Недостатки франшизы
Как и у любой бизнес-модели, у франшизы есть не только весомые преимущества, но и подводные камни, о которых важно знать:
Контроль со стороны франчайзера. Владелец собственного бизнеса — сам себе хозяин. Он принимает собственные решения и несёт за них ответственность
Франчайзи не полностью контролирует свою коммерческую деятельность — он всегда обязан принимать во внимание мнение и указания франчайзера.
Например, собственник лицензии может внести коррективы в часы работы предприятия по франшизе, выдвинуть собственные условия маркетинговых кампаний и взаимодействий с поставщиками. При этом франчайзи ограничен в творческой свободе
Он не может предложить свой логотип или более эффектный дизайн интерьера торговой точки.
С одной стороны, ограничения нужны для поддержания единообразия между различными франшизами и брендом в целом. С другой — они могут стать помехами в бизнесе франчайзи.
Стоимость франшизы может быть высока. Первоначальные инвестиции во франшизу — это одно из преимуществ. Однако, если речь идёт о покупке бизнес-модели у известного и прибыльного бренда, стартовые вложения могут быть довольно существенными — вплоть до нескольких миллионов рублей. Также не стоит забывать, что франчайзи придётся нести сопутствующие расходы — на роялти, закупки, обучение персонала
Поэтому критически важно сопоставить потенциальный доход от франшизы с собственными финансовыми возможностями.
Риски конфликтов. Поскольку франшиза — это частично контролируемая модель бизнеса, важно осознавать, что между франчайзером и франчайзи есть вероятность разногласий. Они могут привести к тому, что владелец лицензии откажется от дальнейшего сотрудничества
И вплоть до дорогостоящих судебных тяжб.
Нет финансовой конфиденциальности. Договор о франшизе может предусматривать контроль со стороны франчайзера всей финансовой экосистемы франшизы. То есть покупателю лицензии придётся отчитываться перед собственником бизнеса по всем счетам, актам приёма-передачи, налоговым отчислениям и прочим движениям денежных средств. Такое дополнительное ограничение может стать препятствием для тех, кому важен единоличный контроль над бизнес-процессами.
Ограниченное действие договора франшизы. В соглашении о франшизе всегда прописываются сроки, в течение которых франчайзи может использовать бизнес-лицензию бренда. Когда действие договора завершится, у франчайзера есть полное право отказаться от его продления. Например, если он решит сократить своё присутствие в одном регионе, чтобы сосредоточить больше сил в другом. Конечно, о расторжении договора франчайзи предупреждают заранее.
Однако в любом случае ему придётся потратить время, чтобы подготовиться к завершению одной франшизы и поиску другой.
Преимущества покупки франшизы
Есть несколько причин, почему предприниматели выбирают франчайзинговую коммерцию:
- Меньше риска. Многие франчайзеры — это предприятия с многолетним опытом и выверенной до мелочей, отработанной на практике бизнес-моделью. Для тех, кто только начинает своё дело, покупка франшизы — это возможность снизить операционные риски. Например, франчайзи проще получить кредит при поручительстве франчайзера. А если вы покупаете франшизу со знакомым для потребителей продуктом, это позволяет уменьшить расходы на рекламу и привлечение покупателей.
- Лояльные клиенты. Как правило, у сетевых франшиз есть своя прогретая целевая аудитория. При покупке франшизы вы не только получаете продукт с хорошей репутацией, но и обширную, готовую к покупке клиентскую базу.
- Выгодные отношения с поставщиками. Присоединиться к системе франчайзинга — значит получить доступ не только к раскрученному продукту и лояльной аудитории, но и к поставщикам, у которых с собственником франшизы сложились долгие и доверительные отношения. А это значит, что поставщики могут предоставить франчайзи выгодные скидки — например, на оптовую закупку или приобретение конкретных сырьевых позиций.
- Доступные затраты на старте. Запуск даже небольшого бизнеса с нуля — это всегда значительные расходы. Нужно изучить рынок, разработать бизнес-модель (нередко с помощью профессиональных консультантов), подобрать помещение, придумать дизайн продукта, вложиться в рекламу. Покупка франшизы эти процессы практически исключает. Франчайзер оказывает профессиональную поддержку: от бренд-стратегии до обучения персонала и маркетинга. В том числе владельцы лицензии обычно помогают выбрать оптимальное размещение торговой точки, которая принесёт франчайзи устойчивую прибыль.
Кому подойдёт франшиза?
Франшиза требует инвестиций, сноровки, деловой смекалки и настойчивости. Тем не менее, это вполне реальный способ набраться опыта в бизнесе для тех, кто только планирует начать своё дело. Франшизу можно сравнить с рецептом в кулинарной книге. Вы готовите сами, но при этом получаете список ингредиентов, описание процедуры и готового блюда. Со временем у вас будет возможность научиться готовить без подсказок и даже сочинять собственные рецепты.
Главное во франшизе — тщательно взвешивать все возможности и риски. Да, у вас на руках будет готовая и прибыльная модель. Как правило, франчайзеры в своих предложениях даже указывают сроки окупаемости. Однако много работать придётся и самостоятельно — следить за соблюдением всех требований франшизы, привлекать новых клиентов, отслеживать качество продукта.
Материал по теме
Сколько налогов нужно заплатить ИП в 2023 году?