Как я избавился от картавости во взрослом возрасте (25 лет)

Можно ли избавиться от картавости

Как устранить недостатки речи у ребенка?

У каждого ребенка по-своему происходит развитие речи по-своему в зависимости от особенностей речи конкретного ребенка. Обычно проблемы возникают в произношении сразу нескольких звуков, являющимися проблемными: «з
», «с
», «ж
», «ш
». Нормой является, если ребенок не выговаривает звуки до трех-четырех летнего возраста. Но в том случае, если проблема сохранялась на пятом году его жизни – непременно посетите логопеда. Только занятия с опытным врачом помогут решить данную проблему.

Зачастую причиной появления дефектов речи у детей является неправильное произношение слов и сюсюканье взрослых при общении с ребенком. Помните, что малыш, прежде всего, учиться у вас. Он начинает разговаривать именно так, как ему показали близкие люди. Чаще всего речевые недостатки можно встретить у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Так как именно в этот период ребенок пытается реализовать свои мысли в слова.

Вам необходимо сразу же обратить внимание на возникшую проблему – это очень важно. Определить наличие дефектов речи у вашего ребенка может только логопед-дефектолог. Их исправление производиться индивидуально

Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев

Их исправление производиться индивидуально. Но, во-первых, необходимо устранить причины появления данных недостатков. Как ребенку, так и родителям следует запастись терпением. Поскольку успешный результат в большинстве случаев зависит от настойчивости и регулярности проведения занятий. Если ваш малыш произносит неправильно только один из звуков в речи, то результат не заставит себя долго ждать – вам потребуется всего несколько занятий у логопеда. Но в том случае, если речевой дефект связан с отклонениями в развитии ребенка – на занятия придется потратить около шести месяцев.

Занятие с логопедом

Данные упражнения помогут как ребенку, так и взрослому справиться с произношением букв «л
» и «р
», свистящих звуков «с
», «з
», «ц
» и шипящих «ш
», «щ
», «ж
», «з
».

1) Ложка

Широко откройте рот и высуньте язык так, чтобы он имел форму «ложки» или «чашки». Удерживайте его в таком положении 4-5 секунд.

2) Трубочка

3) Барабанщик

4) Чистка зубов

Вам следует открыть рот, и кончиком языка пройтись сначала по верхним, затем по нижним зубам. Проделайте это несколько раз.

5) Вкусный джем

Улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Оближите верхнюю губу широким языком. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.

Виды дефектов речи

Что такое речь без дефектов? Это четкое, хорошо различимое на слух произнесение звуков, при котором слова и предложения выговариваются верно, отчетливо, плавно и с присущим языковым ритмом. Отклонение от этой нормы считается нарушением в той или иной степени.

Рассмотрим, какие же бывают нарушения воспроизведения звуков:

  1. Шепелявость — неправильное произношение шипящих и свистящих звуков. При этом речь человека в целом хорошо понятна и слова узнаваемы. Может возникнуть в результате неправильного прикуса, наличии межзубной щели, короткой уздечки или малой подвижности языка.
  2. Картавость — невозможность четкого произнесения звука “Р”. Искажение проговариваемых слов при этом не сильное. Как правило, возникает из-за короткой уздечки языка, нарушении слуха или неактивности некоторых языковых мышц.
  3. Ринолалия — нарушение при котором звуки произносятся “гнусаво”, будто человек говорит “в нос”. Возникает при нарушении в небно-глоточном смыкании.
  4. Брадилалия — замедление темпа и ритма речи по причине затруднения в произношении отдельных звуков.
  5. Дислалия — искажение, замена или отсутствие звуков при произнесении слов. Нарушение не связано с отклонениями центральной нервной системы. В логопедии это один из самых распространенных дефектов дикции у дошкольников. Встречается у 25-30% детей. Основные причины — отклонения от нормы в артикуляционном аппарате.
  6. Дизартрия — сильное нарушение речи, звуки произносятся невнятно, с большим затруднением. У человека нарушается дыхание. Дизартрия возникает вследствие поражения ЦНС и прерыванием связи с речевым аппаратом. В ⅔ случаев этот дефект проявляется при наличии ДЦП.
  7. Заикание — зацикленное или затянутое произношение звуков и слогов, ненормированные паузы и прерывание речи. Заиканию также сопутствуют неверные звуковые ударения в словах, аномальная интонация, темп и ритм речи. Возникает по причине судорожного состояния мышц речевого аппарата. Может возникнуть вследствие сильного стресса или испуга, перенесенного инфекционного заболевания, задержки в речевом развитии или, наоборот, при чересчур раннем и чрезмерном накоплении словарного запаса в детском возрасте.
  8. Алалия — полное или частичное отсутствие речи. Возникает при повреждении мозговой области, отвечающей за речевое воспроизведение. Причина алалии — повреждение мозга при родах или из-за серьезной травмы в младенческом возрасте, которая произошла до начала формирования навыков речи. При этом слух и интеллект ребенка остаются без отклонений.

Методы самостоятельной коррекции картавости

1. Упражнения на коррекцию артикуляции:

Данные упражнения направлены на тренировку правильного артикуляционного аппарата, что поможет взрослому человеку преодолеть картавость. Возможны такие упражнения, как усиленная артикуляция звука и , смешивание этих звуков с другими звуками, повторение слов и фраз, содержащих данные звуки. Чтение вслух также может стать эффективным упражнением для коррекции картавости.

2. Артикуляционные тренажеры:

Специальные тренажеры, разработанные для тренировки произношения звуков, могут быть полезными в самостоятельной коррекции картавости. Такие тренажеры помогают укрепить мышцы речевого аппарата и научиться правильно артикулировать звуки и .

3. Исправление дыхания:

Некорректное дыхание может быть одной из причин картавости

Правильное дыхание также является важной составляющей четкой артикуляции. Для коррекции дыхания можно использовать различные упражнения: глубокое дыхание через нос, замедленное выдох и другие техники дыхания, которые помогут взрослому контролировать свое дыхание во время произношения звуков

4. Самостоятельное изучение фонетики:

Изучение основных принципов фонетики и звукового исчисления поможет взрослому понять причины своей картавости и научиться правильно артикулировать звуки и . Он может использовать литературу или онлайн-курсы для самостоятельного изучения фонетики.

5. Пользование аудио- и видеоматериалов:

Аудио- и видеоматериалы, содержащие правильную артикуляцию звуков и , могут быть полезными для тренировки правильного произношения. Взрослый может слушать аудиозаписи и повторять за ними, а также смотреть видео, где демонстрируется правильный способ произношения этих звуков.

Применение данных методов требует систематического и регулярного подхода

Важно помнить, что каждый человек уникален, и коррекция картавости может потребовать различное количество времени и усилий. Однако, при наличии настойчивости и терпения, самостоятельная коррекция картавости взрослому является возможной задачей

Справляемся с картавостью во взрослом возрасте

Среди ваших друзей наверняка есть те, которые не выговаривают букву р. Возможно, со временем вы уже перестали замечать этот дефект речи. Но можете быть уверенными в том, что большинство знакомых постоянно находятся в поисках ответа на вопрос: как отучиться картавить. Если вы видите, что человек картавит и действительно переживает на этот счет, то у вас есть возможность помочь ему и направить его в нужное русло.

Как перестать картавить взрослому человеку – это сложный вопрос. Даже опытные врачи не могут с точностью сказать универсальный способ. Тут понадобится только терпение и время. А все потому, что речевой аппарат взрослого человека существенно отличается от речевого аппарата ребенка. Проще говоря, у взрослого человека он уже окончательно сформирован и вносить какие-либо коррективы будет достаточно сложно. Поэтому, советы как избавиться от картавости для ребенка, взрослому человеку старше 16 лет вряд ли подойдут.

Будьте готовы, что заниматься вам нужно будет часто и много. Поэтому, вам необходимо выделить время на посещение клиники. Конечно же, вы можете ознакомиться с информацией, как перестать картавить в домашних условиях. Но, в таком случае вам также нужна будет помощь специалиста. Услуги врача на дому или в офисе стоят в разы дороже.

Как перестать картавить взрослому человеку – вопрос сложный. Очень многое зависит от причины возникновения патологии, логопеда, а также от самого желания пациента.

Поэтому, если вы или ваш ребенок картавит, сразу же изучайте всю информацию, как вылечить картавость. Запаситесь большим количеством терпения, выполняйте упражнения как минимум 3 раза в день и выполняйте все предписания врачей. Тогда вы сможете справиться с этой проблемой, и найти ответ на вопрос, как перестать картавить в домашних условиях и с помощью логопеда.

Источник

Почему люди картавят букву «р»?

Есть несколько существенных причин для объяснения данной ситуации. Возможно это физиологическое обстоятельство, нужно просто внимательно посмотреть. Часто бывает так, что это уздечка слишком короткая, и ребёнок просто не знает, как произносить эту букву.

Иногда дети начинают картавить по психологической причине. Например, если отец имеет дефект речи, непроизвольно дети повторяют за ним, а затем это становится привычкой.

Почему люди картавят? Причин довольно много, рассмотрим некоторые из них:

  • паралич языка;
  • врождённые дефекты речевого аппарата;
  • проблемы с прикусом, формированием челюсти;
  • языковые особенности;
  • генетическая предрасположенность.

Иногда получается так, что дефект нельзя исправить по причине нехватки времени, пропуска занятий у логопеда и т. д. Стоит ли переживать по этому поводу? Картавость – это не недостаток, в некоторых странах это считается достоинством. Вспомним французов, они все так разговаривают, и их диалект считается одним из самых красивых в мире.

Другие способы научиться картавить букву р

Для подражания подойдут любые материалы на французском языке: диалоги, музыкальные клипы, фильмы

При повторении важно обращать внимание, чтобы произнесенные слова в точности повторяли оригинал по звучанию

Маленького ребенка можно обучить картавить при помощи любимых мультфильмов на французском языке. Их нужно включать регулярно, например, по вечерам. Если есть музыкальное сопровождение, то слова песенки нужно повторять за героями.

Для самоконтроля рекомендуют использовать диктофон. Для начала следует записать свой голос, а затем прослушать для оценки воспроизведения картавого «р». Свои записи стоит сравнить с речью французов. Однако в этом вопросе нужно быть осторожными: не каждый носитель языка четко и правильно выговаривает все звуки.

Уроки французского языка для грассирования

При обучении французского языка важно поставить правильное произношение. Сделать это помогут профессионалы, но можно заниматься самостоятельно, используя видео-уроки и учебные пособия

Для начала стоит просто отрабатывать грассирующий «р».

Когда он будет воспроизводиться достаточно уверенно, следует переходить к изучению отдельных слогов и целых слов. Дело в том, что в разных частях слова этот звук произносится по-разному.

При самостоятельном изучении нужно слушать записи слов, в которых звук находится в разных местах. А затем повторять их за диктором, стараясь максимально имитировать его речь. Запись своего голоса на диктофон значительно облегчит задачу обучения.

Скороговорки на французском

Когда человек изучил язык на начальном уровне, он может улучшить произношение, используя поговорки и скороговорки. При помощи них можно довести воспроизведение определенных фраз до автоматизма. Скороговорки со звуком р можно найти в интернете, там их огромное количество. Каждый может выбрать ту, что нравится больше всего. Вот примеры некоторых из них:

Amour et mort? Rienn’est plus fort. Перевод: Любовь и смерть? Нет ничего сильнее.

Или такая:

Dans la gendarmerie, quandun gendarme rit, tous les gendarmes rientdans la gendarmerie. Перевод: В той жандармерии, где смеялся один жандарм, его смех подхватили остальные.

Если удастся освоить правильное воспроизведение скороговорок и поговорок, то, значит, проделан большой путь в изучении языка. Ведь порой произнести их не так уж и просто. Сначала нужно воспроизводить слова медленно, а затем увеличивать темп.

Поговорки на немецком

В интернете размещено большое количество забавных поговорок на немецком языке. Вот некоторые из них:

  • Fünf Ferkel fressen frisches Futter. Перевод: Пять поросят едят свежий корм.
  • Kluge kleine Katzen kratzen keine Krokodile.Перевод: Умные маленькие кошки не царапают крокодилов.
  • Auf dem Rasen rasen Hasen, atmen rasselnd durch die Nasen. Перевод: По лужайке носятся зайцы, дышат хрипло своими носами.

В скороговорках не стоит особо обращать внимание на перевод. Смысл в них имеет второстепенное значение, а главное – это сочетание звуков и быстрое их произношение

Музыка для обучения грассированию

Для обучения грассирования идеально подходит мелодичная музыка на французском языке

Иногда певцы уделяют особое внимание необычному картавому произношению. По их мнению, оно делает их песни более привлекательными и запоминающимися

Такая музыка станет неплохим вариантом для обучения иностранному языку.

Если человек не лишен музыкального слуха и получает удовольствие от пения, то подобные занятия принесут немало пользы

Важно найти те песни, которые действительно нравятся и дарят положительные эмоции

С помощью русского х

Довольно необычным на первый взгляд кажется упражнение, которое позволяет улучшить произношение грассирующего согласного при помощи русской буквы «х». Однако оно доказало свою эффективность на практике.«Р» и «х» имеют общие характеристики: движения органов речевого аппарата схожи при их воспроизведении.

Можно взять любое русское слово, в котором присутствует «х» (желательно посередине). Это могут быть: вахта, шахта, пихта. Поначалу нужно пару раз произнести это слово так, как говорят его на русском.

Важно понаблюдать, как двигается язык во время воспроизведения, и что происходит в области гортани. Затем необходимо произнести звук отдельно несколько раз и заменить привычный глухой согласный «х» на звонкий

Если человек все делает правильно, то он сможет услышать картавый звук «р» на французский манер. Результат нужно закрепить регулярными тренировками.

Картавость — причины, виды и методы избавления

Звук считается одним из самых сложных и появляется в речи ребенка к 4-5 годам. К сожалению, часто встречаются проблемы с его произношением, причем они сохраняются вплоть до взрослой жизни, если не была оказана соответствующая помощь логопеда.

Картавость – это неправильное произношение твердого и мягкого звука , которое не соответствует фонетическим нормам русского языка. Этот термин можно назвать повсеместно использующимся, но у этого дефекта есть и научное название – ротацизм.

Нормальное произношение звука

При произношении звука , рот раскрыт, зубы сомкнуты. Язык широкий в форме «ложечки». При произношении он поднимается к бугоркам за верхними зубами, при этом боковые края прижаты к верхним коренным зубам.

Под напором выдыхаемой струи воздуха кончик языка дрожит. Если мышцы артикуляционного аппарата плохо развиты, либо ребенок не может с достаточно силой выдыхать струю воздуха (либо есть совокупность этих проблем), то у ребенка развивается картавость.

Основные виды ротацизма

Картавость может по-разному проявляться, в связи, с чем можно выделить несколько основных групп этого дефекта:

  1. Звуки и отсутствуют в речи. Ребенок произносит «учка» вместо «ручка», «коова» вместо «корова» и т.д.
  2. Происходит замена звуков и на другие (чаще всего это Л и Ль, В, Г, Д). Примеры: дорога – довога, рак – лак и т.д.
  3. Звуки произносятся с искажением.м

При этом возможны различные варианты искажения данных звуков. Чаще всего выделяют следующие виды ротацизма:

  • Увулярный. При звукопроизношении дрожит увулярный отросток. Такой дефект принято называть «французским Р», потому что появляется иностранный акцент и небольшой рокот.
  • Велярный. В этом случае вибрирует мягкое нёбо, вследствие чего возникает грубый рокот. Этот вид называется обычной жесткой картавостью.
  • Боковой. Характеризуется вибрацией боковых краев языка. В итоге слышится нечто похожее на «РЛЬ».
  • Одноударный. Язык находится в правильном положении, но вибрация отсутствует. Издается звук, который по звучанию близок к английскому D
  • Щечный. Воздушная струя проходит между щеками и краями языка, в результате чего возникают колебания одной или двух щек.
  • Двугубный (кучерский). Язык находится в неподвижном состоянии, губы вибрируют. Слышится как «тпру».
  • Носовой. Воздушная струя выходит через нос, при этом кончик языка не задействован в артикуляции. Звук произносится с носовым оттенком.

Как избавиться от картавости?

В отличие от других, у картавых людей всегда есть настоящее, будущее и…пошлое. После прочтения и выполнения советов ниже вместо пошлого может остаться только прошлое. Так что нужно будет притягивать пошлое дополнительно — в этом помогут другие статьи: , и . Итак, приступим.

Самым разумным и действенным методом является лечение у специалиста — логопеда.

Легче всего перестать картавить подростку или ребёнку, решить проблему смогут всего несколько сеансов. Но не стоит расстраиваться, если Вы уже далеко не в столь юном возрасте, никогда не поздно избавится от такого дефекта.

Другое дело, имеете ли Вы возможность обратиться к врачу. Не все располагают нужным количеством времени, денег, а некоторые просто стыдятся, неверно считая, что это сугубо детский специалист, который не имеет никакого отношения к решению проблем у взрослых.

В общем, если идти к логопеду для Вас, на данный момент, не вариант, можно воспользоваться специальным комплексом упражнений. Выполняя его регулярно вполне реально перестать картавить навсегда. В любом случае, такие занятия не способны навредить, за исключением случая, если Вас кто-то застукает за такими занятиями. Со стороны может показаться довольно странно, потому уединяемся и начинаем серьёзно «ррработать» .

Система ежедневных упражнений против картавости.

«Ослик»

Произнося звуки «и-у» поочерёдно меняйте выражение, чередуя широкую улыбку с «губами в трубочку». Повторять по 10 раз в течение первой недели, далее увеличить до 15 повторений.

«Качели»

Широко открыть рот, касаясь кончиком языка то к верхнему, то к нижнему нёбу. Затем в стороны, эти движения должны напоминать чистку зубов. Периодичность аналогична первому комплексу.

«Лопата»

Отрыв рот, следует как можно дольше удерживать кончик языка, который слегка качается верхнего нёба. Это упражнение укрепляет мышцы языка.

«Лошадь»

Помогает перестать картавить взрослому знакомое с детства движение: открыв рот, касаясь нёба, следует начать «клацать языком». Заниматься так можно сколько угодно, ну или пока окончательно не «зацокаете» своих родных.

«Рычание»

Занятие на вибрацию: слегка приоткрывая рот, дотронуться языком к бугоркам, которые находятся за верхними передними зубами, начать издавать звук «д-д-д». Когда движок прогреться, добавляем «р-р-р» и поехали «др-др-др».

«Звуки»

В любое свободное время, по минуты две, каждый раз ускоряя темп, повторяйте «дэ-тэ-лэ».

Наборы слов

Ежедневно по 15-20 раз произносить более 10 слов, которые содержат злопастную букву «р». Подберите свой набор таких слов, к примеру: рак, раб, рама, рана, рот, ром, рок, рота, пар, шар, удар, бар. Затем используйте слова подлиннее: патрон, ватрушка, право, провод, край, кролик, крутой, дракон, друг, здравый, драка.

Скороговорки

Необходимо ежедневно проговаривать хотя бы 2 скороговорки. Примеры: 1. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели. 2. Во мраке раки шумят в драке.

Вот Вы и узнали все секреты о том, как перестать картавить. Хотя нет, есть ещё кое-что. Следует взять обыкновенную деревянную пробку, слегка зажать зубами, в качестве разминки — проговорить скороговорку. Далее, в течение 5 минут читать любой тест

Очень важно: содержимое бутылки употребить после упражнения! Хорошо, если у Вас есть картавый друг или подруга для выполнения этого упражнения

Чётко следуя комплексу, картавость останется в прошлом. Наверняка друзья будет не хватать этой Вашей особенности, но чем-то всегда приходится жертвовать. Возьмите силу воли в кулак, наберитесь терпения и всё, непременно, будет СУПЕРРР !

Шепелявость, картавость, монотонность речи или «каша во рту» сведут на нет все навыки построения фраз и интонирования. Никакие образные сравнения или тонкие шутки, которыми украшают устную речь хорошие ораторы, не будут восприняты слушателями, если не будут произнесены членораздельно и ясно, с правильной артикуляцией и четким звучанием всех звуков в словах. В этой статье мы обсудим, как перестать картавить, на каком этапе надо бороться с этой проблемой и что делать, если картавость сохранилась и во взрослой жизни.

Кто такой дефектолог?

Дефектолог – высококвалифицированный специалист, владеющий методами и способами адаптации, обучения и воспитания детей с психическими и/или физическими недостатками. Дефектологов принято делить на две группы: тех, кто изучает, обучает и воспитывает аномальных детей, и тех, кто специализируется на коррекционной педагогике.

Название профессии произошло от латинского defectus (недостаток) и греческого λόγος (учение). Иными словами, в основе своей дефектолог изучает недостатки (происхождение, закономерности и особенности) и разрабатывает методы их коррекции. Дефектология не может похвастаться многовековой историей, поскольку долгое время детей с ограниченными возможностями либо уничтожали, либо оставляли один на один и их проблемами.

И только в начале 20 века, в результате активного развития медицины, специалисты поняли, что отклонения в умственном и физическом развитием – это еще не приговор. Таких детей можно и нужно лечить. Большой вклад в становление дефектологии внесли такие врачи и ученые, как Филипп Пинель, Жан Итар, Екатерина Грачева, Лев Выготский, Луи Брайль и многие другие.

За прошедшие годы дефектология претерпела значительные изменения: из теоретической науки, изучающей особенности развития аномальных детей, она переросла в практическое учение, направленное на разработку и внедрение эффективных методов коррекции врожденных или приобретенных недостатков. Параллельно с этим профессия дефектолога разделилась на несколько узких специализаций, каждая их которых занимается определенным направлением:

  • дефектолог-логопед – изучает и старается исправить нарушения и дефекты речи;
  • дефектолог-сурдопедагог – занимается обучением и воспитанием детей с недостатками слуха;
  • дефектолог-тифлопедагог – специализируется на воспитании и обучении детей с нарушениями зрения;
  • дефектолог-сурдотифлопедагог – работает со слепоглухонемыми детьми;
  • дефектолог-амблиолог – является специалистом в области адаптации и социальной реабилитации слабовидящих и слепых детей;
  • дефектолог-олигофренопедагог – занимается обучением, воспитанием и социальной реабилитацией умственно отсталых детей.

Независимо от направления деятельности обязанности дефектолога включают в себя: осмотр ребенка, выявление нарушений, выяснение обстоятельств возникновения и развития нарушений, назначение и проведение коррекционных занятий, мероприятия, направленные на адаптацию аномальных детей в обществе, разработка программ реабилитации, проведение мероприятий по предупреждению отдельных нарушений, исследовательская деятельность, консультационные услуги и т.д.

Почему чистая речь так важна?

На ранних стадиях взросления ребенку необходим коллектив, а из-за легкого дефекта малыш может чувствовать себя чужим в среде одногодок. Всё накаляется к юности: многим ребятам картавость кажется смешной, поэтому они никогда не упустят возможности как-то задеть бедолагу. Оказавшись в такой ситуации, подросток формирует новые комплексы, от которых может никогда не избавиться.

Не менее серьёзно картавость скажется и на взрослом человеке. Да, обычно на этом этапе люди перестают открыто сыпать оскорблениями, однако насмешки за спиной никуда не деваются. Легкий дефект может всерьёз затруднить продвижение по карьерной лестнице. Некоторые двери и вовсе останутся закрыты, поскольку многие профессии требовательны к речи.

Существует заблуждение, что проблемы с буквой «р» решаются исключительно в детском возрасте. Это не совсем так. Дефекты поддаются «лечению» на любом сроке: перестать картавить может даже пожилой человек, если приложит усилия.

Этиология возникновения и характерные признаки

Причины появления отклонения отличаются в зависимости от его видов. Наиболее часто дефект возникает под влиянием одного из следующих факторов:

  • на фоне длительной хронической инфекции, что приводит к физическому или нервному истощению;
  • в результате недосмотра в детском возрасте, ребенка не научили говорить правильно;
  • в случае смешанных браков, когда мама и папа общаются на разных языках;
  • как подражание близкому человеку;
  • неправильной артикуляции;
  • недоразвития фонематического слуха.

Отдельно рассматриваются причины органической картавости: нарушения прикуса, роста зубов, аномалии языка. Их классифицируют на наследственные и приобретенные.

Классификация причин ротацизма:

  • механические (неправильный прикус, твердое небо, гипердонтия);
  • акустические (ребенок путает созвучные «р» и «л»);
  • подражательные;
  • наследственные;
  • неврологические (связаны с патологическими процессами в головном мозге);
  • функциональные: недоразвитость мышц аппарата речи и короткая уздечка языка.

Каждый из видов дислалии характеризуется конкретными симптомами. Так, патология может заключаться в трудности произношения свистящих и шипящих звуков – сигматизм и парасигматизм. Это могут быть фонемы , , , . Если трудности только с постановкой звука , — это ротацизм и параротацизм. Для патологии заднеязычных звуков , , , , , существует определение гаммацизм, каппацизм, хитизм и т. д. Одновременно с этими главными признаками человек может заменять звонкие звуки на глухие или смещать их. Аналогичным образом происходит замещение мягкого на твердый или перестановка.

Ротацизм – это отдельный вид картавости, который заключается в нарушении произношения звуков «р» и «рь». Он сложен для воспроизведения, потому что в процессе задействованы разные части языка. Ему не свойственно быть врожденным, поэтому избавление от патологии проводится с помощью регулярных занятий с логопедом.

Ротацизм бывает велярным и сопровождается вибрацией края мягкого неба; увулярным с колебаниями язычка неба. К причинам его появления относятся патологии слухового аппарата, частичный паралич мышц языка, слишком короткая уздечка языка и его слабые мышцы. При таком расстройстве фонема может быть полностью исключена из речевого оборота или искажена горловым («французским»), боковым произношением. Возможна ее замена на звуки л, й, ы, г, в.

Терапия подбирается в соответствии с жалобами пациента. Отличие горлового произношения от нормы можно услышать, попросив ребенка долго произносить этот звук с открытым ртом. Лечение ротацизма направлено на увеличение подвижности органа с помощью комплекса упражнений, укрепление мышц, ответственных за его амплитуду. Как быстро человек будет переставать неправильно произносить звуки, зависит не только от типа нарушения, но и добросовестного выполнения упражнений, подобранных специалистом.

Что такое тяжелые нарушения речи

Как развивается речь малыша? Языком он овладевает постепенно: развивается фонематический слух, навыки произнесения звуков, улучшается словарный запас и понимание смысла слов. Овладение закономерностями языка начинается к 1,5-3 годам и завершается к 6-7 годам. В школе навыки совершенствуются. Разговаривать и понимать ребенок учится под воздействием родителей и окружающей среды, ему нужна практика говорения.

Нарушения речи могут быть связаны с разными ее компонентами: внятностью (звукопроизношениям), способностью слышать звуковой состав (фонематическим слухом), наполненностью словарного запаса или неумением строить предложения. Общее недоразвитие речи можно отнести к одному из 3-х уровней:

  1. Отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в 4-5 лет. Есть отдельные слоги и звуки, которые ребенок может пытаться дополнить жестами, но слов обычно нет.
  2. В арсенале ребенка есть некоторые слова, но умение произносить их отстает от возрастных норм.
  3. У малыша есть нормальная фразовая речь. Он стремиться общаться, но это проблематично из-за малого словарного запаса, плохой способности воспринимать на слух и произносить звуки.

Тяжелые нарушения речи – это устойчивые разлады в формировании речевой системы. Сюда относят сложные случаи заикания, сенсорную алалию, дизартрию в тяжелой степени, закрытую ринолалию, афазию. Часто детям с такими проблемами присваивают статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

К тяжелым относят нарушения, не позволяющие ребенку пойти в обычную школу. Деткам с такими проблемами обязательно нужна помощь логопеда. Специальные занятия помогают многим детям пойти в результате в общеобразовательную школу. Другим же приходится искать школу для учеников с ТНР. Перейти из нее в обычную очень сложно, в вузы такие дети не поступают.

В последние десятилетия изменились особенности дефектов речи у детей. Проблемы возникают чаще и глубже. Наблюдаются сложности с произнесением звуков и связной речью. Специалисты связывают это с распространением телевидения и, особенно, мобильных телефонов. Дети реже играют и разговаривают между собой, зато чаще взаимодействуют с планшетом и телефоном. Происходит это не с помощью речи, а с помощью картинок, кнопок, букв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: