К вопросу о классификации метафоры

Что такое метафора и как её использовать в текстах: 5 живых примеров

Примеры

Метафоры часто используются в различных художественных произведениях, а также в разговорной речи.

Приведем примеры метафоры в литературе: флейта водосточных труб (В. В. Маяковский), багровый костер заката (И. А. Бунин), синий плат небес (С. А. Есенин), утро года (А. С. Пушкин).

В разговорной жизни используются такие метафоры: золотые руки, бездна горя, струны души, горы своротить, завяла любовь.

Метафоры могут использоваться не только в художественном и разговорном стиле, но и в публицистическом и научном (например: гласные звуки).

Что мы узнали?

Метафора (с греч. «перенос) – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущению и др. В русском языке есть развернутая метафора – ряд связанных и дополняющих друг друга метафор. Особенность метафоры заключается в том, что назван только предмет, с которым сравнивают, а о предмете, который сравнивается, воспринимающий информацию должен догадаться. Метафоры часто используются в различных художественных произведениях (флейта водосточных труб, утро года), а также в разговорной речи (золотые руки, завяла любовь).

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что такое метафора?

    • Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак
    • Образное, красочное, выразительное определение, в основе которого лежит скрытое сравнение
    • Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку
    • Тонкая насмешка, употребление слова противоположном прямому смысле

Метафора

Метафора (от греч. metathora – перенос) – троп слова, заключающийся в перенесении свойств одного объекта, процесса или явления на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Аристотель в «Поэтике» отмечал, что метафора – это «несвойственное имя, перенесенное с рода на вид, или с вида на вид, или по аналогии». Из четырех родов метафоры, писал Аристотель в «Риторике», наибольшего внимания заслуживают метафоры, основанные на аналогии. Особенно сильной считает Аристотель метафору действия, т.е. такую, где аналогия основана на представлении неодушевленного одушевленным, изображающим все движущимся и живущим.

При создании метафоры, согласно Квинтилиану, наиболее типичными будут следующие четыре случая:

-замена (перенос свойства) одного одушевленного предмета другим одушевленным (сегодня можно говорить о переносе свойства от живого к живому, ибо у греков и римлян одушевленными считались не только люди); Например Гомер: Ахилл- лев, львиное сердце. «Лошади были – не лошади, тигры»(Е.Замятин,Русь).

— один неодушевленный предмет заменяется (происходит перенос свойства от неживого к неживому) другим неодушевленным; Например, у М.Ф. Достоевского: «Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй, что и игрушки!»;

— замена (перенос от живого неживому) неодушевленного предмета одушевленным; Например, М. Горький «Старуха Изергиль» «Еще и теперь по небу бродили обрывки туч»

-замена (перенос свойства) одушевленного предмета неодушевленным; Например, у М.Горького «Старуха Изергиль» «Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень».

Аристотель в «Риторике» подчёркивал, что именно метафоры наряду с общеупотребительными словами родного языка, являются единственным материалом, полезным для стиля прозаической речи. Метафора очень близка к сравнению, но между ними существует и различия. Метафора – троп риторики, перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении, а сравнение – это логический прием, сходный с определением понятия, образное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому. Обычно сравнение выражается при помощи слов как, подобно, словно. Метафора, в отличие от сравнения, обладает большей экспрессией. Средства языка позволяют разделить сравнение и метафору совершенно строго. Это сделана еще в «Риторике» Аристотеля. Хотя одновременно следует отметить, что Аристотель подчеркивал: «А что сравнение суть метафоры, об этом было сказано много раз». Если метафора кажется слишком опасной, то ее легко превратить в сравнение, вставив как бы, и тогда впечатление рискованности, свойственное метафоре, ослабнет.

Большое внимание уделено метафорам как таковым в трактах риторов. Употребительнейшим и красивейшим из тропов риторики называл ее Квинтилиан

Она умножает богатство языка, изменяя или заимствуя все то, чего в нем недостает. Метафора употребляется для того, чтобы поразить ум, сильнее обозначить предмет и представить его как бы перед глазами слушателей. Римский ритор Квинтилиан говорил, что метафора является чем-то врождённым и даже у полных невежд вырывается самым естественным образом. Разумеется, нельзя гипертрофировать ее роль. Квинтилиан отмечал, что избыток метафор утруждает внимание слушателя, превращает речь в аллегорию и загадку. Не стоит употреблять низкие и неблагопристойные метафоры, а также метафоры, основанные на ложном подобии. Аристотель видел одну из причин выспренности, холодности речи оратора в употреблении неподходящих метафор. Он считал, что нельзя употреблять три вида метафор: 1) имеющие смешной смысл; 2) смысл которых слишком торжествен и трагичен; 3) заимствованные издалека, а потому имеющие неясный смысл либо поэтический вид.

Действительно, можно выделить некие правила образования метафоры:

Оценки роли метафоры в художественной литературе много времени уделял Б.Л.Пастернак: «Метафоризм- естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач. Это и есть поэзия. Метафоризм- стенография большой личности, скоропись ее духа.»

Метафора – самый распространенный и самый экспрессивный из всех тропов. И очень часто метафора выступает в соединении с другими тропами и фигурами, являясь их как бы другой ипостасью. Вот пример метафоры, являющейся одновременно и гиперболой:

Что есть любовь?

Воспламенившееся море слез

(В. Шекспир)

Сфера применения, повседневная польза

Основными сферами, где принято использовать прием, являются публицистика и ораторское искусство. Также его применяют:

как средство объяснения в педагогике;
в качестве инструмента убеждения в политике;
для придания яркости образам в поэзии, повествовании, других литературных жанрах:
в средствах массовой информации, когда нужно обозначать фокус, привлекать внимание к признакам, свойствам, характеристикам.

В повседневной жизни особенность приема позволяет делать речь выразительной, рассказ – запоминающимся, диалог – более живым.

Примечание

Подобные приемы неуместны и не используются в кадровых документах, военных указах, инструкциях, законодательных актах, деловых досье.

Способ обнаружения

Если возникает вопрос, как найти метафору в тексте, можно поступить следующим образом:

Бывает, сразу обращает на себя внимание яркий образ, упоминаемый неоднократно. Это развернутая метафора

Как правило, ее видно сразу, потому что она раскрывается с новых сторон во многих фрагментах произведения, как в примере про море (несколько раз упоминается слово конь, упоминаются конские гривы, глаголы, означающие свойственные лошадям быстрые движения и т. д.)

Найдите слова в переносном значении.

Чтобы убедиться в своей правоте, попытайтесь представить образ буквально (войска золотого цвета, стоящего в поле и разметаемого кистенем, в реальности не существует). Если в реальности предметы не состыковываются между собой, перед вами переносное употребление. Окончательно проверить себя можно по толковому словарю.

Установите, что скрыто за переносным значением.

Так, клавишей стая — это, как минимум, октава, как максимум — все клавиши фортепиано. Здесь в переносном значении употреблено слово стая, т. к. клавиши уподобляются птицам (а само стихотворение описывает игру на фортепиано), но никак не наоборот.

В “классической” метафоре сравниваемый предмет не называется.

С горошинами сравниваются брызги, но они не упоминаются в тексте.

Тогда как в другом отрывке этого же стихотворения мы видим сравнение:

Это тоже разновидность метафоры, но ее принято классифицировать отдельно.

Подумайте, по какому признаку сопоставлены два понятия.

Если по цвету, форме, объему, издаваемому звуку, тактильным ощущениям — это сходство. Перед нами метафора. Если по отношениям: материал — предмет, из него изготовленный (она блистала каменьями, т. е. украшениями из камня), действие — орудие действия (все решит меч, т. е. битва) и пр., это отношения смежности. Перед нами метонимия.

Метафора и ее значение в речи как стилистической фигуры

Метафора в коммуникации встречается довольно часто, сфера ее функционирования не ограничивается только художественным или художественно-публицистическим дискурсом. Сопоставляя предметы, выделяя в них связи, человек познает мир и использует ее для номинации предметов и явлений.

Следовательно, метафора способна выполнять следующие функции:

  1. Когнитивную, связанную с осмыслением действительности.
  2. Номинативную, предполагающую ее использование в качестве средства обозначения предметов и явлений.
  3. Оценочную, проявляющуюся в характеристике денотатов адресатом.
  4. Художественную, позволяющую создавать неповторимые образы.

Когнитивно-номинативную функцию издавна выполняют стершиеся метафоры, которые утратили свою образность. С их помощью происходит расширение значений слов и пополнение словаря: носик чайника, ручка двери, ножка стола, глазные белки, дверной глазок, колодезный журавль, рукав гидранта, море ошибок, куча дел, букет болезней, сила мысли, фундамент благополучия, общественное здание и т. д.

Эти метафоры понятны большинству говорящих, поскольку входят в словарный состав языка и не являются уникальными: их усвоение происходит одновременно с овладением лексикой в практике коммуникации.

Многие общеязыковые метафоры способны выражать оценочно-экспрессивное значение, особенно в разговорной речи: У меня масса дел. Здесь горы мусора. Ты сделал кучу ошибок! На меня обрушился шквал сообщений. Меня захлестнула волна негодования. От твоих слов гнев меня душит.

Такие метафоры в русской речи формируются за счет переноса атрибутов живого существа на неживое (гнев душит, рождение чувств, любовь умерла), путем уподобления явлениям природы или объектам окружающей действительности (волна нежности, пламя страсти, шквал эмоций, ветер перемен), посредством сопоставления абстрактных понятий с конкретными (масса возражений, фундамент рассуждений, здание государства).

В художественной речи используются уникальные метафоры, основанные на тонко подчиненных авторов ассоциативных связях между явлениями. Такова метафора «зеркало затона» в стихах С.А. Есенина: «Задремали звезды золотые, / Задрожало зеркало затона». Здесь основанием уподобления являются свойства «гладкости» и «отражательная способность» воды, делающей ее похожей на зеркальную поверхность. Не менее выразительна метафора Ф.И. Тютчева «живая колесница мирозданья», под которой подразумевается земной шар, планета Земля. Пушкинская метафора «мой закат печальный» основана на традиционном для фольклора уподоблении этапов человеческой жизни суточным циклам: рассвет – юность, полдень – зрелость, закат – старость.

Таким образом, метафора позволяет реализовывать различные речевые функции, обогащая речь и делая ее более выразительной.

# 3: не загромождайте текст слишком большим количеством метафор

Наконец, не забивайте свой текст слишком большим количеством метафор.

Хотя метафоры — отличное средство для акцента и поэтического эффекта, они также могут загромождать ваш текст слишком большим количеством сравнений и сделайте то, что вы пытаетесь сказать, неясным и расплывчатым.

Вы рискуете не только оттолкнуть читателя, если у вас столько метафор, но и уменьшение воздействия каждой метафоры, так как все они начнут сливаться вместе и станут менее запоминающимися.

Если вы когда-нибудь сомневаетесь, подумайте, может ли лучше не размещать метафору в определенном месте и вместо этого посмотреть, как текст читается без нее. Помните также, что вы хотите использовать только самые сильные метафоры!

Определение

мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — сло­во или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в пере­нос­ном зна­че­нии, в осно­ве кото­ро­го лежит срав­не­ние нена­зван­но­го пред­ме­та или явле­ния с каким-либо дру­гим на осно­ва­нии их обще­го при­зна­ка.

Чтобы появи­лась мета­фо­ра, сле­ду­ет най­ти точ­ки сопри­кос­но­ве­ния двух пред­ме­тов или явле­ний в чем-то, напри­мер:

  • озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озе­ра;
  • руки как золо­то — золо­тые руки;
  • воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные воло­сы.

Именно поэто­му мета­фо­ру счи­та­ют скры­тым срав­не­ни­ем, в кото­ром отоб­ра­жа­ют­ся как посто­ян­ные, так и вре­мен­ные, пре­хо­дя­щие, слу­чай­ные сход­ства пред­ме­тов.

Но в отли­чие от срав­не­ния мета­фо­ра выра­жа­ет усто­яв­ши­е­ся сход­ства пред­ме­тов.

Например, в осно­ве мета­фо­ри­че­ской свя­зи зна­че­ний суще­стви­тель­но­го «нос» лежит сход­ство пред­ме­тов по фор­ме и рас­по­ло­же­нию в про­стран­стве:

  1. часть лица чело­ве­ка, мор­ды живот­но­го;
  2. клюв пти­цы;
  3. высту­па­ю­щая часть чай­ни­ка, кув­ши­на;
  4. перед­няя часть ступ­ни, обу­ви и чул­ка;
  5. перед­няя часть мор­ско­го суд­на, само­лё­та и т.д.

На осно­ве внеш­не­го сход­ства полу­чи­ли оди­на­ко­вые наиме­но­ва­ния швей­ная и хирур­ги­че­ская игла, лист хвой­но­го дере­ва (игла сос­ны, ели, кед­ра) и игла неко­то­рых живот­ных (ежа, дикоб­ра­за).

Метафоричными явля­ют­ся свя­зи живот­ное — чело­век и отсю­да воз­ник­шие наиме­но­ва­ния людей в пере­нос­ном смыс­ле:баран, осёл, сви­нья, лиса, соро­ка, волк, мед­ведь, петух, вол.

Общность при­зна­ка дела­ют воз­мож­ным вот такие пере­но­сы при­зна­ка лица на пред­мет:

  • без­молв­ная жен­щи­на — без­молв­ная ули­ца;
  • дели­кат­ный чело­век — дели­кат­ный вопрос;
  • бой­кий маль­чик — бой­кий спор;
  • муд­рый ста­рик — муд­рое реше­ние;
  • любо­пыт­ная сосед­ка — любо­пыт­ный вопрос.

Перенос зна­че­ния одно­го сло­ва на дру­гой, то есть воз­ник­но­ве­ние мета­фо­ры, свя­зан с их сход­ством:

  1. подо­бие фор­мы:дам­ская шляп­ка — шляп­ка гвоз­дя, коп­на сена — коп­на волос;
  2. цве­то­вая бли­зость:янтар­ные бусы — янтар­ный блеск; золо­тое коль­цо — золо­тая листва;
  3. общ­ность функ­ции:двор­ни­ки рас­чи­сти­ли снег — авто­мо­биль­ные двор­ни­ки; горит све­ча — горит лам­поч­ка; сто­рож (охран­ник) — сто­рож (кухон­ное при­спо­соб­ле­ние, не даю­щее под­го­реть моло­ку);
  4. похо­жесть в рас­по­ло­же­нии:подош­ва обу­ви — подош­ва горы.

Примеры метафоры в стихах:

Улыбнулись сонные берёзки,Растрепали шёлковые косы.Шелестят зелёные серёжки,И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапиваОбрядилась ярким перламутромИ, качаясь, шепчет шаловливо:«С добрым утром!»«С добрым утром», С. А. Есенин

«Улыбнулись сонные берёзки» — в основе этой метафоры олицетворение.

Другое очень знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Белеет парус одинокий» является объектом споров: является ли парус метонимией или метафорой?

Если воспринимать парус как корабль, т.е. существует эпитет, таким образом поэт создал метафору. Если воспринимать парус как часть корабля, то он создал метонимию (одно понятие связано с другим и заменяет его).

Играют волны — ветер свищет,И мачта гнётся и скрыпит…Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!»«Парус» (Белеет парус одинокий)», М. Ю. Лермонтов

В кино

Создатели фильмов любят использовать громкие названия, чтобы сразу привлечь к себе внимание зрителей. Просто приведем такие примеры:

  1. Горячие головы – сразу намек на нечто безбашенное;
  2. Человек дождя – герой не от мира сего.

В рекламе

Так как метафоры призваны усилить привычный образ и сделать его более запоминающимся, что, естественно, этот прием давно уже взяли на вооружение рекламщики. Они используют его для создания коротких, но запоминающихся слоганов.

Вот лишь несколько примеров метафор в рекламе:

  1. «Магия кофе» (кофеварки «De Longi»);
  2. «Революция цвета для губ» (помада «Ревлон»);
  3. «Разбуди вулкан удачи!» (сеть игровых автоматов);
  4. «Наш удар по ценам!» (магазины «Эльдорадо»);
  5. «На волне удовольствия» («Кока-Кола»);
  6. «Окунись в прохладу» («Lipton Ice Tea»).

Повседневная польза

Метафора существует не только на страницах книг. Она живет в воображении своего создателя. Чем более развито воображение, тем более метафорично мыслит и живет человек. Зачастую такой способ мировосприятия помогает творить не только художественные произведения, но и собственную реальность. Как минимум – формировать отношение к окружающей действительности.

Помню, в студенческие годы мне было проще переносить различные неурядицы, осознавая свою жизнь как кино. Что характерно, такая ассоциация у меня присутствовала и в детстве (под влиянием модных «мыльных опер»), только не совсем отчетливо понималась.

Рожденный примерно на втором курсе «манифест актрисы», неоднократно вспоминаемый впоследствии, помогал мне справляться с разными стрессами:

Как еще не снятый сериал.

Непонятно только, кто всесильный

Для меня сценарий написал.

Я снимаюсь только в главной роли –

Иногда, к несчастью, не в своей –

В окруженье множества героев

И эпизодических ролей…

Метафоры стимулируют правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Емкий образ вызывает в сознании чувственно воспринимаемые ассоциации. Это не только способствует творческому развитию, но и помогает решить трудные логические задачи. Так наши предки соорудили сложные технические механизмы, наблюдая за строением животных и птиц. Используя метафоры и аналогии, мы порой неожиданно для себя находим выход из ситуации.

Это выразительное средство помогает погрузить человека в транс и наладить общение с ним. Не случайно на метафорах основаны различные магические тексты, например, заговоры:

Месяц в небе, солнце в дубе, червяк в зубе. Аминь, аминь, аминь.

В межличностном общении использование пословиц, поговорок (не без участия данного тропа) помогает выразить свою мысль твердо, не обижая собеседника:

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Под лежачий камень вода не течет.

На уроках литературы подмечается, как троп раскрывает внутренний мир автора:

Это сладкое слово «свобода»!

Соловьи, соловьи, я б хотел умереть

Под акафист подобного рода! (Иеромонах Роман (Матюшин))

В одном емком слове акафист (радостная хвалебная песнь в честь святых) и мировосприятие, и жизненный путь поэта-монаха.

Но ведь люди пользуются метафорами и в обычной жизни. Наблюдение за излюбленными выражениями собеседника, пусть не его собственными, позволяет сделать выводы о его характере, темпераменте, ценностях, кругозоре.

Так, использование «военных» терминов (победа, поражение, атака, наступление): мама меня атакует, я сегодня победил математичку – получил «пятерку». – и т. д

говорит о важности физической и моральной силы для человека

Изучив речевое поведение собеседника (т. е. его частые выражения, темп и характер высказываний (конструкцию предложений, их объем)), мы можем немного подстроиться под него для облегчения диалога. Мне помогало в работе с умственно отсталыми детьми.

Не случайно метафоры используются в притчах, помогая создать сильные, понятные и запоминающиеся образы, и в детских жанрах фольклора – для развития образного мышления малышей.

Виды метафор

В специализированной литературе выделяют простые и развернутые метафоры. Простые подразделяются на:

  1. Резкие. Метафора возникает, когда пытаются свести воедино абсолютно никак не относящиеся друг к другу понятия и термины. Примеры: «взрыв эмоций», «цветок лица», «крылья мечты». Особенностью считается также и количественный состав метафоры, чаще всего она состоит всего из 2 слов.
  2. Стертые. Самая распространенная и употребляемая разновидность. Стертыми метафорами оперируют даже те, кто и понятия не имеет о том, что это такое за литературный прием. Примеры: «лес рук», «чтобы жизнь медом не казалась», «золотые руки», «старые обиды».
  3. Формулы. Такие метафоры, как «носки ботинок», «ножка стула», «чаша жизни» почти не поддаются расшифровке и перефразированию. Возможно, в момент их образования, метафорические формулы и были понятны каждому. Но сейчас их суть проясняется только в общем контексте, в окружении других слов, придающих метафоре смысл.
  4. Преувеличенные. Говорящий намеренно преувеличивает масштаб происходящего. Примеры: «тысяча извинений», «сто раз говорено», «семь раз отмерено», «покатился со смеху», «миллион свидетелей».

Развернутые метафоры представляют собой отдельные куски текста. Часто используются поэтами для рифмы и выражения особых свойственных только конкретному человеку мыслей. К развернутым иносказаниям прибегали Есенин, Тютчев, Фет. Например, у Есенина встречаем: «отговорила роща золотая («золотая» – метафора) березовым, веселым языком». Ясно, что березы говорить не умеют, и никакого языка, в том числе, и веселого, у них нет. Березовый лист явно сделан не из золота. Но и именно слово «золотой» делает эту строку такой яркой и звучной.

Метафоры также могут быть:

  1. Словообразовательными. Белоручка – ничего не умеющий и ничего не желающий делать человек. Бесчеловечный – не умеющий проявлять человеческие эмоции, например, сочувствие и сострадание, поступающий не по совести. Бесхребетный – легко управляемый, ведомый, выполняющий все прихоти кого-то, не умеющий говорить «нет». Буквальный – такой, какой есть в действительности («использовать слова в буквальном смысле»). Маячить – находиться у кого-то постоянно перед глазами, на виду, там, где человека легко заметить. Нахлебник – человек, получающий в семье какие-либо блага бесплатно в силу возраста или социального положения. Сердцеед (сердцеедка) – человек, специально влюбляющий в себя множество других людей.
  2. Авторскими. Авторские метафоры в большинстве случаев также относят и к развернутым. Но особенностью исключительно авторских метафор является ограниченная их локализация – слова в переносном смысле используются в рамках конкретного произведения и почти никогда не выходят за эти рамки, не используются в повседневной жизни вне текста, созданного писателем. Пример модно взять у В. Набокова – «замшевая походка». Читателю, не знакомому с произведением, в котором было использовано это иносказание, не понятно, о какой походке идет речь – возможно, человек идет прямо, или он качается, или у него есть увечье, заставляющее подгибать ногу при ходьбе. Кроме того, использованное Набоковым выражение в быту не прижилось и если его услышит кто-либо далекий от литературного мира, то просто ничего не поймет.

Чаще всего авторские метафоры встречаются в произведениях классической мировой литературы. Но некоторые из них являются производными народного творчества, например: грозный царь, добрый молодец, дума черная.

Видео:Что такое метафора?Скачать

Использование метафор в разных сферах жизни: литература, наука, политика

Метафоры не ограничиваются только литературой, они проникли во многие области нашей жизни и играют важную роль в различных сферах общества. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Литература: В литературе метафоры являются одним из основных инструментов для создания образов и передачи эмоций. Они помогают писателям углубиться в чувства и мысли персонажей, а также создать мир, который захватывает воображение читателя.
  2. Наука: В научной сфере метафоры также имеют свое место. Они используются для объяснения сложных концепций и идей в более доступной форме. Например, метафора “генетический код” помогает понять, как гены передают информацию от одного поколения к другому.
  3. Политика: В политике метафоры могут быть мощным оружием. Они используются для передачи идей и убеждений, а также для манипуляции общественным мнением. Например, метафора “железный занавес” использовалась во время холодной войны для описания разделения между СССР и Западом.
  4. Образование: Метафоры могут быть полезными инструментами в образовательном процессе, помогая студентам лучше понять сложные идеи и концепции.

Таким образом, метафоры играют важную роль в различных областях нашей жизни, обогащая наш язык и помогая нам лучше понимать сложные идеи и концепции.

Какие метафоры бывают: классификация для удобства применения

Существуют разные виды метафор. Чтобы применять метафоры осознанно, нам пригодится их классификация.

Стертые метафоры

Один пример стертой метафоры я вам уже приводила: ножка стула. Это выражение стало настолько привычным, что мы даже не замечаем, что за ним стоит какая-то метафора. Стертыми метафорами часто являются слова и выражения, имеющие несколько значений.

Примеры стертых метафор:

  • горлышко бутылки;
  • анютины глазки;
  • дуновение ветра;
  • скачок давления;
  • рукав реки;
  • подножие горы.

Мертвые метафоры

В таких метафорах используются устаревшие слова, первоначальный смысл которых уже стерся и не осознается.

Пример: бить баклуши

Для современного человека выражение “бить баклуши” – означает бездельничать или заниматься ерундой. А вот что такое “баклуша”, знает далеко не каждый. Я, например, не знала, пришлось порыться в поисковике Яндекс.

Оказывается, баклуша – это деревянный чурбачок, заготовка, из которой впоследствии будут сделаны деревянные изделия, например, ложка или скалка. Изготовление баклуш считалось настолько неквалифицированной работой, что приравнивалось к безделию. Отсюда и пошла метафора “бить баклуши”.

Другие примеры стертых метафор:

  • добраться на перекладных;
  • решить с кондачка;
  • сбить с панталыку.

Стертые и мертвые метафоры (их ещё называют “сухие”) мы часто употребляем в повседневной речи и специально заострять на них внимание смысла нет. Другое дело – образные метафоры

Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку

Другое дело – образные метафоры. Это именно тот инструмент, который следует освоить каждому пишущему человеку.

Образные метафоры

Образные метафоры – это иносказательные обозначения предметов и действий. Есть образные метафоры, которые уже широко вошли в обиход и даже превратились в клише, например:

  • золотая осень;
  • серебро седины;
  • хмурое небо.

Такие метафоры рекомендую употреблять в текстах очень аккуратно, иначе можно легко скатиться до банальщины.

А вот примеры клише копирайтеров, метафор, которые давно превратились в пустые фразы:

  • демократичные цены;
  • гибкая система скидок;
  • дружный коллектив;
  • динамично развивающаяся компания;
  • лидер в своей отрасли;
  • огромный опыт работы;
  • индивидуальный подход;
  • высокий уровень сервиса.

От частого употребления их первоначальный смысл стерся. Не рекомендую употреблять подобные выражения в своих текстах.

Чтобы писать увлекательно, придется придумывать свои собственные образные метафоры.

Виды метафор

В русском языке выделяют следующие разновидности метафор.

Простые Развернутые
Обычно в словосочетании в переносном значении употреблено единственное слово. Состоят из одного или нескольких слов. Часто выражены фразеологическими конструкциями.

В свою очередь простые метафоры бывают следующих видов:

1.     резкая;

2.     стертая;

3.     формула;

4.     преувеличение.

Метод используют в художественной литературе. Целое стихотворение или текст выступают метафорой. Каждое слово объясняет предыдущее или дополняет его.

Разберем детальнее виды простых метафор:

Резкая (диафора)

Преимущественно состоит из нескольких слов. Два совершенно разные понятия объединяются воедино для увеличения экспрессивной окраски речи. Является одним из самых распространенных видов.

Примеры: пламя страсти, боль обиды, соль на раны.

Стертая (эпифора)

Это метафоры, которые настолько прочно вошли в ежедневную речь, что человек не понимает, что использует специальные литературные приемы.

Примеры: шелковое сердце, лес рук.

Формула

Лингвистические конструкции, которые невозможно заменить синонимами. Слова в словосочетании невозможно разделить. В противном случае смысл утерян.

Пример: ножка стола, носок сапога, корень зла.

Преувеличение (гипербола)

Это сочетание слов, которыми носитель языка намеренно увеличивает смысл сказанного.

Примеры: в сотый раз повторяю, миллион раз.

Метафору используют не только в повседневной речи и художественной литературе, но и во многих других отраслях. В связи с этим лингвисты выделяют различные виды метафор. Функция меняется в зависимости от сферы использования термина:

  • политический контекст (познавательная функция);
  • художественная сфера (эстетическая функция);
  • научный стиль (информационная функция).

Язык как лингвистическая единица постоянно развивается и видоизменяется. Кроме простых и развернутых метафор, выделяют и другие разновидности. Например, графическая – графему заменяют символом или даже изображением. Некоторые языковеды открывают авторские квалификации.

Средства выразительности русского языка имеют общие характеристики, поэтому не всегда получается точно определить конкретный литературный прием:

Метафора
Олицетворение
Эпитеты
Указывает на предмет не напрямую, а косвенно или ассоциативно.
Неодушевленные объекты получают свойства одушевленных.
Часто слова-эпитеты используют в переносном значении

Акцентируют внимание на каком-либо свойстве предмета.
Примеры
Острый ум, волчья хватка, трезвая голова
Солнце улыбается, ветер злится, небо молчит
Золотая осень, мертвая тишина, буйный ветер

Примеры метафор из литературы.

Предлагаем Вашему вниманию
примеры метафор:

«В лесу родилась елочка, в лесу она росла» — понятно, что елочка не может родиться, она может только вырасти из семени ели.

Еще один пример:
«Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.»

Тоже очевидно, что черемуха не может завить кудри, ее сравнивают с девушкой, дабы наглядно показать какая она красивая.

Метафоры бывают резкими, такой вид связывает совершенно разные смысловые понятия, например «начинка фразы», понятно, что фраза не пирожок и у нее не может быть начинки. Так же метафоры бывают развернутыми – просматривается, а скорее прослушивается на протяжении всего высказывания, таким примером может служить отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

«У ночи много звезд прелестных,

Красавиц много на Москве.

Но ярче всех подруг небесных

Луна в воздушной синеве.»

Наряду с развернутыми и резкими метафорами существуют стертая метафора и метафора-формула, схожие по своим признакам – придающие предмету фигуральный характер, например «ножка дивана».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: