Как работает франшиза в образовании: экскурсия по флагманскому проекту rybakov playschool

Франшиза точка роста | детские сады и центры развития | стоимость, условия и отзывы - купи франшизу

Про школьную образовательную методику

В основе построения образовательного процесса в школе Rybakov PlaySchool лежат примерно те же идеи и принципы, что и в детском саду. Они трансформированы с учетом возраста ребенка и объема необходимых к усвоению знаний: это теория, разработанная Выготским, его коллегами и последователями: Данилом Элькониным и Василием Давыдовым. В отличие от классических методик, упор здесь сделан не только на усвоение знаний, но и на развитие рефлексии, анализа, планирования и самоконтроля. Учебный процесс строится вокруг ситуаций, требующих решения, приоритет отдан исследовательской деятельности.

Эта методика уже несколько десятилетий успешно применяется в школах России, а впервые была апробирована на базе экспериментальной школы № 91 Российской академии образования, где в 1958 году появилась лаборатория Эльконина «Психология младшего школьника». Сейчас по ней работает несколько сотен школ по всей стране.

«Сейчас часто можно услышать фразу, что ребенок должен быть субъектом образовательной деятельности, но каждый понимает под этим свое. Для нас субъектность ребенка выражается в определении им своей собственной позиции в проблемных ситуациях, где он приобретает практический опыт и получает личностно значимые результаты», – отметила методолог начальной школы Rybakov PlaySchool Екатерина Губенко.

Про систему приема

День открытых дверей в Rybakov Playschool Саларьево, прошедший 16 мая, собрал около 800 посетителей. На следующий день детский сад начал свою работу с 17 первыми воспитанниками. Сейчас их больше 30: набрано уже две группы, рассказал Николай Панкратов. Всего садик рассчитан на шесть групп по 20 детей каждая, до октября планируют набрать четыре из них. В начальной школе Playschool будет четыре класса по 15 человек, к началу учебного года 2021-2022 здесь рассчитывают заполнить, как минимум, два первых класса.

«Мы реализуем необычную для российского образовательного сектора политику набора: заключаем с клиентами долгие контракты и стремимся к многолетнему сотрудничеству», – отметил Николай Панкратов. «Долгосрочное сотрудничество выгодно и нам, и семьям, ведь образование – это игра в долгую, – объяснил он. – Когда человек гарантированно приходит к нам на три-четыре года, у нас есть время, чтобы выполнить свою работу. А работы в сфере начального образования много».

Откуда берется уверенность, что клиенты поверят новому образовательному проекту настолько, что дадут трехлетний аванс?

При заключении контракта на три года стоимость одного месяца посещения детского сада составит 35 000 руб в месяц, а  для краткосрочных контрактов сумма вырастает до 60 000 руб. Также есть возможность заключить контракт на 6 и 12 месяцев. Школьные договоры заключаются на 1, 2, 3 и 4 года, стоимость обучения при пересчете на один месяц составит от 55 000 до 60 000 руб. Эти цены актуальны только для образовательного комплекса в Саларьево, в других объектах стоимость абонементов будет рассчитываться, исходя из финансовой модели.

Про кадры

В штате PlaySchool Саларьево около 40 человек, из них половина педагогов. По словам Николая Панкратова, до 40% преподавательского состава – люди, приехавшие из разных регионов страны (Кострома, Томск, Красноярск), изучившие программу «Про детей» на практике.

«Программа ПРОдетей существует шесть лет, тренинг по подготовке прошло почти 2000 педагогов из муниципальных и частных детский садов по всей России, – объяснил он. – В наш детский сад мы пригласили лучших из них». В школу также отбирают учителей, уже работавших по системе Эльконина-Давыдова, на принципах которой строится школьная образовательная программа PlaySchool.

По словам Панкратова, зарплаты учителей в PlaySchool стараются держать на уровне +10-30% к московским окладам педагогов (до 120 000 – 150 000 рублей). «Мы с Игорем и Екатериной (Рыбаковыми) изначально обсудили, что наш проект должен быть примером отношения к педагогу. Педагог здесь разгружается от бессмысленной бумажной работы – с тем, чтобы сконцентрироваться на развитии ребенка», – отметил он.

Школа для миллиардера

По словам Рыбакова, идея нового проекта пришла к нему после того как он узнал, что в сады, где работают обученные по программе педагоги, выстраиваются очереди, а родители «даже дают взятки», чтобы их дети там оказались. Чтобы удовлетворить спрос, по его оценке, необходимо открыть 1000 садов и школ в течение пяти лет.

Для реализации проекта создана управляющая компания, которая будет отбирать предпринимателей, обучать их и подготавливать к запуску садов и школ, а также заниматься маркетингом проекта. Стоимость франшизы на первоначальном этапе составит 1,5 млн рублей, однако в будущем может вырасти и будет зависеть от конкретного региона, поясняет Панкратов

При этом купить франшизу сможет не каждый: руководители Play School будут проводить отбор претендентов, обращая внимание на «общую адекватность, наличие релевантного опыта, наличие финансовых средств, уровень мотивированности и «ценностной синхронизации»». Общая сумма вложений для покупателей франшизы будет составлять от 5 млн рублей, окупаемость – от 18-20 месяцев. Среди необходимых требований — площадь здания от 350 кв.м

Это необходимо и для получения государственной лицензии, и потому, что при меньшей площади проекты будут малорентабельны, поясняет Рыбаков.

Клиенты проекта — частные бизнесмены — получат доступ к системе переподготовки педагогов, IT-платформе и системе контроля качества, позволяющей проконтролировать реализацию проектов на местах, поясняет бизнесмен. По его словам, раз в полгода проверку будут осуществлять гибридные контрольные группы, состоящие из специалистов плюс практикующих  членов сообщества «ПРОдетей», раз в год через платформу будет замеряться удовлетворенность родителей учеников по стандартной методике.

В будущем Рыбаков планирует учить франчайзи и на конкретном примере. До конца года структуры бизнесмена закроют сделку по покупке в Новой Москве здания площадью около 4000 м2, в котором будет открыт большой образовательный кластер. На территории кластера будут расположены детский сад, начальная школа, научно-просветительский лекторий, площадка для демонстрации и тестирования актуальных образовательных технологий, а также учебный центр, где будет проходить обучение педагогических и административных команд партнеров проекта. Он будет организован таким образом, чтобы туда могли приезжать делегации и знакомиться с образовательным процессом, не мешая ему, как это сделано в итальянском городе Реджио Эмилия, где зародился одноименный педагогический подход, говорит миллиардер. Создание кластера Рыбаков оценивает в дополнительные 200 млн рублей.

Кроме этих трат, Рыбаков планирует покупать уже действующие на рынке сети частных детских садов и школ, на это выделено 160 млн рублей (из 300 млн). Бизнесмен вел переговоры с сетью частных детских садов Sun School (тоже развивает франшизу, по данным официального сайта, в сеть входит больше 100 франчайзи). Как рассказала Forbes генеральный директор Sun School Надежда Фокина, переговоры шли летом, но успехом не увенчались.

Отношения с франчайзером

Я всегда считал, что франчайзинг подразумевает поддержку со стороны франчайзера. Например, покупаешь франшизу «Макдональдса» — и тебя учат корпоративной культуре, дают бизнес-план, рассказывают про все бизнес-процессы. То есть ты ничего не придумываешь, а пользуешься знаниями и опытом владельца торговой марки. В нашем случае франчайзер помог только с наймом сотрудников, а с тем же помещением пришлось решать самим.

Раньше я работал в организации, помешанной на маркетинге. Все знали долю компании на рынке по разным направлениям, могли сравнить продажи по годам и месяцам, знали, что такое АВС-анализ, 4Р, SWOT и тому подобное. Я ожидал, что франчайзер, у которого около трехсот детских центров, рассылает всем опросники, собирает статистику и может сообщить о сезонных колебаниях — самых прибыльных месяцах.

Как бы не так. Наш франчайзер даже не знал, на сколько процентов падает спрос на курсы летом. Я ожидал, что это будет профессионал, а на самом деле он оказался таким же дилетантом, как и мы.

Big Data для франшизы

После развала Советского Союза рынок частного школьного образования пережил две волны, рассказывает руководитель проекта создания культурной и образовательной среды города «Доброград», участвовавшая в создании школы «Летово», Полина Мальцева. Первая – когда в 1990-х годах появлялись локальные проекты, созданные либо частными инвесторами, либо выходцами из системы гособразования под запросы образования для своих детей или под реализацию своих образовательных идей.

Вторая же волна пришлась на 2010-е годы, когда в эту сферу пришли крупные бизнесмены — инвесторы и меценаты. Первым знаковым проектом  стала школа «Летово», основанная председателем совета директоров ГК «Русагро»

Вадимом Мошковичем

в 2015 году. Ее создание обошлось больше чем в $50 млн. В течение нескольких лет появилось еще несколько проектов, созданных героями нашего рейтинга. В 2015-м супруга совладельца «Северстали»

Алексея Мордашова

Марина Мордашова открыла русско-английскую школу Wunderpark, где учатся трое детей миллиардера. В 2016 году после реконструкции, длившейся пять лет, открылась Средняя общеобразовательная школа в Заречье. Реконструкция образовательного учреждения обошлась большем чем в  2 млрд, средства выделил Фонд развития Зареченской школы, принадлежащий

Сулейману Керимову

. Через год заработала Новая школа, созданная благотворительным фондом «Дар» предпринимателя

Никиты Мишина

. Не чужды интереса к образованию и топ-менеджеры госбанков: четвертый год в Хорошево-Мневниках работает «Хорошкола», учредитель — Яна Греф).

Тем не менее, все эти проекты — единичные. Можно ли масштабировать опыт? В мире есть удачные случаи построения франчайзинговых международных проектов в сфере образования, говорит директор школы «Летово» Михаил Мокринский. Залогом эффективной работы такой модели является единая методическая основа с едиными учебниками и едиными подходами, подчеркивает он. В качестве примера собеседник Forbes приводит сеть GEMS Education, в которую входит более 70 школ в шести регионах мира, которые либо построены по модели GEMS, либо консультируются группой. В будущем доля франчайзинговых проектов будет расти за счет развития технологий Big Data  и искусственного интеллекта, внедрения систем автоматизированной обратной связи. «С появлением таких систем, конечно, и франшизы будут расти не по дням, а по часам», — подчеркивает Мокринский.

Возможно, масштабировать технологии удобно учебных заведениях для маленьких детей. В целом рынок частного дошкольного и начального школьного образования будет развиваться быстрее, чем школы для более взрослых детей, считают собеседники Forbes из образовательной сферы. Такие проекты более маржинальны, чем старшие школы, где сложно даже выйти на безубыточность, говорит Полина Мальцева. По ее оценке, средняя маржинальность начальных частных школ составляет 15-20%, в то время как у старших — 5%.

Алексей Мордашов и семья

Рейтинг Forbes:

№4

Состояние:

$16800млн

Узнать подробнее

Сулейман Керимов и семья

Рейтинг Forbes:

№13

Состояние:

$10000млн

Узнать подробнее

Вадим Мошкович

Рейтинг Forbes:

№57

Состояние:

$1700млн

Узнать подробнее

Никита Мишин

Рейтинг Forbes:

№120

Состояние:

$800млн

Узнать подробнее

Игорь Рыбаков

Рейтинг Forbes:

№96

Состояние:

$1000млн

Узнать подробнее

Про здание

Флагманский проект Rybakov PlaySchool разместился в типовом трехэтажном здании детского сада на 4000 м2, выкупленном у девелопера ПИК.

Две таких же «коробки» в этом же районе ПИК передал под муниципальные сады. Сейчас Rybakov PlaySchool разрабатывает свой стандарт для планировки помещений и ведет переговоры с застройщиками, чтобы внедрять его совместно на этапе коробки. Ожидается, что следующий объект будет построен по британским стандартам зеленого строительства BREEAM. «Пока далеко не все застройщики понимают, что школа и детский сад – это тот актив, который растит привлекательность жилья, – сожалеет Панкратов. По его словам, большинство предпочитает построить во дворе парковки, первые этажи сдать под супермаркеты, а образовательный объект поскорее передать муниципалитету.

«У нас очень хорошие отношения с государственными садами и школами района – мы проводим общие мероприятия, ходим друг к другу в гости, общаемся. Наши воспитатели регулярно выходят на детские площадки и просто так играют с детьми, а каждые выходные двери нашей школы открыты для всех желающих. В дальнейшем мы планируем запустить единую диагностическую систему, чтобы посмотреть, как влияют на детей при внешних идентичных условиях образовательные подходы и практики», – сказал Панкратов.

Первый месяц работы и первые убытки

В группу неполного дня мы брали детей 2—4 лет. Фактически это была продленка, только до обеда: с 9 до 13 часов. Максимум одновременно приходили шесть детей, но бывало, что воспитатель занимался и с одним.

Большей популярностью пользовались развивающие занятия, где детей готовили к школе. Мы набрали сразу четыре группы: две для детей 4—5 лет и две для детей 6—7 лет. В каждой было шесть человек.

Еще две такие же группы из дошкольников мы набрали на занятия по английскому. Неожиданно большой спрос оказался на логопеда. К нему ходили 12—15 детей разных возрастов. В октябре у нас появились шахматы, а в ноябре — йога. На шахматы обычно ходили три человека, а вот йогу вскоре пришлось закрыть из-за низкого спроса.

Родители покупали абонемент сразу на восемь занятий. Он стоил 3330—4000 Р, в зависимости от конкретного курса. Можно было заплатить только за одно занятие, чтобы проверить, понравится ребенку или нет, а уже потом покупать абонемент. Каждый урок длился 45 минут. Занятие с логопедом занимало час и стоило 800 Р.

Почти сразу же нам пришлось расстаться с двумя педагогами. Учительница рисования ушла из-за того, что на ее уроки не было спроса: дети приходили один раз и больше не возвращались. Но если с ней расстались мирно, то педагог, которая вела группу неполного дня, ушла со скандалом. Через неделю после выхода на работу она поставила нам условие: повысьте зарплату или увольняюсь. Мы не повысили — и она быстро нашла работу воспитателем в детском саду. На прощанье эта девушка сказала родителям детей, что моя жена — плохая руководительница. После ее ухода с детьми в группе неполного дня стала сидеть моя супруга. Иногда ее подменяли подруга-логопед или я.

В конце месяца возникла новая проблема. Еще до открытия мы планировали запустить развивающие курсы по методике Монтессори. Для них необходимо специальное оборудование. Педагог, которая должна была вести занятия, дала список, что именно купить. Без оборудования курсы начинать нельзя. Мы все заказали у нашего франчайзера еще в начале августа, перечислив ему 70 000 Р.

К концу сентября оборудование мы так и не получили. Я попросил франчайзера вернуть деньги, но оказалось, что их у него уже нет. Договорились, что он будет возвращать небольшими частями еженедельно: примерно по 5000 Р.

Оборудование мы заказали на одной из петербургских фабрик и потратили те же 70 000 Р. К октябрю его наконец-то привезли. Но за день до того, как должны были начаться занятия по методике Монтессори, педагог сообщила, что у нее заболел родственник и она вынуждена уехать к нему. Через месяц мы узнали, что она устроилась в другой детский центр. Курс Монтессори мы так и не запустили, а деньги, потраченные на оборудование, просто улетели в трубу.

Всего за месяц к нам пришло 17 детей. По итогам сентября мы заработали 65 420 Р. Напомню, что только аренда составляла 132 000 Р. В конце сентября я взял потребительский кредит в «Райффайзенбанке» на 450 000 Р.

Занятия эбру – эта такая техника рисования на воде

ПРОдетей

В саду Rybakov PlaySchool внедрена одна из самых юных программ — «ПРОдетей», созданная «Университетом детства» в 2017 году при поддержке «Рыбаков-фонда».

Программа новая, но основана она на фундаментальных принципах, разработанных известным советским психологом Львом Выготским. Он считал, что воспитание — активный процесс с трех сторон: самостоятельный ребенок, воспитатель, который наблюдает и помогает, и среда между ними. Поэтому в саду большая роль отдана организации среды: созданы центры грамоты и письма, науки, искусств, строительства, математики и манипулятивных игр, сюжетно-ролевой игры, физических упражнений в зале или на открытой площадке.

Зону активности, в которой пробудут в течение дня, дети выбирают самостоятельно. В этом смысл «Круга выбора» – одной из десяти технологий, которые ежедневно воспроизводятся в детском саду. Дети с помощью прищепок прикрепляют к себе круг цвета, соответствующего выбранной на день активности, и письменно, как умеют, планируют свою деятельность: знаками, символами, предложениями.

«Мы отказались от фронтальных занятий: вроде того, что сели по стульчикам и считаем до пяти. Нет – все происходит через технологию в центрах, дети сами выбирают вид активности, которым хотят заниматься в этот день, – рассказал Панкратов. –Практика нескольких выпусков по этой программе показывает, что к 6 годам все научаются читать, писать и считать через игру».

В терминологии Выготского эти инструменты называются «маркерами». Маркеры, как прищепки, помогают ребенку удерживать свой план в голове, выполнять его. А по мере взросления прищепки «отпадают», и ребенок движется вперед за счет собственной воли и умения решать возникающие задачи уже знакомыми ему методами, объяснил Панкратов. У ребенка формируются необходимые во взрослой жизни навыки: замысливание, определение плана, удерживание его в голове и поэтапная реализация задуманного. «И через три года у детей появляется свойство, которое вы не ожидаете увидеть у ребенка 6-7 лет. Это даже не взрослость, а зрелость», – рассказал Панкратов. По его словам, это и есть предикторы успешности – вероятности того, что ребенок поступит в университет, найдет себе дело жизни, не попробует наркотики и тд, – зависит не от владения речью, письмом, математикой, а от владения этими навыками произвольного поведения.

В группах есть контейнеры для хранения личных вещей и детских планов, которые они пишут на день. А игрушки и материалы размещены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем убирать на место.

Фото предоставлены пресс-службой Rybakov PlaySchool 

Всего 3 шага отделяют вас от организации собственных детских праздников

Знакомство

Шаг 1

Перед заключением договора мы проводим с вами SWOT-анализ конкурентов. На основании этих данных мы разрабатываем индивидуальный план открытия и делаем инвестиционный расчет на оснащение центра.

1 день. Введение в документацию. Подробное обсуждение и заключение договора.

2-3 дня. Выплата единовременной суммы. Передача необходимых материалов для начала работы.

день 4 Лидерский тренинг.

Подготовка

Шаг 2

5-15 дней. Поиск и согласование помещения для открытия центра. Мы дадим вам все необходимые для этого инструкции и вместе с вами разберем конкретное помещение. Мы поможем заключить договор с собственником, чтобы избежать обмана при работе с ним.

16-55 дней. Делаем все вместе. Разрабатываем дизайн вашего центра и начинаем ремонтные работы; заказываем оборудование и игривый реквизит для центра; покупаем мебель; нанимаем администраторов, ассистентов и аниматоров; мы запустили все рекламные каналы и нам стали поступать звонки и заказы на проведение праздников в вашем центре; обучаем ключевых сотрудников и менеджера в главном центре.

Открытие центра

Шаг 3

56-67 дней. Завершаем все предыдущие этапы и готовим центр к открытию, разрабатываем акцию к праздничному открытию. Продумываем механику мероприятия, согласовываем с ТЦ (если ваша площадка в ТЦ); Выезд нашей стартовой команды в ваш город (для первых 5 партнеров это руководители компании и лучшие сотрудники).

день 68 Организуем масштабный детский праздник для нашей целевой аудитории и начинаем отмечать первые праздники в вашем центре.

Всю дорогу до открытия центра наши менеджеры находятся с вами, корректируя работу сотрудников, задавая темп аниматорам, обучая общению с клиентами, работая с обратной связью и сарафанным радио».

А после открытия мы вас не оставим. Мы будем контролировать вас по всем вопросам, вас и ваших сотрудников будут постоянно обучать, вы будете участвовать во внутренних соревнованиях, сборах и обмене опытом, вы будете получать новые анимационные костюмы, колл-центр всегда будет на связи и вы будете способен обрабатывать звонки от клиентов, желающих отпраздновать праздник в его центре.

Итоги

Никакой обиды на франчайзера и его сотрудников у меня нет. Мне кажется, что им просто неинтересно разбираться в бизнесе, который они продают партнерам. Думаю, мы бы вытащили проект без советов франчайзера, если бы не роковая ошибка с первым помещением, которое съело кучу денег.

Я не жалею, что мы ввязались в историю с центром. Было тяжело, но это оказалось крутым опытом. Пока я занимался бизнесом, мои мозги соображали в два-три раза интенсивнее, чем во время работы по найму. Мне жаль потраченных усилий, но с этим ничего не поделаешь. Зато, когда мне будет 70 лет, я не буду переживать, что так и не попробовал свой бизнес.

За все это время мы ни разу не поругались с женой. Когда кто-нибудь из нас делал что-то не так, мы просто исправляли ошибку: в тот период было не до ссор. Мы стали ценить свободное время, которого у нас несколько месяцев не было вообще. Стараемся каждые выходные проводить за городом на природе, благо под Петербургом достаточно интересных мест, да и Финляндия недалеко. Отпуск теперь святое.

Через несколько месяцев после продажи центра моя жена устроилась в нефтегазовую компанию и сейчас работает бухгалтером. Если и вспоминает о бизнесе, то только с сожалением о потраченных деньгах. Я работаю в системном интеграторе, закупаю ИТ-оборудование. Мы наслаждаемся преимуществами жизни наемных работников: стабильным доходом, минимумом ответственности и выходными.

Как вам статья?+2

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: