Кто такой ux/ui-дизайнер, чем он занимается и почему его работа так важна

Как стать ux-специалистом и какую зарплату вы будете получать? ответы на самые важные вопросы

Требования к специалисту

Главная задача UX/UI-дизайнера – это сделать продукт простым и интуитивно понятным. Учитывая особенность профессии, каждая компания предъявляет свой набор требований к соискателю.

Основные требования к UX/UI-дизайнеру:

  • грамотное владение тулами прототипирования (например, Figma, Sketch, Illustrator, Adobe XD и др);
  • умение отрисовывать UI-элементы, иллюстрации и иконки;
  • знание основ типографики и композиции;
  • внедрение в жизнь интересных идей и решений;
  • понимание принципов юзабилити (то есть адаптация веб-страниц);
  • свободное владение следующими инструментами: Story Map, Customer Journey Map, User Story;
  • знание языков верстки: HTML и CSS;
  • понимание сводов и правил для создания конечного продукта (гайдлайны) в мобильном телефоне;
  • понимание технологий frontend-разработки.

При этом художественная часть у работодателей отходит на второй план. Главное для UX/UI-дизайнера – это умение обращаться со специальным софтом. Для этого не обязательно окончить курсы художника

Важно иметь хороший вкус, уметь работать с абстракциями и доводить проекты до конца

Как тренировать UX

Если вы разобрались во всех методах работы создания UX продукта, то попробуйте сделать проект от обратного. То есть возьмите существующий продукт, например, Яндекс Такси, и произведите работу наоборот, от итогового решения к первым шагам создания продукта.

  1. Нарисуйте карту переходов (сделайте принскрины и положите в Figma).
  2. Создайте userflow или другие схематичные пути пользователя.
  3. Напишите CJM (как вам кажется могло бы быть).
  4. Создайте персонажей (тоже гипотетические).
  5. Предположите, какие проблемы пользователей и бизнеса продукт решает.
  6. Предположите, какая бизнес задача стояла и какая схема монетизации.

Когда сделаете это все, то шагните на ступень выше и перепишите все наработки с Яндекс.Такси, на доставку цветов для частных лиц. Готовый кейс положите в Behance, где покажите все этапы проделанной работы. После этого, можно смело назвать себя UX/UI дизайнер.

.

Почему UX?

12 лет назад, когда я только начинала работать как исследователь, термин UX еще не был принят, подходы к разработке с учетом пользователя не были распространены и я часто слышала от коллег из digital, что нет никаких UX и юзабилити, есть просто здравый смысл.

Логично делать продукт, который отвечает потребностям пользователя? Вполне. Ведь если нет, то им никто не будет пользоваться. Если вы сможете понять, как сделать такой продукт без исследований, отлично! Но, наблюдая за коллегами, которые делают классные продукты без исследований, я заметила, что на самом деле они исследования проводят, но сами не понимают, что это оно, называя свои действия здравым смыслом. 

Они наблюдают за привычками людей (метод наблюдений), они общаются с потенциальной аудиторией (метод интервью), дают попользоваться своим продуктом и смотрят, как люди его используют (юзабилити-тестирование).

В общем, если вы хотите системно практиковать здравый смысл при разработке digital-продуктов, без знания методов UX Research не обойтись.

Что нужно знать и уметь для работы UX дизайнером?

Во-первых, нужны базовые знания в области дизайна: принципы типографики, композиции, психологии.

Помимо базы, UX дизайнер должен знать и уметь следующее:

  • знать и применять принципы UX,
  • знать и применять принципы юзабилити,
  • быстро создавать прототипы и тестировать их,
  • уметь проводить UX-исследования,
  • быть в курсе трендов в дизайне интерфейсов,
  • владеть инструментами (Sketch, Figma и другие).

Плюсом может быть знание HTML и СSS, гайдлайнов iOS и Android.

Также важны личные качества и софт-скилы: умение работать в команде, адекватное восприятие критики, аналитические способности, внимание к деталям, способность решать проблемы, эмпатия и умение встать на место другого человека

Где искать вакансии UX-писателя?

