Особенности возникновения стереотипов

Что такое стереотипы и эмпирические обобщения?

Что такое стереотип простыми словами

Стереотип – это общепринятый образ человека, явления или события. Этот термин был введен американским журналистом Уолтером Липпманом в 1920-х годах.

Он позаимствовал это слово у печатников. Люди этой профессии используют слово “стереотип” для обозначения печатной формы, которая позволяет воспроизводить текст снова и снова.

Уолтер Липпман выделил несколько свойств стереотипов

  • они облегчают жизнь;
  • они часто ошибаются;
  • они не вырабатываются самим человеком, а усваиваются извне;
  • они чрезвычайно стабильны.

Откуда взялись стереотипы

Стереотипы существовали в мышлении наших предков задолго до цивилизации. Например, первобытный человек знал, что его большой мускулистый друг опасен, потому что он может отнять у него еду, одежду или женщину. Этот примитивный стереотип жив и сегодня, десятки тысяч лет спустя, всякий раз, когда незнакомец той же внешности сталкивается с ним.

Склонность первых людей опасаться незнакомцев была оправдана. Добродушные и наивные быстро погибали, поэтому все мы – потомки тех, кто боролся с чужаками. Даже сегодня многие люди боятся всех, кто выглядит не так, как мы: у кого другой цвет лица, кто покрасил волосы в другой цвет или осмелился сделать татуировку. Разные – значит опасные! И чем старше вы становитесь, тем настороженнее относитесь к людям, которые кажутся вам странными.

Чем опасно стереотипное мышление

Стереотипы считаются “ленью мозга”. Зачем думать самому, если за тебя уже давно думают другие. Зачем тратить энергию на объективный анализ поведения людей, если общество решило, что одно – хорошо, а другое – плохо.

В 21 веке, когда развиваются не только технологии, но и мышление людей, стереотипы создают все больше проблем в восприятии мира и сужают горизонты.

Чем больше у человека стереотипов, тем менее он образован и тем более подвержен манипуляциям со стороны других людей. Таких людей называют “крылатыми”.

В наше время каждый должен иметь собственное мнение о любой ситуации, каждый должен уметь думать самостоятельно и объективно оценивать происходящее. Выражать свои взгляды и правильно говорить о них – важная часть развития личности. Однако некоторые стереотипы необходимы, как вы узнаете в следующей главе.

Большинство стереотипов основано нравной старых представлениях о жизни

Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?

Предрассудки – это гибкая концепция, способная меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, их можно учесть и исправить, и они меняются в течение всей жизни. Предрассудки возникают как на основе устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предубеждение может возникнуть из стереотипа.

Главное отличие заключается в том, что стереотип практически необратим, тогда как предубеждение легко формируется в сознании и может быть так же легко отменено или изменено. Кроме того, слово “предрассудок” имеет более узкое применение по сравнению со стереотипом. Оно используется только для характеристики особенности мышления или восприятия чего-либо людьми. Оно не описывает какое-либо социальное событие или явление.

Клише – это еще один термин из науки о человеческом поведении и типографике. Это ближе к стереотипу, чем к предрассудку. В целом, термин “клише” означает стандарт, шаблон, фиксированную, неизменную форму чего-либо. Это относится к различным областям – человеческая речь, расположение печатных текстов, способ нанесения макияжа, искусство и так далее. Даже в образе политиков есть определенное клише. В этом и заключается разница между термином и понятием клише. Клише – это неизменная форма чего-либо, способная стать шаблоном для действий. Например, шаблоны для заполнения форм также являются клише. Стереотип, с другой стороны, не имеет такого значения.

Как меняются и от чего это зависит

Стереотипное поведение меняет свой вектор с течением времени. То, что раньше было неприемлемо, теперь стало обычным делом. Это можно наблюдать по изменениям в отношении людей к институту брака.

Изменение ролевой модели женщин также заметно. Теперь она может подниматься по карьерной лестнице наравне с мужчинами, занимая должности, которые раньше считались исключительно мужскими.

Как помочь детям распознавать и преодолевать стереотипы

Стереотипы — это идеи или представления, которые люди имеют о других людях на основе их возраста, пола, национальности, внешности и других характеристик. К сожалению, стереотипы могут быть неправильными и предубежденными. Они могут привести к дискриминации и неправильному отношению к другим людям.

Вот несколько способов, которые помогут детям распознавать и преодолевать стереотипы:

  1. Объясните, что такое стереотипы. Расскажите детям, что стереотипы — это представления о людях, которые основаны на заблуждениях и несправедливых предположениях.
  2. Учите детей видеть разницу. Объясните, что каждый человек уникален, и нельзя делать общие выводы о всех представителях определенной группы только на основе одного человека.
  3. Поддерживайте диалог и обсуждение. Регулярно разговаривайте с детьми о разных культурах, национальностях, полах и других различиях. Спрашивайте их мнение и наставляйте их думать критически.
  4. Показывайте примеры. Используйте примеры из реальной жизни, чтобы показать, что стереотипы не являются правдой. Рассказывайте истории о людях, которые преодолели стереотипы и достигли успеха.
  5. Создавайте разнообразные опыты. Участвуйте в событиях, приводите детей к людям, которые отличаются от них по разным критериям. Это поможет расширить их кругозор и видеть разнообразие вокруг себя.
  6. Учите, как отвечать на стереотипы. Обучайте детей способам эффективно отвечать на стереотипы и предубеждения. Учите их, как защищать свои права и права других людей.
  7. Повторяйте и укрепляйте. Регулярно обсуждайте с детьми стереотипы и проводите специальные уроки на эту тему. Повторение и практика помогут им лучше распознавать и преодолевать стереотипы.

Помните, что образование и общение являются ключевыми инструментами в борьбе со стереотипами. Помогите детям быть открытыми, толерантными и разносторонними в своих взглядах на мир и людей.

Зачем нужно уважение к индивидуальности и открытость к различиям

В нашем мире каждый человек уникален и имеет свою индивидуальность. У всех людей есть разные увлечения, интересы, мнения и способности. Открытость к различиям и уважение к индивидуальности являются важными качествами, которые помогают нам лучше понять и принять других людей.

Уважение к индивидуальности означает, что мы признаем и ценим уникальные черты и качества каждого человека. Мы понимаем, что не все люди одинаковы и имеют разные потребности, возможности и способы выражения себя. Уважение к индивидуальности подразумевает, что мы не судим, не оцениваем и не дискриминируем других людей из-за их особенностей.

Открытость к различиям означает, что мы готовы принять и уважать многообразие культур, религий, рас, полов и половой ориентации, возрастов и т. д. Мы понимаем, что различия делают наш мир богатым и интересным, и что каждый имеет право быть собой без страха быть осужденным или отвергнутым.

Уважение к индивидуальности и открытость к различиям имеют множество позитивных последствий. Во-первых, они способствуют развитию толерантности и взаимопонимания. Когда мы уважаем и принимаем различия, мы учимся видеть мир с другой точки зрения и расширяем свой кругозор.

Во-вторых, уважение к индивидуальности и открытость к различиям способствуют созданию гармоничного общества. Когда каждый человек чувствует себя принятым и уважаемым, мы рождаемся в мире, где правила, законы и социальные нормы основаны на справедливости и равенстве.

В-третьих, уважение к индивидуальности и открытость к различиям способствуют развитию творческого и инновационного мышления. Когда мы принимаем идеи, взгляды и подходы других людей, мы можем воспользоваться этим разнообразием для поиска новых решений и развития общества и нашего сами.

Преимущества уважения к индивидуальности и открытости к различиям
Преимущества
Пояснение

Развитие толерантности и взаимопонимания
Помогает видеть мир с другой точки зрения и расширять кругозор

Создание гармоничного общества
Основанного на справедливости и равенстве

Развитие творческого и инновационного мышления
Позволяет использовать разнообразие для поиска новых решений

В итоге, уважение к индивидуальности и открытость к различиям являются важными принципами, которые помогают нам строить гармоничные и разнообразные отношения в обществе. Развивая эти качества, мы становимся более толерантными, понимающими и способными к сотрудничеству с людьми, чей опыт и мнение отличаются от нашего собственного.

Национальные стереотипы

Прекрасный показательный пример — национальные стереотипы. Психологи давно исследуют причины, благодаря которым формируются этнические стереотипы. Их довольно много и далеко не все они безобидны:

  1. Все китайцы и немцы отчаянные трудоголики
  2. Все русские носят шапки ушанки, постоянно играют на балалайке и пьют водку
  3. Выходцы из средней Азии безграмотные и готовые работать за еду люди
  4. Все американцы — огромные улыбчивые дирижабли, мечтающие захватить вселенную
  5. Все англичане — высокомерные снобы
  6. Все итальянцы — сангвиники
  7. Все французы — галантные Д’Артаньяны

Для людей консервативного склада ума, в особенности тех, чьи представления о жизни давно сформировалась — все те, кто находятся вне устойчивой модели мировоззренческой системы — непонятны и чужеродны. Хуже того, идеальная почва для конфликтов — это миграционные процессы в обществе. Чужаки, да еще на собственной территории — многих людей это заметно раздражает. Таким образом, данные индивиды имеют только два пути построить отношения с чужаками: либо признать их равными, а то и превосходящими по возможностям конкурентами либо всячески дискриминировать вызывающий раздражение объект по отличительному и обязательно несвойственному дискриминатору признаку. Соответственно, стереотипы и дискриминация — довольно часто сопутствуют друг-другу.

Если уж совсем честно, то подобная бомба с часовым механизмом, тикает в психической структуре практически каждого взрослого индивида. И это нормально! Разумеется, если человек умеет достигать внутренней договоренности и взаимодействовать со своими страхами в приемлемом с точки зрения современной этики поведенческом русле. Гибкость ума — свойство не врожденное, но легко приобретаемое, было бы желание и мотивация.

5 стереотипов, которые мешают нам жить

Негативная сторона стереотипов – предрассудки. Когда мы предвзято смотрим на окружающих, часто действуем несправедливо или вредим сами себе, своему будущему.

Этностереотипы

Этностереотипы – это шаблонные представлениях о своем и других народах. Они существовали всегда и продолжают существовать. В большинстве случаев этностереотипы вредят взаимопониманию и приводят к нерадостным последствиям. Но если предубеждения против «чужаков» признаются нормой, они становятся благодатной почвой для расизма, терроризма, крайнего национализма, дискриминации. Если задать себе вопрос о жителях других стран, воображение сразу рисует образ «типичного» представителя:

  • «Типичный американец
    »: дружелюбный, трудолюбивый, самоуверенный, вечно спешащий.
  • «Типичный китаец
    »: низкорослый, бесцеремонный, шумный, жующий один только рис.
  • «Типичный англичанин
    »: сдержанный, пренебрежительный, держащий чашку чая в одно руке, тарелку овсянки в другой.
  • «Типичный француз
    »: самодовольный, модный, любвеобильный, любящий поедать улиток и лягушек.

Мы смеемся с анекдотов про чукчей или армянское радио, любим пошутить о неторопливости финнов или скупости евреев. Разумеется, этностереотипам, на которых строятся анекдоты, можно не придавать особого значения. Но повседневные стереотипы о представителях других культур в первую очередь вредят нам самим. Этнические предрассудки можно сравнить с шорами, которые сужают наш кругозор, мешают знакомиться, влюбляться, общаться, наслаждаться культурой других стран.

Гендер или пол

Гендерные стереотипы – это устоявшиеся искаженные представления о женских и мужских образах. Представления о мужчинах и женщинах формировались на протяжении всей истории, начиная со времен мужчин-охотников и женщин-хранительниц домашних традиций. Дополнительных штрихов к портрету добавили античные мифы, романтические баллады. В XXI веке гендерные роли изменились, но мифы о «Альфа-самце» и «Нежной нимфе» все так же популярны. Перечислим те самые, набившие оскомину:

  • Мужики не плачут.
  • Роль женщины 3К: киндер, кюхе, кирхе (дети, кухня, церковь).
  • Все блондинки – глупые.
  • Домашняя работа для мужика – позор.

Звучит бредово, правда? Но именно на этом воспитывались многие из нас. Такое шаблонное мышление действует как увеличительное стекло, которое еще больше подчеркивает различия между мужчиной и женщиной. Зато если не противопоставлять мужское женскому, отношения станут более интересными, красочными и разноплановыми.

Гендерные стереотипы это некие общие представления и о роли каждого пола в обществе. Гендерные роли, как правило, ни положительны, ни отрицательны, они просто приблизительно обобщают мужские и женские качества. Так как каждый человек имеет индивидуальные характеристики, мысли и чувства, эти стереотипы бывают не верны в каких-то конкретных ситуациях. Кроме того, какие то их аспекты периодически устаревают по мере развития общества и изменения сложившихся представлений о том, что могут и чего не могут делать представители разных полов.

Хотя большинство людей понимают, что стереотипы не всегда соответствуют действительности, но чаще всего в любом случае делают предположения, основанные на поле. Есть много стереотипов, например то, что женщины спешат выйти замуж, а мужчины обожают спорт. Представления о гендерных ролях навязываются нам через СМИ и журналы, в рекламе

В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенные клише о социальной роли полов. Ниже приведены примеры некоторых наиболее традиционных в наше время гендерных стереотипов, относящихся к мужчинам и женщинам.

Зачем нужны стереотипы и как они используются

Стереотипное мышление присуще каждому человеку. Он не был дан нам просто так. Стереотипы помогают экономить умственные усилия и время, помогая нам быстро принимать решения в повторяющихся ситуациях.

Например, исторически разделение на врагов и друзей было необходимо. Стереотипы способствовали автоматическому восприятию незнакомцев как источника угрозы. Часто эта функция востребована и сегодня.

Подумайте о том, что вы делаете, когда просыпаетесь. Вероятно, у вас есть определенный набор действий, которые вы выполняете на автопилоте. В это время ваш мозг приспосабливается к распорядку дня – это гораздо важнее, чем обдумывание каждого шага. Или, например, когда вы входите в комнату, вы видите стол и стул. Вам не нужно думать о том, зачем они вам нужны, вы уже знаете, как их использовать.

Сэкономленные время и энергию можно перенаправить на решение более важных задач. Марк Цукерберг недавно прибегнул к таким уловкам.

Стереотипы помогают освободить ментальные ресурсы для обдумывания других мыслей, выполнения примитивной сортировки информации. Стереотипы также помогают понять, как одеваться и вести себя в зависимости от ситуации и места.

Как бороться со стереотипами?

Как вы знаете, стереотипы созданы для того, чтобы избавить ваш мозг от ненужного стресса. Но они также ограничивают ваши перспективы. Чтобы мыслить шире, нужно разрушить стереотипы, расширить границы осознания и мыслить креативнее.

Не стоит слепо верить в то, что когда-то придумали люди. Вы должны приложить усилия, мыслить независимо и не бояться иметь собственное мнение. Если мы постоянно сталкиваемся с информацией, которая им противоречит, они разрушаются.

Как отличить стереотипные убеждения от осознанных убеждений? Просто спросите себя: “Откуда я это знаю?”. Если вы сами имели такой опыт и убеждены в правильности этого утверждения, то это не стереотип.

Многие стереотипы можно разрушить всего за несколько минут. Например, “Все блондинки – дуры”. Ученые доказали, что цвет волос не влияет на интеллект. Вы можете назвать несколько знакомых вам блондинок, которые не подходят под их описание.

Или вспомните знаменитостей, которые никак не соответствуют стереотипу: Ангела Меркель, Джоан Роулинг, Хиллари Клинтон, Элизабет Гилберт. Стереотип был разрушен. В повседневной жизни мы сталкиваемся с множеством клише. Как следствие, мозг научится мыслить более широко, и большинство предрассудков исчезнут сами собой.

В некоторых случаях можно сказать, что стереотипы помогают жить, но чаще они мешают жить полноценно, ограничивая активность мышления и не позволяя сознанию выйти за рамки шаблонного мировосприятия. Примером может служить стереотип “Хорошо там, где нас нет”. Следуя ей, человек убеждается в невозможности комфортного существования в окружающей среде, что накладывает отпечаток на его состояние. По его мнению, все другие страны процветают, и люди, живущие в них, намного счастливее.

Такие абсурдные идеи могут быстро стать депрессивными. Человек, который следует стереотипу, не пытается найти счастье и гармонию, потому что убежден, что у него ничего не получится. И все же не стоит слепо следовать случайно услышанным банальностям. Вышеупомянутый стереотип о призрачно прекрасной жизни, “где нет места для нас”, заставляет нас верить, что мы должны приложить минимум усилий, чтобы жить на высоком уровне. Возникает чувство зависти, раздражения и неудовлетворенности собственной “неудачной” жизнью.

Основной метод борьбы со стереотипами: подвергать их сомнению, анализировать. Не доверяйте стереотипам слепо, оспаривайте их, проверяйте данные, формируйте собственное мнение. Постепенно вы избавитесь от закрепившихся стереотипов и предотвратите формирование новых предрассудков.

Ищите опровержения и другие утверждения, не имеющие под собой оснований

Пример стереотипа: “Неважно, какая цена, неважно, какой товар”. Вы можете удивиться, но здесь можно найти много качественных и стильных вещей по низким ценам

В то же время дорогие покупки могут разочаровать уже после первого приобретения, вызывая подозрения в дефекте или подделке.

Человек может долгое время следовать абсурдному стереотипу и даже не замечать этого. Спросите себя, есть ли такие в вашем восприятии? Если вы не можете избавиться от них, попробуйте медитировать. Это научит вас мыслить отдельно от общества и ближайшего окружения и делать собственные выводы. Попробуйте проанализировать знакомые стереотипы и составить собственное мнение о них.

Подумайте о действиях, которые вы совершаете автоматически. Потратьте некоторое время на их анализ

Попробуйте обратить внимание на свои действия и посмотреть, какие из них продиктованы стереотипами. Научитесь быть независимым от общественного мнения и развивать собственное восприятие и фантазию

Со стереотипами можно и нужно бороться в современном обществе

Власть стереотипов

Если бы обществом и самой личностью не вырабатывались стереотипы, человеку пришлось бы тратить много личного времени, своим умом осмысливая и оценивая каждое явление.

Стереотип помогает сориентироваться в жизненной ситуации, не допустить ошибки. В некоторых стереотипах содержится опыт многих поколений, что делает его априори верным. Но то, что может быть полезным в одной ситуации, вредит в другой. Одному человеку стереотип поможет, а другому – помешает.

К примеру, молодой женщине отказывают в приеме на работу, ссылаясь на то, что вскоре она может уйти в декретный отпуск. Руководствуясь стереотипом, что все женщины в определенном возрасте становятся матерью, руководитель может упустить ценный кадр и хорошего специалиста либо оградит себя от необходимости в ближайшее время снова искать сотрудника (в случае, если женщина действительно возьмет декретный отпуск).

Современное мировое сообщество определяет себя как гуманное, цивилизованное и толерантное, но все еще бытует множество негативных, грубых, нелепых, дискриминирующих стереотипов. Разумному человеку следует критически оценивать все существующие стереотипы.

Ждем Вашей оценки

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») . Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу .

Социальная экономика

Откуда взялась теория про мировой еврейский заговор

Что такое стереотипизация?

В психологии стереотипизация — это оценка, восприятие человека, события или явления исходя из полученного опыта и сформированных убеждений. В ходе данного процесса происходит «приписывание» знакомых черт характера, что упрощает процесс идентификации индивида, но создает и ряд трудностей.

Стереотип — это сформированное отношение к событиям, которое основывается на сравнении с внутренними идеалами. Хоть они не всегда объективно описывают существующую реальность, но достаточно прочно въедаются в быт.

Каждый человек делит всех знакомых на определенные типы. Это всего лишь результат жизненного опыта.

Если представить сознание отдельного человека набором ячеек, то каждая из них наполнена множеством личностей, которые ваш мозг относит к одной группе. Для вас они чем-то (или многим) схожи. Например, повадками, реакцией, голосом, целеустремленностью, лицом. Пустых ячеек в сознании не бывает, их количество увеличивается параллельно с жизненным опытом.

Так вот, при встрече с незнакомым человеком ваш мозг как бы сканирует его, выделяет главные черты и находит максимальные совпадения среди имеющихся данных. На основе такого анализа образ сразу же причисляется к определенной группе. Это упрощает жизнь: вы примерно знаете, как данная личность будет себя вести, чего от нее ожидать, как взаимодействовать.

Этот же механизм срабатывает для событий и явлений.

4 особенности стереотипного мышления

У. Липман, который ввел этот термин в 1922 году, выделил 4 особенности стереотипного мышления:

  1. Такой подход значительно облегчает восприятие реальности и максимально упрощает ее. Соответственно, стереотипное утверждение всегда имеет краткую формулировку. Например: “все мужчины – козлы”, “все женщины – дуры”, “побои – это любовь”, “если будешь меньше есть, то быстро похудеешь” и т.д. То есть стереотип – это, как правило, короткое, емкое предложение;
  2. Стереотип – это всегда чей-то опыт, передаваемый от старшего поколения к младшему. Мы узнаем “правду о мире” от бабушек и дедушек, родителей и других значимых взрослых, участвующих в нашем воспитании. Ребенок “проглатывает” эту информацию и позже начинает относиться к ней как к части своей личности.В психологии это явление называется “проглатывание интроекта”. Часто бывает так, что человек “проглатывает”, но “не переваривает” убеждение, а потом его начинает “рвать”.Например, мать всю жизнь твердит своей дочери, что нужно выйти замуж раз и навсегда. Последняя счастливо соединяет свою судьбу с мужчиной, но через некоторое время понимает, что любовь прошла и она больше не хочет жить с мужем. В это время стереотип советует ей терпеть и выбросить мысль о разводе из головы. Женщина устает, страдает, ненавидит мужа, себя и детей, возможно, заболевает от нервов…..Но стоит ей осознать, что идея о единственно возможном браке не ее собственная, а была вложена в голову заботливой матерью, как жизнь сразу изменится и заиграет новыми красками. Она немедленно разведется, освободив себя и всю свою семью от этого испытания;
  3. Непоколебимость – люди слепо верят в стереотипы, часто игнорируя логику и законы физики. Если женщина убеждена, что “все, что мужчинам от нее нужно, – это секс”, то даже влюбленный в нее импотент, который только читает стихи и дарит ей цветы, не изменит ее мнения. Скорее всего, она будет думать, что отсутствие сексуального желания с его стороны связано с тем, что он просто не любит ее;
  4. В большинстве случаев стереотип – это ложное убеждение, поэтому этот термин обычно имеет негативный оттенок.“Вы мыслите стереотипами!” – это фраза, которая указывает оппоненту на то, что его взгляд на ситуацию устарел и нуждается в пересмотре.

Стереотипы существуют буквально во всех сферах жизни. Они настолько укоренились в человеческой личности, что иногда очень трудно отделить одно от другого. Когда мышление, полное стереотипов, начинает доставлять человеку дискомфорт, стоит обратиться к психологу, который поможет отделить “зерна от плевел”.


В какой-то степени стереотипы не позволяют обществу и людям развиваться дальше

Что такое стереотип

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, девиантные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: