготных условиях, нужен статус резидента. На его получение может уйти от 3 до 6 месяцев в зависимости от намеченного проекта.
Процедуру регистрации можно разделить на 5 этапов:
- Подача заявки на участие в экономике региона в Минэкономразвития РФ. Обычно она рассматривается в течении 2-3 месяцев.
- Прохождение государственной экспертизы и, в случае положительного решения, сбор документов и оформление соглашения.
- Согласование организационных и земельных вопросов. На этот этап также отводится около месяца.
- Составление договора аренды участка земли, где будущий резидент будет вести свою деятельность.
- Закрытие финансового вопроса.
При этом к кандидатам предъявляется ряд требований – отсутствие минимальной планки на объем вложений, наличие статуса коммерческой организации или ИП, отсутствие филиалов вне ОЭЗ и регистрация в регионе расположения экономической зоны.
Также резидент должен разработать подробный бизнес-план, предоставить копии свидетельства о регистрации, документ о постановке на налоговый учет и копии учредительных документов компании.
Классификация зон
При создании экономической зоны государство изначально закладывает определенные цели, поэтому ОЭЗ имеет некоторую классификацию, в зависимости от заданного вектора развития. Сейчас зоны классифицируются следующим образом:
- Торговые. Самые часто встречаемые ОЭЗ. Сюда относятся морские порты, аэропорты, склады. На их территории может осуществляться торговая деятельность, но только оптом. Ярким примером микро-торговой зоны можно назвать магазины «дьюти фри», в которых не действуют ни один закон таможенного пространства страны;
- Промышленные. Создаются с целью повышения конкурентоспособности товаров, выпущенных внутри страны. Для их создания выделяются территории близкие к ресурсным базам и транспортным магистралям.
- Технологические. Для развития государство создает технологические зоны, всячески привлекая высококвалифицированных специалистов выгодными условиями и бюджетом на научные программы.
- Туристические. В РФ множество неосвоенных курортных и живописных регионов. С целью их развития государство создает благоприятные условия для ведения малого и среднего бизнеса, создает инфраструктуру и привлекает инвесторов.
Также зоны делятся по степени организации на территориальные, функциональные и смешанные. В территориальных – льготы предоставляются на все виды предпринимательской деятельности, в функциональных – преференции на инвестирование имеют только определенные виды деятельности. У смешанных наблюдаются признаки и тех, и других.
Выводы
-
закупающим сырье за рубежом;
-
закупающим за рубежом оборудование;
-
реализующим произведенную продукцию на экспорт.
В то же время, бизнес, ориентированный на внутренний рынок, с экспортом/импортом никак не связанный, получает основные налоговые выгоды за счет снижения налога на прибыль и налога на имущество, которые имеют существенные ограничения по времени действия.
Таким образом, перевод бизнеса в ОЭЗ выгоден не для всех, не взвесив тщательно все перечисленные в настоящей статье факторы, можно столкнуться с ситуацией, когда расходы по такому переводу могут превысить выгоды, предоставляемые ОЭЗ.