«У российских компаний только сейчас формируется понимание, что для общения с пользователями, работы с текстом интерфейса и смыслами нужен отдельный человек. Это понимают в основном IT-компании и крупные дизайн-студии. В ближайшие пару лет востребованность UX-писателей, скорее всего, повысится».

Где можно найти хорошие вакансии:

  • Telegram и Facebook: Microcopy and UX-Writing, UX Work, Jobs for media and Content;
  • Сайты IT-компаний и дизайн-студий;
  • Личные страницы людей, которые работают в IT-компаниях;
  • Англоязычный рынок: LinkedIn, Glassdoor.

На что обратить внимание?

Внимательно читайте тексты вакансий: в России пока не определились, как называть UX-писателей, поэтому работа вашей мечты может скрываться под названиями «UX-копирайтер», «UX-редактор», «продуктовый редактор» или даже просто «копирайтер».

То же работает и в обратную сторону: если вы видите вакансию UX-писателя, то не всегда заказчик на самом деле хочет, чтобы вы занимались текстами интерфейсов. Иногда на UX-писателя пытаются повесить маркетинговые задачи

Читайте требования к соискателю, обращайте внимание на тестовые задания и не стесняйтесь задавать вопросы на собеседовании

Сколько зарабатывает UX-писатель?

В России UX-писатель может зарабатывать от 70 до 180 тысяч. Зависит от компании, объема задач и требуемых компетенций. 

В работе с текстами всегда есть, куда расти. Если вам хочется перейти от маркетинга к продуктам и найти что-то связанное с дизайном в своей области – добро пожаловать в UX-писательство. Все нужное для обучения у вас под рукой, нужно только любопытство и желание. Дерзайте!

Проверьте свои профили на LinkedIn и Upwork и узнайте, готовы ли вы к выходу на зарубежный фриланс. Забирай бесплатный чек-лист!→

С чего начать UX-писателю

Искать работу можно на самых разных площадках: от телеграмм-каналов до маркетплейсов. Доброва советует выполнять как можно больше тестовых заданий и не стесняться просить о развернутом фидбэке. «Можно посидеть в редакторских чатах, например, чате телеграмм-канала „Редач“, не бояться задавать в них вопросы, даже если они кажутся глупыми. Это вообще очень важный софт скилл UX-редактора — уметь задавать глупые вопросы», — говорит Мария. 

Глебов рекомендует искать специалистов, которые работают над pet-projects (подсказка: Проекты, которыми IT-специалисты занимаются по собственной инициативе в свободное время) или стартапы и предлагать им свои услуги, пусть даже бесплатно. Это позволит завести полезные знакомства и получить нужный опыт.

«Самая большая сложность, которую я встретил у кандидатов за десятки собеседований — слабые софт-скиллы. То есть, ребята не умеют толком общаться с заказчиком, — рассказывает UX-редактор „Точки“. — Даже если писатель отличный, ничего не получится, если не навести мосты с командой

Важно учиться задавать верные вопросы, понимать путь клиента, вникать в бизнес-логику и думать об ограничениях. Начинающие специалисты чаще всего засыпаются не на редактуре, а на обсуждении задачи»

«‎‎Главная ошибка собеса — подгонять ответы»‎. Рекрутеры рассказали о найме в IT

Откуда берутся IT-рекрутеры, с какими трудностями они сталкиваются в попытках закрыть позиции и какие ошибки сами совершают на интервью — полезно знать перед тем, как искать работу.

Где искать работу?

  • Для дизайнеров существует множество сайтов, где можно выкладывать свое портфолио и искать заказчиков по всему миру. Заведите аккаунт на Behance и продвигайте его, чтобы заказчики вас заметили.
  • Интересные вакансии для UX-дизайнеров встречаются на сайте сообщества UX.pub (сайт на русском языке).
  • Искать удаленную работу в иностранных компаниях можно через сайт Remote.co. Там публикуются предложения удаленной работы.
  • Хорошую отдачу дает PR своих проектов в профильных группах в Facebook и публикация кейсов там же. Посмотрите статью, что такое кейс и как его составить.
  • Новички ищут проекты на биржах фриланса. Там можно найти работу или подработку, а также разовые заказы, но, как правило, с небольшим бюджетом для состоявшихся UX-специалистов. Для новичков же проекты на биржах – возможность получить реальный опыт.

Уровень 5. Флоу разработки, больше ответственности. Рост до сеньора и тимлида

У платформы, над которой мы работали, микросервисная архитектура. Это значит, что для разных частей бизнес-логики был свой отдельный сервис. Например, сервис, который хранит информацию о курсах, или сервис, который работает с платными продуктами. Всё это общается между собой и с фронтом через REST API. Но из-за особенности интерфейса использовать REST было не очень удобно.

Например, нам нужно показать пользователю карточку видеокурса. Название и описание лежат в одном микросервисе. Информация об авторе в другом. Рейтинг — в третьем. Данные о том, добавил ли пользователь курс себе в избранное, — в четвёртом. Платный ли курс — в пятом. То есть, чтобы отобразить карточку одного материала, нужно сделать много запросов. А у нас разные форматы материалов, карточек и несколько платформ, карточки на которых отличаются.

Поэтому мы решили написать прослойку между фронтендом и бэкендом, чтобы уменьшить количество запросов. Для этого пригодился GraphQL — библиотека, которая упрощает работу с запросами и агрегацию данных. В итоге, например, с REST для получения информации о пользователе нужно сделать три запроса, а с помощью GraphQL — всего один и только с необходимыми для контекста данными.

Я продолжал осваивать технологии, в том числе GraphQL, redux-saga, react native. К тому же глубоко погрузился в продукт, своими руками потрогал уже почти все модули платформы. Это помогало общаться с бизнесом и поддерживать других разработчиков: я понимал возможности и ограничения системы, видел пути, которыми лучше решать задачи.

В итоге я стал самоходным: мог решать задачи, не подключая тимлида. А он мог, в свою очередь, переключиться на работу с менее опытными ребятами. Мне хватало компетенций и ответственности брать на себя технические решения. Знание технологий и способность самостоятельно решать задачи привели меня к уровню сеньора. 

Например, вместе с одним бэкенд-разработчиком я полностью отвечал за интеграцию Apple Pay. Или была такая задача: нужно было подключить к платформе связку с другим продуктом — сервисом, на котором предприниматели могут найти ментора или эксперта. Я сам договаривался с разработчиками другой компании, как им нужно доработать методы, как и какие данные мы будем отправлять.

Весной 2019-го произошли внутренние изменения — почти всю команду перевели в другую дочку Сбербанка, а я остался: поддерживать платформу и другие проекты, собирать новую команду. Бывший тимлид тоже ушёл, и я занял его место — стал техническим руководителем фронтенда.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • востребованность. Сейчас, с развитием контент-маркетинга, профессия редактор значительно поднялась на рынке должностей. Даже на удаленке можно найти отличные вакансии;
  • карьерные перспективы. Хороший редактор может вырасти до главреда, а тот, если хорошо проявит себя, войти в топ-менеджмент издания;
  • возможность саморазвития. Редактор постоянно имеет дело с большим количеством информации. Велик шанс находить интересное и полезное для себя и развиваться в профессии;
  • работа с интересными людьми. В профессиональном сообществе редакторов практически не бывает косных и скучных людей – с каждым есть о чем поговорить!

Минусы профессии:

  • большая ответственность. Как уже говорилось, редактор отвечает за наполнение издания, его продвижение на рынке и получение заказчиком прибыли. Если журнал или блог будут неинтересными – издание потеряет читателей, и это негативно скажется на репутации компании;
  • высокая конкуренция. Да, профессия редактора востребована, и многие вкусные вакансии быстро разбираются среди своих да наших.
  • обязательно наличие опыта. Об этом подробно расскажу в следующем разделе.

UX- и UI-дизайнер: в чем разница?

В среде дизайнеров и разработчиков немало недопонимания. UX — это «опыт пользователя», то есть впечатление клиента от работы с интерфейсом. UI — «пользовательский интерфейс», то, как выглядит программа.

UX- и UI-дизайн — единство и борьба противоположностей

Однако для конечного продукта важно, чтобы эти виды дизайна мирно сосуществовали. Разница между UX- и UI-дизайном в том, что первый планирует алгоритм взаимодействия пользователя с софтом, буквально по шагам расписывает его, продумывает процесс логически, а второй определяет, как будет выглядеть каждый из шагов и делает всё, чтобы пользователю было удобно и приятно

Разница между UX- и UI-дизайном в том, что первый планирует алгоритм взаимодействия пользователя с софтом, буквально по шагам расписывает его, продумывает процесс логически, а второй определяет, как будет выглядеть каждый из шагов и делает всё, чтобы пользователю было удобно и приятно.

UX- и UI-дизайн:

Чем занимается UX-дизайнер

UX-дизайнеру нужно соединить в одном продукте весь пользовательский опыт. В ходе работы над проектом специалист ставит цели и задачи, выбирает подходящие инструменты, принимает участие в разработке продукта, простого и понятного для конечной аудитории, анализирует результат.

Юзабилити-инженер проводит клиентоориентированные тестирования для каждой «персоны» — собирательного типа пользователя. Чтобы создать «персону» нужно буквально влезть в ее шкуру и проанализировать, что же ей на самом деле нужно. Затем UX-дизайнер делает проект интерфейса и тестирует его на реальных пользователях.

Выходная документация — результат работы UX-дизайнера — это инструкции по шрифтам, цветам, расположению элементов, размерам. Спецификации передаются разработчикам и веб-дизайнерам для изменения интерфейса в соответствии с потребностями пользователей.

В чем заключается работа дизайнера интерфейсов

Разработчик интерфейсов не занимается дизайном «под ключ».  Он должен только обеспечить удобство web-сайта для пользователя. Именно этот специалист определяет, как будет осуществляться переход в главное меню (по стрелке, кнопкой «Назад» и т. д.), когда стрелка мыши превратится в курсор и прочие мелочи, которые на первый взгляд совершенно не важны. Качество работы такого специалиста определяется тем, насколько удобно посетителю пользоваться ресурсом.

Что делает UX-аналитик

UX-аналитик использует в работе инструменты и практики программистов, психологов, маркетологов, социологов, проводит анкетирование, контекстные исследования, опросы, наблюдает за фокус-группами для улучшения качества работы клиента с продуктом.

Работа UX-аналитика — разноплановая и интересная

Подключение такого специалиста полезно на любом этапе работы.

Продуктовый дизайнер (UX и UI)

Прямая обязанность продуктового дизайнера — продать товар (софт, приложение) или услугу (подписку). Это специалист широкого профиля, который должен уметь работать с аналитикой, тестировать, полностью разрабатывать интерфейс.

Что такое UX дизайн?

UX практически всегда сопровождается словом “дизайн”. Люди, работающие в этой области – UX дизайнеры.

Простыми словами, User Experience Design (UXD или UED) – это процесс создания физического или электронного продукта, который полезен, легок в использовании и приятен для взаимодействия. Но на самом деле все значительно сложнее:

01. UX дизайн больше чем юзабилити

Существует заблуждение, что UX дизайн – это то же самое, что и юзабилити. И это заблуждение понятно: юзабилити предполагает, что продукт полезен и легок в использовании.

Юзабилити – это качественный атрибут пользовательского интерфейса, который устанавливает, легок ли продукт в изучении, насколько он эффективен, и так далее.

Да, юзабилити – это один из наиболее важных факторов в эффективном UX, но если UX ограничится только этим элементом, то ваш продукт будет на шаг позади.

02. UX дизайн не является визуальным или UI дизайном

UX дизайн часто ошибочно относят к Визуальному/UI дизайну, потому что для многих людей слово “дизайн” сразу же ассоциируется с цветами и графикой. Но UX дизайн другой.

Пользовательский интерфейс (UI) определяется как средство связи между человеком и системой. С увеличением популярности персональных компьютеров и мобильных девайсов этот термин обычно приравнивают к “графическому пользовательскому интерфейсу (graphical user interface (GUI))” – внешний вид и ощущение, презентация и интерактивность продукта.

Несмотря на то, что пользовательский интерфейс является очевидно-важной частью опыта взаимодействия, UX дизайнеры не создают вещи, сравнимые по ощущениям с визуальным интерфейсом дизайнера. UX дизайнеры создают функции, которые стоят за визуальной составляющей: процесс, который делает так, чтобы продукт работал хорошо для людей, которые им пользуются

UX соединяет разрыв между тем как что-то выглядит и как оно работает и чувствуется.

На графике ниже показано, что UX собирает воедино все аспекты дизайна продукта и его использования, а UI в основном ограничивается визуальной частью дизайна.

03. UX дизайн – это люди

UX – это подход к дизайну, который учитывает все аспекты взаимодействия человека с продуктом или услугой. Он крепко связан с пониманием поведения пользователя, его нуждами, целями, мотивацией и контекстом, в котором будет использовать продукт. Конечной целью является такое решение, которое удовлетворит эти области опыта взаимодействия. UX дизайн – это искусство служить и создавать ценность для людей. 

Опыт взаимодействия не учитывает каждую ситуацию для каждого пользователя, потому что все люди разные. То, что работает для одного пользователя, может иметь противоположный эффект на другого. UX дизайн – это достижение лучшего и надежного решения для вашей целевой аудитории.

Таким образом, чтобы создать отличный опыт взаимодействия, дизайнеру нужно сопереживать людям, которые будут использовать продукт.

04. UX дизайн имеет разные размеры

От умных часов до широчайших TV-экранов, контент должен хорошо просматриваться на всех устройствах. Но разработка под разные экраны – это не просто изменение размера контента, а куда более сложный процесс: дизайнеру нужно максимизировать опыт взаимодействия для каждого устройства так, чтобы пользователь понял, что приложение действительно разработано под их девайс, вместо того, чтобы просто растягиваться по ширине экрана.

05. UX дизайн – это постоянно продолжающийся процесс

UX дизайн продукта постоянно развивается со временем с появлением новых технологий и получаемых отзывов. Продукт эволюционирует и меняется, и UX должен двигаться попутно с ним.

Что такое UX UI дизайн простыми словами

Оба типа дизайна существовали задолго до появления интернета, мобильных гаджетов. Конечно, названия были немного другими, но суть от этого не изменилась. Кроме этого дизайном занимались специалисты смежных профессий.

Чтобы понять разницу и уловить отличия, достаточно перевести аббревиатуру на русский язык:

Насколько просто пользователь достигнет свою цель, будет ли ему понятно. Какой опыт и впечатления он получит от работы с интерфейсом.

Если пользователю сложно разобраться в том, как работает сайт, то говорят о плохом UX дизайне. Еще до проектирования макета сайта проводится глубокая аналитика действий каждого пользователя. На основании этих результатов определяется расположение основных элементов дизайна.

Насколько визуально приятен интерфейс. Здесь уже оценивается: удобно ли пользователю читать текст, кликать по кнопкам. Не раздражает ли цветовая гамма.

По сути UI дизайн – это все то, что пользователь видит на экране монитора. Этот вид дизайна ориентирован на то, чтобы создать интерфейс визуально привлекательным. Кривые кнопки или ужасное сочетание цветов может оттолкнуть пользователя.

Поэтому UI дизайнеры должны создавать такой интерфейс, после которого остается приятное послевкусие. Таким образом, UX UI дизайн – это проектирование таких интерфейсов, в которых учитывается дизайн и удобство пользователя. То есть UI UX дизайнер сочетает творчество и аналитику.

Как тренировать UI

Повышайте уровень насмотренности. Но не просто смотреть и старайтесь запомнить, а именно повторяйте, копируйте. Т.е. план действия примерно такой:

  1. Завести файл в Figma.
  2. Положить работу с dribbble, которая нравится.
  3. Начинать повторять на глаз аналоговый интерфейс. Нельзя накладывать текст и объекты сверху на аналог. Стараться попадать самим через глазомер.
  4. Анализировать как ваши знания по UI работают в этом аналоге.

Такой способ нелегкий, быстро надоедает, ведь не дает моментальных результатов. Но он точно даст набор паттернов (примеров), которые будут у вас в памяти и в руках. Поэтому, когда вы начнете делать реальный проект, то у вас уже будут варианты дизайн-решений, которые вы умеете делать.Еще очень полезно менять работы. Например, взять приложение для ухода за цветами где есть график полива с напоминаниями и изменить на систему приема лекарств, создавая новое ui-решение.Такую тренировку можно выложить в dribbble и у вас будет впечатляющее портфолио UI-дизайнера.

Кому подходит профессия веб-дизайнера

Дизайн подходит творческим и креативным людям, которые способны уделять работе много часов подряд. Уметь рисовать не обязательно, но лишним не будет. 

Немаловажно обладать такими софт-скиллами, как:

Внимание к деталям: в любом дизайне много мелких элементов, и их нужно отрисовать без ошибок.
Аналитический склад ума: важно уметь анализировать целевую аудиторию, отстраиваться от конкурентов, а также решать задачи бизнеса. 
Коммуникабельность: в процессе работы дизайнеру нужно много общаться с командой и заказчиками, обсуждать правки и порой отстаивать свое решение.
Любопытство: важно постоянно учиться чему-то новому и каждый день тренировать насмотренность. Это позволяет выдерживать ежедневно растущую конкуренцию. 

Когда осталась пара сомнений

На самом деле у новичков всегда есть вопросы и сомнения. Кто-то только сейчас определяется с выбором профессии, кто-то уже хочет повысить свой уровень знаний.

ТОП-5 наиболее частых вопросов:

Как понять, подойдет ли мне профессия?

Можно попробовать свои силы в дизайне, если хоть раз возникали идеи по улучшению работы сервисов, сайтов, устройств. Если есть склонность к аналитике, то обработка массивов данных не будет проблемой в дальнейшем.

За такой короткий срок можно научиться всему, что понадобится в работе?

Если уделять в неделю хотя бы 10 часов для обучения, то можно усвоить весь материл. Кроме этого тесное общение с преподавателем всегда дает огромные плюсы в освоении новой профессии.

Если нет специального образования, то смогу ли я освоить дизайн?

Для старта в профессии достаточно законченное среднее образование. Кроме этого необходимо установить на компьютер несколько специальных программ. И обязателен доступ в интернет для обучения.

Если возникнут непредвиденные обстоятельства, как быть?

В случае необходимости всегда можно поставить обучение на паузу. Предусмотренный академический отпуск и его продолжительность зафиксированы в правилах курса.

Получится ли совмещать обучение с работой в офисе?

Каждый студент выбирает самостоятельно время для обучения. Все уроки предоставляются в записи. Присутствия в онлайн режиме на вебинарах не требуется.

Заключение

Спросите себя честно, подходит ли вам UI/UX-дизайн? Как вы можете сделать вывод, эта сфера — это не только красивый финальный вид продукта, но и тесное взаимодействие с целевой аудиторией, огромное количество черновой работы. Именно от результата работы данного специалиста зависит сумеет ли пользователь купить ваш продукт, найдет ли он нужную кнопку корзины, посоветует ли он его другим.

UI/UX-дизайн требует множество разных качеств от работника — именно это делает эту нишу такой захватывающей. На сегодня, для новичков UI/UX-дизайнеров существует множество образовательных ресурсов, которые позволяют сделать легкий первый шаг в этой области, поэтому не стоит ждать, а скорее приступать к изучению UI/UX-дизайна.

Вот видео, которое позволит более конкретно примерить на себя эти профессии:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: