Введение
В современной практике управления арт-сферой возникла проблемная ситуация, связанная со значительными изменениями в экономической, социальной, культурной сферах, а также культурной политике. С этим и связана настоятельная потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов в области управления арт-сферой и попытки создания современных учебников и учебных пособий нового поколения.
Имеющиеся монографии, учебники, учебные пособия, изданные отечественными специалистами Л. Н. Галенской, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильниковым, Г. Л. Тульчинским, Н. А. Михеевой, В. М. Чижиковым и В. В. Чижиковым, Г. Н. Новиковой и другими теоретиками и практиками, раскрывают особенности менеджмента в социально-культурной сфере, специфику социально-культурной деятельности, технологии арт-менеджмента на достаточно высоком уровне
Авторы данного пособия обращают внимание на наличие кризисных симптомов в практике управления арт-сферой и отсутствие общепринятого исследовательского подхода, позволяющего создать интегральную модель управления арт-сферой, соответствующую требованиям, предъявляемым практикой. В настоящем учебном пособии предлагается системное, парадигмальное осмысление термина «арт-менеджмент» с учетом зарубежного опыта и отечественной традиции, во взаимосвязи теории и практики
Здесь арт-менеджмент рассматривается как система знаний, в результате которой возникает арт-сфера и институциональное оформление деятельности арт-менеджера.
Менеджер трансформирует личностные ориентации субъекта в арт-сфере, поэтому необходимо, чтобы в свойствах его личности отражалась регулятивная, профессионально-образовательная, когнитивная, социально-коммуникативная направленность, целеполагание, перцептивная адекватность и т. п. В рамках данного учебного пособия рассмотрены направления культурной политики за рубежом и в масштабах страны. Анализ директивных документов, содержащих законы, нормы и правила, позволит значительно расширить правовые компетенции специалистов.
Арт-менеджмент представлен как один из функционально-ролевых видов деятельности, в процессе которой осуществляется отбор, хранение, производство и распространение ценностей культуры. Арт-менеджер – лицо, активно участвующее в процессе управления рынком услуг, которому необходимы навыки планирования, организации, мотивации, контроля. Поэтому, как отмечают специалисты, работу арт-менеджера следует рассматривать, основываясь на значении термина «функция».
Здесь осмысливается арт-менеджмент как вид управленческой деятельности в сфере культуры и искусства и самостоятельная сфера профессиональной деятельности, а также его особенности в различных областях культуры.
FAQ: Арт менеджер это
Какие перспективы карьерного роста существуют в области арт-менеджмента?
Арт-менеджмент открывает широкие возможности для карьерного роста. Вы можете начать карьеру с помощника арт-менеджера или координатора проектов и с течением времени стать арт-директором или генеральным директором культурного учреждения. Есть также возможность предпринимательской деятельности в сфере арт-бизнеса.
Какие навыки необходимы для продвижения по карьерной лестнице в арт-менеджменте?
Для успешной карьеры в арт-менеджменте требуется обладать рядом навыков: отличное понимание искусства и культуры, умение проводить маркетинговые исследования, планировать и организовывать мероприятия, управлять ресурсами и командой, а также быть гибким и готовым к обучению новому. Кроме того, важным является навык коммуникации и работы с людьми.
Насколько востребована профессия арт-менеджера?
В настоящее время профессия арт-менеджера достаточно востребована. Искусство и культура постоянно развиваются, что создает необходимость в квалифицированных специалистах, способных управлять процессами в этой сфере. Например, арт-менеджеры нужны галереям, музеям, культурным центрам, театрам и другим организациям, связанным с искусством.
Нужно ли иметь образование в области искусства для старта карьеры в арт-менеджменте?
Образование в области искусства может быть хорошим стартом для карьеры в арт-менеджменте, так как оно дает базовые знания и понимание сферы. Однако, это не обязательное требование. Важнее наличие навыков управления, организации и понимания рынка искусства.
Как можно улучшить свои перспективы карьерного роста в арт-менеджменте?
Есть несколько способов улучшить свои перспективы карьерного роста в арт-менеджменте. Во-первых, постоянное образование и обучение, включая профессиональные курсы и семинары. Во-вторых, создание сети контактов в сфере искусства и бизнеса, которая может открывать новые возможности. И в-третьих, регулярный поиск и участие в проектах и инициативах, которые позволят развивать навыки и получать опыт.
Каковы перспективы карьерного роста в арт-менеджменте?
Перспективы карьерного роста зависят во многом от уровня твоих навыков и опыта, но вообще, арт-менеджер может стать директором по культуре, руководителем общественных программ или директором музея. С развитием культурной индустрии и рынка искусства, перспективы роста становятся все лучше.
Какое образование необходимо для работы в арт-менеджменте?
Для работы в арт-менеджменте желательно иметь высшее образование в области искусств, культурологии или менеджмента. Также могут быть полезны курсы и тренинги по специализированным направлениям, например, управление музейным делом, кураторство, организация культурных мероприятий. Огромное значение имеет наличие опыта работы в соответствующей сфере.
Какие навыки важны для карьеры в арт-менеджменте?
Важными навыками арт-менеджера являются: организационные способности, коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение работать в команде. Кроме того, важными являются навыки планирования и управления проектами, понимание рынка искусства и культурной политики, знание иностранных языков.
В каких сферах можно применить навыки арт-менеджмента?
Навыки арт-менеджмента можно применить в самых разнообразных сферах: работа в музеях, галереях, театрах, концертных организациях, культурных центрах, аукционных домах. Также арт-менеджер может заниматься организацией фестивалей, выставок, культурных мероприятий.
Что делает арт-менеджер на своем рабочем месте?
Арт-менеджер занимается организацией и управлением процессами в сфере искусства. Он может заниматься всем — от планирования и организации выставок и спектаклей, до разработки и реализации стратегий развития культурных учреждений, управления финансовыми и человеческими ресурсами, взаимодействием с общественностью и прессой.
Слайд 6АРТ-МЕНЕДЖМЕНТ КАК ВИД УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Как отмечают некоторые российские исследователи, в
частности, Г.Н.Новикова, В.М. Чижиков, В.В Чижиков арт-менеджмент является на сегодняшний
момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства. Известные исследователи современного шоу-бизнеса Е.И.Жданова, С.В.Иванов, Н.В.Кротова, С.Корнеева, предлагают рассматривать арт-менеджмент как: – управление различными видами искусства (выразительными и изобразительными); – область знания, помогающую осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных); – продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности специалистов, работающих в сфере шоу-бизнеса.
Роли и ответственности в управлении художественными проектами
В управлении художественной работой важно не только контролировать выполнение проекта в соответствии с планом, но и обеспечивать коммуникацию между всеми участниками проекта, включая артистов, дизайнеров, спонсоров и аудиторию
Основные обязанности
- Подготовка и реализация искусственного проекта: от определения концепции и создания плана до управления бюджетом и отслеживания сроков выполнения работы.
- Разработка и поддержка отношений с художниками, кураторами, галереями и другими стейкхолдерами в области искусства.
- Создание и реализация стратегии маркетинга и PR для продвижения художественного проекта.
- Проведение переговоров и заключение договоров с партнерами и спонсорами.
Созвучие всеобъемлющего и творческого, руководство художественными проектами и работами включает в себя весь процесс, от идеи до реализации. Управляющий должен быть дипломатичным, гибким и способным быстро адаптироваться к меняющейся обстановке, чтобы достичь целей проекта и удовлетворить потребности артистов и аудитории.
Как стать арт-менеджером
Для того чтобы стать арт-менеджером, обычно требуется сочетание образования и опыта в области искусства и бизнеса. Рассмотрим некоторые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы начать свою карьеру.
Шаг 1: Получите образование
Чтобы стать арт-менеджером, вам необходимо иметь прочную основу как в искусстве, так и в бизнесе. Многие университеты и колледжи предлагают программы по управлению искусством, музееведению или арт-администрированию, которые позволят вам получить широкий спектр знаний и навыков в обеих областях. Они, как правило, включают в себя курсы по финансовому менеджменту, маркетингу, привлечению средств, управлению проектами и другим предметам, связанным с бизнесом.
Степень в области управления искусством или смежной специальности поможет вам наладить контакты и получить доступ к стажировкам и другим возможностям профессионального развития.
Шаг 2: Приобретите опыт работы в сфере искусства
В дополнение к формальному образованию важно приобрести практический опыт в сфере искусства. Это может включать в себя волонтерство в местных организациях, посещение художественных мероприятий, работу с художниками и исполнителями
Возможно, вы также захотите записаться на дополнительные занятия или мастер-классы, чтобы развить свои навыки и глубже понять различные виды искусства.
Приобретая практический опыт в сфере искусства, вы сможете лучше разобраться в работе художников и получить представление о проблемах и возможностях, с которыми сталкиваются организации культуры.
Шаг 3: Развивайте деловые навыки
Для успешной работы арт-менеджеры также должны обладать сильными деловыми навыками. Это включает в себя знание финансового менеджмента, маркетинга, управления проектами и других предметов, связанных с бизнесом. Вы можете развить эти навыки, прослушав курсы по бизнесу, финансам, маркетингу и управлению проектами или получив опыт работы в сфере, связанной с бизнесом.
В дополнение к формальному образованию, вы также можете обратиться за наставничеством или коучингом к опытным арт-менеджерам или бизнес-лидерам в вашем окружении. Это даст вам ценные знания о проблемах и возможностях, с которыми сталкиваются арт-менеджеры, и поможет вам развить навыки, необходимые для достижения успеха в этой сфере.
Шаг 4: Создайте сеть контактов
Создав прочную сеть контактов, вы сможете быть в курсе тенденций и передового опыта отрасли, узнавать о вакансиях и других возможностях профессионального развития, а также строить отношения с потенциальными работодателями и сотрудниками.
Шаг 5: Ищите стажировки и должности начального уровня
Многие арт-менеджеры начинают свою карьеру со стажировок или должностей начального уровня, работая ассистентами или координаторами в галереях, музеях или организациях исполнительских искусств. Это дает ценный опыт и со временем может привести к более высоким должностям.
При поиске стажировки или вакансии начального уровня обязательно изучите организацию и ее миссию, чтобы убедиться, что она соответствует вашим ценностям и карьерным целям. Возможно, вы также захотите найти возможность поработать с артистами или в конкретной области искусства, которая вас интересует, например, в музыке, театре или изобразительном искусстве.
Кто такой арт-директор?
Так как наше флагманское направление — брендинг, рассмотрю эту профессию именно со стороны брендинговых агентств и дизайн-студий.
Арт-директор — это не только старший дизайнер, но и руководитель команды специалистов, который реализует креативные проекты. В его подчинении иллюстраторы, графические, motion- и веб-дизайнеры.
У арт-директора два основных направления деятельности: руководство дизайн-проектами и управление рабочими процессами специалистов.
Креативной группой нужно руководить, так как творческие люди зачастую углубляются в свою деятельность и не видят общей картины, теряются во времени и могут импульсивно реагировать на критику.
В брендинговых агентствах арт-директор участвует во всех этапах разработки проекта. А именно — руководит работой команды, отвечает за общую концепцию бренда, следит за сроками, коммуницирует с руководством и клиентами, утверждает или дорабатывает визуальную часть (логотип, фирменный стиль, дизайн упаковки и полиграфии, веб-дизайн), видит, на каком этапе сейчас проект и понимает, какие шаги будут следующими.
Такие профессионалы востребованы не только в сфере дизайна, но и в рекламе, маркетинге, издательстве, на телевидении и даже в кинематографе.
Art management от ИМИСП
Структура курса: 8 месяцев онлайн обучения с теорией и практическими заданиями. Обучение проходит в удобном формате в сопровождении куратора.
Программа курса:
- Структура и основные цели программы. Организация обучения. Подготовка выпускных проектов
- Инструменты стратегического управления и планирования. Экосистемный подход в отрасли культуры. Форсайт-технология
- Стратегический и операционный маркетинг. Коммуникации и PR. Event-менеджмент
- Мастер-класс по SMM
- Экономические аспекты креативной индустрии. Спонсорство. Фандрайзинг
- Финансовый менеджмент
- Управление проектами
- Организационный дизайн: основы и отраслевая специфика
- Digital-технологии управления в отрасли культуры. Блокчейн
- Сервис — менеджмент
Формат обучения: изучение теории с практическими заданиями и поддержкой куратора. Доступ к обучающим материалам остаётся у учеников навсегда.
Какие навыки будут получены при прохождении: комплексные представления о методах управления, создание собственных проектов, стратегии продвижения.
Отличия от других должностей
Несмотря на то, что в игровой индустрии профессия арт-директора упоминается довольно часто, многие путают эту должность с позициями ведущего художника (Lead Artist) и креативного директора. На самом деле эти профессии отличаются как по обязанностям, так и по иерархии.
Арт-директор vs ведущий художник
Арт-директор формирует видение будущего проекта в глобальном плане. Например, какая цветовая гамма лучше передаёт атмосферу проекта, каким будет уровень детализации, исходя из технических требований, какого стиля должна придерживаться игра в зависимости от целевой аудитории и так далее. Все эти вопросы согласовываются с продюсером и геймдизайнерами для окончательного формирования визуала. Затем арт-директор доносит своё видение до арт-отдела, и здесь к работе подключается ведущий художник.
Ведущий художник отвечает за выполнение задач своей команды. Он компетентен в сфере арта, знает функционал рабочих программ и имеет представление о том, как реализовать видение арт-директора и геймдизайнеров. Ведущий художник может выполнять некоторые задачи арт-директора, например отслеживать прогресс в работе отдела или определять бюджет, пайплайны и возможные риски.
Арт-директор vs креативный директор
С точки зрения иерархии позиция креативного директора выше, чем арт-директора. Основное различие заключается в объёме обязанностей. Если арт-директор сосредоточен на видении и эстетике будущего проекта, то подход креативного директора более масштабный и затрагивает не только художественную часть, но и остальные направления: геймдизайн, сценарий, маркетинговые материалы.
Комментарий эксперта
«Если арт-директор — это художник-визионер, создающий большой художественный проект при помощи команды, то креативный директор — это управленец, в зоне ответственности которого есть и художественная часть. Креативный директор присутствует не в каждой компании. Его наличие, скорее, признак более-менее крупной структуры со сложной иерархией».
Сергей Рыжов
Получается, что иерархия между этими должностями выстраивается по принципу: Ведущий художник → Арт-директор → Креативный директор.
Арт-директор vs технический арт-директор
На страницах вакансий AAA-студий иногда встречается позиция технического арт-директора (Technical Art Director). Как правило, это человек, который подчиняется арт-директору и управляет командой технических художников. В его задачи также входит регулирование технических процессов, о которых мы писали ранее; фактически, его деятельность закрывает пробелы в знаниях арт-директора по техническим вопросам. Но такое разделение обязанностей характерно для крупных компаний. В небольших студиях с этими задачами вполне справится и технический художник.
Роли и обязанности арт-менеджеров
Арт-менеджеры выполняют широкий спектр функций и обязанностей в своей работе. Рассмотрим подробнее некоторые из основных сфер деятельности арт-менеджеров.
Планирование и организация художественных мероприятий
Арт-менеджеры отвечают за планирование и организацию художественных мероприятий, таких как выставки, концерты и фестивали. Они работают с художниками, кураторами, исполнителями и другими заинтересованными сторонами над разработкой концепции, выбором места проведения, координацией логистики, а также надзором за монтажом и демонтажем мероприятия. Это требует большого внимания к деталям, а также отличных навыков планирования и управления проектами.
Управление отношениями с артистами и контрактами
Арт-менеджеры тесно сотрудничают с артистами и исполнителями, ведут переговоры по контрактам и следят за тем, чтобы им справедливо и вовремя платили деньги. Они также поддерживают отношения с артистами и исполнителями, информируя их о предстоящих мероприятиях и возможностях. Это требует отличных коммуникативных и межличностных способностей, а также сильных навыков ведения переговоров и управления контрактами.
Сбор средств и написание грантов для художественных проектов
Арт-менеджеры отвечают за сбор средств для поддержки художественных проектов и мероприятий. Они могут писать предложения по грантам, обращаться к спонсорам и искать пожертвования у частных лиц или организаций. Это требует глубокого понимания стратегий и методов сбора средств, а также отличных навыков общения и убеждения.
Маркетинг и продвижение художественных выставок
Арт-менеджеры разрабатывают маркетинговые стратегии для продвижения художественных выставок и мероприятий. Они могут работать с фирмами по связям с общественностью, разрабатывать рекламные материалы и рекламировать мероприятие через различные каналы СМИ. Это требует сильных маркетинговых и коммуникативных навыков, а также глубокого понимания целевой аудитории и медийного ландшафта.
Бюджетирование и финансовое управление арт-проектами
Арт-менеджеры отвечают за разработку и управление бюджетами арт-проектов и мероприятий. Они должны следить за тем, чтобы расходы не выходили за рамки бюджета, а все финансовые операции должным образом регистрировались и отражались в отчетности. Это требует сильных навыков управления финансами, а также умения анализировать финансовые данные и принимать обоснованные решения.
управление коллекциями
Управление коллекциями обеспечивает надежную регистрацию, каталогизацию, индексирование и управление всеми объектами, включая всю необходимую информацию. В зависимости от объекта может быть уместен разный тип сбора информации, но с помощью SeaTable вы можете гибко реагировать на ситуацию. Для картины, помимо основных данных, таких как название, художник, датировка и размеры, могут быть важны также материал и происхождение. В то же время, однако, информация о планируемой реставрации или заимствовании также должна быть зарегистрирована.
Сила SeaTable заключается в том, что вы сами определяете, какую информацию хотите записать, и можете расширять ее по своему усмотрению. В то же время вы можете создавать любые связи между различной информацией и, с помощью сворачивающихся колонок, также заимствовать информацию из другой таблицы.
Наш шаблон Art Gallery Management есть несколько образцов записей, чтобы показать вам возможности. Отдельные предметы искусства находятся в центре управления коллекцией и связаны с художниками. В то же время указывается, где в настоящее время находится произведение искусства, а также ссылки на планируемые реставрации и займы. В любой момент можно расширить коллекцию, включив в нее ссылки на общественность, творческие периоды или категории искусства.
Обзор объектов шаблона художественной галереи
Визуальное представление объектов с помощью плагина галереи
Табличный вид SeaTable можно гибко адаптировать к потребностям отдельных сотрудников с помощью индивидуальных представлений. Кроме того, SeaTable имеет и другие варианты отображения, помимо табличного представления. Например, для записей с фотографиями имеет смысл использовать плагин галереи, чтобы получить наглядный обзор и быстро найти нужную запись. Достаточно щелкнуть по записи, чтобы перейти к детальному представлению и внести коррективы в данные.
Художники, представленные в галерее
Как получить должность арт-директора?
Существует лишь два варианта, чтобы получить должность арт-директора. Первый — вертикально-горизонтальный. В этом случае senior-дизайнер еще больше повышает свой профессиональный уровень, погружается в изучение способов управления и смежные направления (графический / территориальный / motion- / веб-дизайн), увеличивает зону ответственности.
В итоге такой специалист уже может консультировать коллег по каждому этапу проекта (от общего к частному) и начинает делегировать часть обязанностей, при этом беря ответственность за исполнителей полностью на себя.
Второй вариант — образовательный
Здесь важно высшее образование в сфере рекламы и коммуникаций, дизайна и менеджмента. После этого необходимо пройти дополнительную подготовку
Если проще, то дизайнеру следует окончить управленческие курсы, а менеджеру — получить начальные художественные навыки. Есть момент — будущему арт-директору требуется сперва получить опыт работы в качестве исполнителя, то есть до того, как его повысят до руководителя групп.
В обоих вариантах мы видим, что важна не только дополнительная подготовка в виде курсов по приобретению или обновлению знаний, но и практический опыт, который можно получить только во время работы над проектами.
Scrum: определение и краткая история
Понятие «scrum» («скрам») впервые появилось в середине 80-х годов ХХ века в работах японских ученых Икуджиро Нонаки и Хиротаки Такеучи, когда они говорили об успехе проектов, в разработке которых участвовали небольшие команды без жесткой специализации. Эти команды они сравнивали с конструкцией схватки (от англ. «scrum») в регби, назначающейся судьей при остановке игры или при нарушении правил.
Позже, в 1993 году американский программист Джеф Сазерленд применил этот подход, когда разрабатывал методологию для компании «Easel» (детально об этом можно прочитать в его книге «Scrum – революционный метод управления проектами»). Тогда он и назвал его официально «Скрам». А два года спустя разработчик и консультант по разработке ПО Кен Швабер формализовал этот процесс применительно ко всей индустрии вообще.
В 1995 году на конференции «Объектно-ориентированные системы, языки и приложения для программирования» Швабер указал, что основой Scrum-методологии является итеративная разработка, а сама она определяет несколько характеристик при работе с проектами:
- Правила планирования и управления списком требований к разрабатываемому продукту
- Правила планирования итераций
- Правила взаимодействия между членами проектной команды
- Правила анализа и корректировки процесса разработки
Несмотря на то, что первоначально метод Scrum был рассчитан на разработку IT-проектов, сегодня он применяется и в других областях. При этом он ориентируется не столько на процесс управления, сколько на сам процесс разработки. Таким образом, Scrum-управление может как дополнить собой любой другой управленческий процесс, так и выступать в качестве самостоятельного.
Каждая итерация проекта может быть представлена в виде цепочки: планирование – фиксирование – реализация – анализ. Благодаря фиксированным требованиям к одной итерации, как к фазе выполнения проекта, а также возможности менять длину итераций, можно эффективно управлять балансом гибкости и планируемости разработок.
Естественно, чтобы успешно применять на практике Scrum-управление проектами, необходимо разобраться и в концепции этой методологии. Но прежде чем мы перейдем к ее рассмотрению, ознакомьтесь с этим небольшим видео, в котором очень креативно рассказано о ключевых принципах и сути Scrum-методологии.