Понятие и виды памяти

5. память. психология: конспект лекций

Запоминание

После того как мозг столкнулся с новой информацией, начинается запечатление элементов картины или ощущений, переживаний. Данные поступают в систему ассоциативных связей. При запоминании важный фактор — наличие смысла в полученной информации.

Сознание устанавливает отношения между материалом и его значением, увязывает содержание в единое целое. Запоминание, тем не менее, делится на типы: осознанное, подчиненное цели или непроизвольное, то есть неосознанное.

Условия запоминания

При стабильном и свежем состоянии сознания, для чего надо быть отдохнувшим, как после здорового сна, процессы памяти включаются наиболее правильно.
Улучшить запоминание также поможет наличие ярких эмоций в событии. Таким образом, придав происходящему дополнительную окраску, запомнить легче.
Благоприятная, положительно настроенная обстановка. Устойчивое настроение с «позитивными нотками».
Наличие желания запоминать
Попробуйте освоить материал, обратив внимание на его начало и конец. После проработки этого минимума сознание само достроит промежуточные звенья и найдет мотивацию в их последовательном освоении
Так, у большинства книг имеются главы, запомнить количество которых не составит труда. Затем направьте память на названия глав и нахождение в них интересного, таким образом постепенно осваиваем смысл изложенного в книге

Важно обратить внимание на середину повествования: чем отличается начальная часть от конечной. А также выделить собственные трудности в освоении текста книги.

Организовав таким образом свою память, станет понятно, что сознание снова и снова возвращается к материалу, пока не доведёт запоминание до надёжного и хорошего качества сохранения полученной информации, правильного её воспроизведения.

Забывание

При запоминании появляется относительно лишняя информация, которая мешает организовать сознание для новых задач и процессов. Это противоречит принципу «свежести» сознания и стабильности восприятия. Если способность к воспроизведению или опознанию ранее воспринятого объекта утеряна, имеем дело с забыванием — заключительным циклом в работе памяти

Мы забываем не имеющие важности фрагменты информации. Так обеспечивается сохранение памяти в плане того, что относится к предметам первой необходимости или даже жизненно важным функциям

Но не всегда забывание — благополучный и нужный сознанию процесс. Частичное забывание характеризуется невозможностью достаточного воспроизведения или наличие в нём ошибок. Полное забывание исключает любую возможность воспроизведения. Также к забыванию относятся временные характеристики: долговременное (длительное) или кратковременное. Естественным образом сознание отфильтровывает полученную информацию из-за низкого качества произошедшего процесса запоминания или незначительности воспринятых фактов. Деловые люди считают обязательным записывать планы в ежедневник, чтобы облегчить процессы воспроизведения.

При засыпании и самом сне сознание не настроено на обязательное запоминание. Во время сна, что является отдыхом организма по сути, происходит забывание неблагоприятных факторов, стирание негатива из памяти.

Но не забудем и о патологическом расстройстве памяти, сопровождающееся забыванием

Важно делать профилактику стресса, соблюдать режим и хорошо высыпаться. Не последнюю роль играет питание, исключение вредных веществ, например, злоупотребления кофе и чаем

Воспроизведение

Непроизвольное воспроизведение — ненамеренное, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации.

Произвольное воспроизведе­ние — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий.

Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не простое ме­ханическое повторение запечатленного. Происходит реконструк­ция, т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при воспроизведении.

Физиологическая основа узнавания и воспроизведения — оживление следов прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след возбуждения, который был про­торен при запоминании. При воспроизведении оживление следа может происходить на основе ассоциации. Оживление следа возбуждения может происходить и при второсигнальных раздражи­телях: объяснение, слова учителя оживляют ранее образованные связи.

Для того чтобы произвольное воспроизведение было более успешным, следует научить школьников специальным способам воспроизведения: припоминанию смысловых ассоциаций, припо­минанию основных мыслей и т. д.

Общая психология. (Учеб. пособие для студен­тов пед. ин-тов). Под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 351 с. С. 202-206.

См.: Развитие памяти у дошкольников (Дипломная работа).

Список литературы

  1. Гамезо, М.В. Атлас психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.-М .: Педагогическое общество России, 2002 — 276 с.    
  2. Ллойд Демоз. Психоистория: пер. С англ. / Ллойд Демоз.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-512 с. 
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб .: Питер, 2007. — 583 с.   
  4. Психология: учебник; изд. Дубровина И.В. — 2-е изд., Стереотип. — М .: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.     
  5. Революция в обучении: пер. С англ. / Гордон Драйден, Джаннетт Вос. — М .: 2002. С -165. 
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн .- СПб: Питер, 2001. -720 с.  
  • Реферат на тему: Учение о свободе в книге Н.А. Бердяева Философия свободы
  • Реферат на тему: Ф.Бэкон. (Новый Органон). Мысли о знании и науке
  • Реферат на тему: Антропологический материализм Людвига Фейербаха
  • Реферат на тему: Особенности развития философии в древнем Риме
  • Реферат на тему: Философия бионформатики. Проблемы и перспективы
  • Реферат на тему: Доказательства существования Бога Фомы Аквинского
  • Реферат на тему: Легенда о Великом Инквизиторе в книге Ф.Достоевского
  • Реферат на тему: Философские идеи Фридриха Ницше
  • Реферат на тему: Натурфилософия эпохи Возрождения
  • Реферат на тему: Научная картина мира и ее эволюция
  • Реферат на тему: Современная философия: новая проблематика, иные подходы к ее решению, поиск новых путей своего обновления
  • Реферат на тему: Личность как субъект и объект правоотношений

Общая классификация

Существует большое количество классификаций памяти в отечественной и зарубежной психологии. Если нужно изучить этот материал в подробностях, следует посмотреть работы П. П. Блонского, Р. С. Немова, Ф. Н. Шемякина, Д. О. Хебба и других специалистов.

Есть брать только основные виды, психология выделяет следующие:

На самом же деле, помимо основных видов памяти, в работах психологов можно встретить описание и других. Например, в классификации по характеру психической активности иногда также значатся:

  • сенсорная — зрительная, когда фиксация происходит в момент моргания;
  • эйдетическая — комбинированная, когда визуальные впечатления (составляют её основу) подкрепляются остальными (слуховыми, вкусовыми, тактильными), что позволяет впоследствии воспроизводить необыкновенно живой образ;
  • социальная — сохранение общественно значимой информации, накопленной предыдущими поколениями;
  • пространственная — зрительная, позволяющая хорошо ориентироваться на местности, запоминая особенности маршрута.

Классификация по продолжительности расширена таким видом, как ультракратковременная память (другое название — сенсорный регистр) — удержание информации в течение нескольких секунд. Включает иконическую (для фиксации зрительного материала, длится менее секунды) и эхоическую (для акустического, длится 2 секунды).

Некоторые психологи в отдельную группу выделяют виды памяти по типу организации запоминания:

  • эпизодическая — хранение конкретной информации, ограниченной каким-то определённым периодом (о концерте, например);
  • процедурная (автоматическая) — способ выполнения действия без учёта его содержания, посредством навыков, доведённых до автоматизма (навык вождения).

Внутри каждой типологии выделяют ещё несколько видов. Их классификацией психологи активно занимаются и по сей день, постоянно расширяя и усовершенствуя её.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта могут быть представлены как образы, чувства, а также навыков в виде движений. Узнавание — тип воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с данным объектом. Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция осуществляется в произвольной форме, по инициативе запоминающего, и непроизвольно — без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых с учетом поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса — так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Этапы логического запоминания

Продуктивность запоминания зависит от характера материала, а также от того, какое место занимают отдельные элементы учебного материала в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда держатся лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым фактором.           

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа объекта, который мы ранее воспринимали, но не воспринимаем в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологическая основа воспроизводства — это обновление нейронных связей, сформировавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.    

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В случае непроизвольного воспроизведения человек не имеет намерения вспоминать ранее воспринятые события; они возникают сами по себе. В то же время одна из случайно анимированных ассоциаций как бы тянет за собой сеть других связанных с ней связей.   

Произвольное воспроизведение — это целенаправленный процесс восстановления прошлых мыслей, чувств, действий в сознании.

Сознательное воспроизводство, требующее волевых усилий, связанных с преодолением известных трудностей в воспроизведении, называется отзывом.

Узнавание — это особый процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или при воспоминании. Этот процесс связан с объединением того или иного непосредственно воспринимаемого с ранее воспринимаемым. Немаловажную роль в этом играет точность выделения конкретного в объекте. При распознавании следует выделить чувство знакомства с воспринимаемым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В некоторых случаях, увидев что-то, человек не может сразу установить тождество с тем, что он видел ранее, и для этого требуется сознательное волевое усилие. При хорошем знакомстве с предметом или явлением процесс идентификации происходит как бы автоматически, без выделения сознанием моментов воспоминания или самого воспоминания.      

Сохранение (удержание) как психический процесс памяти осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти. Установлено, что экономия может быть динамической и статической. Динамическое хранилище появляется в ОЗУ, а статическое хранилище — в долгосрочном хранилище.    

Сохранение усвоенного в памяти зависит от многих факторов: от глубины понимания материала, отношения личности, от последующего применения приобретенных знаний, от повторения, от настроения человека и эмоциональной значимости полученного знания. материал.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологическая основа забывания — некоторые типы коркового торможения, препятствующие актуализации временных нервных связей. 

В психологии существуют различные теории, объясняющие причины забывания. След выцветания теории , согласно которой следы постепенно исчезают, стираются; забывание рассматривается как естественный пассивный процесс. Другой — мешающее подавление следов, согласно которому забывание является продуктом влияния побочных эффектов, взаимного подавления следов.             

Забывание во многом зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после него. Отрицательное влияние деятельности, предшествующей запоминанию, называется упреждающим (направленным вперед) торможением. Отрицательное влияние деятельности, следующей за запоминанием, называется обратным (обратным) торможением.  

Явления упреждающего и обратного торможения объясняют многие паттерны памяти: преимущества распределенного повторения перед концентрированным; лучшее сохранение начала и конца, более прочное запоминание того, что заучивается перед сном и т. д. 

Исследование памяти

Научными исследованиями памяти занимался немецкий психолог Эббингауз. Используя метод эксперимента, он выделил рассмотренный выше ряд процессов, сопровождающих работу памяти. Всё, что происходит в нейронах мозга и коре, отображается в виде следа. Но прочность подобного отображения неодинакова. И это зависит от воли человека и происходит без усилия, самопроизвольно. Задача памяти — отделить главное от второстепенного, чтобы привести мышление в соответствии с потребностями и интересами. Невозможно запомнить всё. Но на помощь приходит избирательность сознания при непроизвольном запоминании. Значительную роль в этих процессах играет отношение к окружению, среде обитания и наоборот — обстановка воздействует на память и сознание. Преднамеренные усилия памяти связаны с поставленной целью и её выполнением в процессе деятельности. Так, для примера, при теоретическом обучении запоминание само представляет собой вид деятельности.

При непроизвольном забывании иногда существует необходимость укрепления памяти

Важно знать, по каким законам происходит забывание. В основе памяти лежит нейрофизиология

Перечисленные процессы сопровождаются механизмом возбуждения связей между нейронами и торможения. Раздражитель должен быть значимым, в то время, как процесс возбуждения в коре обеспечивает правильное запечатление.

Поговорим о генетической памяти, передающейся по наследству. Инстинкты в первую очередь занимаются жизнедеятельностью. Нервные центры распоряжаются питанием — пищевые, регулируют агрессию и защитные реакции. Эмоции тоже часто возникают самопроизвольно, благодаря инстинктам. Импульсивность помогает определить вредные факторы в кратчайшие мгновения. Опыт подсознания сохраняет полученные на протяжении жизни автоматические навыки. Чувства приобретают смысл при реализации речевых функций.

Все это составляет массивный объём информации долговременного характера

Важно организовать хранение, упорядочить методы этого хранения и способы извлечения. Например, долговременное сохранение информации в памяти можно назвать статическим, а для оперативных процессов применяются динамические способы

Наиболее надежно организовывается запоминание и исключается забывание, если усвоенный материал совпадает с текущей деятельностью, а не противоречит ей.

Как укрепить функцию памяти

Психолог Г. Эббингауз проводил эксперименты на предмет зависимости запоминания от процесса мышления. При запоминании типа заучивания мышление не должно влиять. Следовательно, такие обстоятельства обеспечивают «чистую» память. Выведена диаграмма, согласно которой забывание бессвязных слов идёт сначала быстро, в течение первых часов. А 35% оставшихся впечатлений забываются на протяжении месяца

Вывод: для лучшего выучивания материала важно периодически повторять его

Эббингаузом также сформулирован «эффект края», когда при запоминании требуется в первую очередь усвоить начало и конец.

Понятие памяти

Память — сложный психический процесс, представляющий собой способность человеческого мозга к накоплению, сохранению (запоминанию), воспроизведению приобретенного жизненного опыта и полученной информации. 

Данное понятие означает фиксацию, хранение и воспроизведение какой-либо информации. 

Она связывает прошлое индивида с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития мышления и обучения. Позволяет накопить впечатления об окружающем мире, освоить новые знания, навыки, умения. 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Различают такие процессы памяти, как: запоминание, сохранение, забывание и  воспроизведение. 

1. Запоминание обеспечивает ввод полученных данных в память. Данный процесс памяти направлен на закрепление новой информации посредством связывания ее с ранее приобретенным знанием. 

Оно может протекать в трех формах:

  • запечатление — кратковременное и долговременное сохранение материала, которое предъявлялось однократно на несколько секунд;
  • непроизвольное запоминание — непреднамеренная фиксация в памяти материала, который воспринимался неоднократно;
  • преднамеренное запоминание или заучивание — целенаправленное сохранение в памяти нужной информации. 

Рассмотрим краткий алгоритм логического запоминания:

  1. Осознание цели запоминания. 
  2. Понимание смысла запоминаемой информации. 
  3. Анализ материала. 
  4. Выделение наиболее существенных мыслей. 
  5. Обобщение. 
  6. Запоминание обобщения. 

2. Сохранение в памяти означает процесс удержания в коре головного мозга полученной информации. 

3. Забывание — это процесс утраты возможности воспроизвести в памяти ранее закрепленный материал. Бывает полезным, помогая человеку в жизни, а также вредным, мешая ему. Позитивное забывание позволяет не допустить перегрузки памяти, убирая ненужную информацию. При негативном забывании из памяти стирается необходимая для нормальной жизни информация. 

Примечание 1

Наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. 

4. Воспроизведение — процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее закрепленного материала. Предполагает несколько уровней:

  • узнавание, возникающее при повторном восприятии объекта;
  • воспоминание, происходящее в случае отсутствия объекта восприятия;
  • припоминание, которое является наиболее активной формой воспроизведения, во многом зависящей от четкости поставленных задач;
  • реминисценция (репродукция), представляющая собой непроизвольное воспроизведение, как казалось бы, давно уже забытой информации. 

Основные черты (характеристики) памяти:

  • емкость (объем) — способность одновременно сохранять определенное количество данных (слов, цифр, изображений);
  • быстрота запоминания — скорость воспроизведения информации (различная у разных людей);
  • точность — адекватность воспроизведения жизненных фактов, событий, а также содержания информации;
  • длительность — прочность и продолжительность сохранения информации;
  • доступ к информации (готовность к воспроизведению) — способность быстро извлекать данные из памяти, что позволяет человеку эффективно использовать свой жизненный опыт. 

Хорошая память предполагает наличие способности:

  • быстро и много запоминать;
  • долго хранить;
  • точно и вовремя воспроизводить.

Сохранение и забывание

Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том, что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается.

Забывание может быть частичным и полным. Частичное забы­вание проявляется в невозможности воспроизвести, но в возмож­ности узнать. Узнать легче, чем воспроизвести. При повторном чтении или слушании материал кажется знакомым, но для само­стоятельного воспроизведения этого недостаточно. Усвоенным можно считать то, что человек может не только узнать, но и воспроизвести.

Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопостав­лять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к за­учиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохра­нения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроиз­вольно.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

? Узнайте, каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системыДизайн Человека . Только 2 дня для читателей wikigrowth.ru участие бесплатно.Получить сейчас

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Свойства памяти 420 руб.
  • Реферат Свойства памяти 220 руб.
  • Контрольная работа Свойства памяти 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Понятие о памяти

То, что воспринимается человеком не исчезает бесследно: в коре больших полушарии мозга сохраняются следы от процесса возбуждения. Эти следы создают возможность повторного возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызвавший, отсутствует. И. М. Сеченов пишет: «Благодаря сохранению в мозгу следов от повторяющихся воздействий, при незначительном толчке может возникнуть первичное возбуждение». Благодаря этому человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ предмета в отсутствие его или воспроизвести усвоенные ранее знания. Как и восприятие, память является процессом отражения, но в этом случае отражается не только то, что действует непосредственно, в данный момент, а и то, что имело место в прошлом.

Память — это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых предметов и явлений.

Память участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания предмета восприятие невозможно. Но память выступает и самостоятельным психическим процессом, связанным с восприятием, когда предмет воспроизводится в отсутствие его.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Мы можем, встретившись с одним из этих предметов, по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним; запомнить что-то — значит связать то, что требуется запомнить, с чем-то уже известным, образовать ассоциацию.

С физиологической точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные

. К простым относят три вида ассоциаций:по смежности, по сходству и по контрасту .Ассоциация по смежности объединяет два явления, связанные во времени или в пространстве. Такая ассоциация по смежности образуется, например, при заучивании алфавита: при назывании буквы вспоминается следующая за ней.Ассоциация по сходству связывает два явления, имеющие сходные черты: при упоминании одного из них вспоминается другое. Например, если нужно запомнить какое – то сложное название города и т.д. мы находим хорошо знакомое слово, сходное по звучанию и позже вспомнив его мы вспомним и название города, таким образом, устанавливается ассоциация по сходству, обеспечивающая запоминание.Ассоциация по контрасту связывает два противоположных явления. Так, особенности зоны пустынь запоминаются по контрасту с зоной лесов. 7 стр., 3191 слов

Классификация явлений памяти

… ассоциаций: · ассоциация по смежности – элементарный вид связи без существенной переработки информации; · ассоциация по контрасту – связь двух противоположных явлений, основанная на логическом приеме противопоставления; · ассоциация по сходству … сохранение в памяти того, что было запомнено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение запомненного. Физической основой памяти являются следы …

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации—ассоциации по смыслу

; в них связываются два явления, которые, по определению И. П. Павлова, и в действительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти связи, ассоциации по смыслу, являются основой наших знаний.

Для образования временной связи требуется повторное совпадение двух раздражителей во времени, для образования ассоциации требуется повторение. Но одних повторений мало. Иногда многие повторения не дают результатов, а иногда, наоборот, связь возникает с одного раза, если в коре больших полушарий мозга возник сильный очаг возбуждения, облегчающий образование временной связи. Более важным условием для образования ассоциации является деловое подкрепление, т. е. включение того, что требуется запомнить, в действия учащихся, применение ими знаний в самом процессе усвоения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: