Личность

Глава 5. личность и ее проявления

Сильная личность

В течение жизни человек может столкнуться с экстремальными ситуациями, которые проверяют на прочность его внутренний стержень — его индивидуальность и личность. В какой степени убеждения, принципы и мировоззрение являются Укорениться и стать частью самого себя.

Австрийские психиатры Бруно Беттельхайм и Виктор Франкл, которые были заключены в концентрационные лагеря во время Второй мировой войны, писали, что сама жизнь человека может зависеть от сохранения его идентичности. Условия концлагеря приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью нацистов было превратить заключенных в людей, чьи потребности касались только их биологических потребностей. На практике такие люди становились «идеальными» послушными заключенными, но вскоре теряли волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франкл и Беттельхайм могли выжить только благодаря своему желанию сохранить свою индивидуальность — даже если их реализация в то время была маловероятной, они продолжали свою духовную работу и ставили перед собой жизненные цели. Поэтому, не имея возможности писать, Беттельхайм мысленно написал книгу, а Франкл вместе с группой врачей организовал секретную службу для оказания психологической помощи другим заключенным. Сильная личность как высшая ступень развития характеризуется способностью преодолевать условия жизни, ставя духовные ценности выше материальных, а также биологических потребностей.

Таким образом, мы поняли, что такое личность в социологии и чем этот термин отличается от таких понятий, как «человек» и «личность». В дополнение к теоретическому материалу мы предоставляем короткую викторину.

Интересное

Теперь, имея представление о том, кто такая личность, можно поговорить о таком феномене, как расщепление или раздвоение личности.

Два в одном: такое бывает и с людьми

Каждый человек индивидуален, каждый считает себя личностью, это часть нашей жизни.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что в мире живут люди, личность которых раздроблена на части?

Существует очень интересное для многих ученых психическое расстройство раздвоения личности.

В одном человеке может одновременно жить от двух и более личностей, имеющих свой характер, темперамент, воспоминания и повадки. Также личности могут различаться между собой расой, полом, возрастом.

Они могут разговаривать на разных языках, хотя человек мог никогда вовсе и не знать иностранного языка, и так далее.

Например, одна из личностей может быть больна диабетом, но при переключении на другую человек будет полностью здоров.

Ученые предполагают, что столь необычное расстройство возникает на почве тяжелейших психологических травм, от которых мозг таким образом пытается защититься, что лишний раз доказывает его безграничные возможности.

До конца неизученный, данный феномен раздвоения личности многим знаком из кинематографа и художественной литературы. В настоящее время это расстройство официально признано психической болезнью, которую крайне тяжело излечить.

Итак, мы выяснили, что личностью является каждый человек, взаимодействующий с социумом, а вот полноценной ли личностью он будет являться, зависит уже от его умения и желания саморазвиваться.

Авторы своих жизней — вы сами.

В этом видео вы узнаете, что такое сознание и личность:

https://youtube.com/watch?v=5yDNVps5Kgg

Что влияет на формирование личности

На формирование личности влияют следующие факторы:

  • историческая эпоха;
  • среда обитания: природно-географические условия проживания;
  • наследственность — способность организмов передавать от родителей к детям генетическую информацию: анатомо-физиологические особенности, характерные черты;
  • социальные условия жизни (реальная действительность, макро и микро среда): трудовая деятельность; общение; воспитание — целенаправленное воздействие на человека, на его духовное и физическое развитие с целью формирования у него необходимых психических и личностных качеств; самовоспитание, самокритичность — личное стремление к самосовершенствованию.

Развитие внутреннего Я

Модель поведения человека в основном зависит от определенных правил социума, так называемых канонов. Зачастую то, что его характеризует, на самом деле является отпечатком тех самых требований по отношению к поведению.

Основной движущей силой развития личности можно назвать внутреннее противоборство между потребностями, которые постоянно растут, и возможностью их удовлетворения.

Понять, насколько развита личность, можно по ее отношению к различным ситуациям, проблемам, другим людям и так далее.

В основном ограниченные люди руководствуются меркантильностью во взглядах. Развитые личности наоборот делают акцент на самосовершенствовании и самосознании.

У каждого индивида жизненный путь по-своему тяжел и каждый по-своему справляется с проблемами, часто возникающими на горизонте. И то, насколько успешно у человека это получается, то, какие уроки он выносит из произошедших ситуаций, показывает не только уровень его умственного развития, но и личностного.

Стремление к постоянному развитию и обучению отличает личность от индивида.

Есть и такие личности, которых общество старается избегать

Существуют отдельные типы личности:

  • социализированная личность – та, которая сумела адаптироваться к социальной жизни,
  • десоциализированная личность – та, которая противоречит требованиям общества. Сюда относят маргинальных личностей, непринятых социумом,
  • психически-аномальная личность – та, которая может иметь задержки в развитии и быть психопатом.

Что касается последних, общество старается любыми способами ограничить контакт с такими людьми.

Понятие и особенности личности

Личность — это сложное и многогранное понятие, которое отражает уникальные качества и особенности каждого человека. Личность формируется под влиянием различных факторов, таких как генетические предпосылки, воспитание, образование, социальная среда и личный опыт.

Одной из особенностей личности является ее индивидуальность. Каждый человек имеет свои уникальные черты, манеры поведения, взгляды на мир. Индивидуальность личности проявляется в ее способности думать, реагировать на события, принимать решения и формировать свое отношение к окружающему миру.

Другой важной особенностью личности является ее устойчивость. Личность обладает определенной устойчивостью к внешним воздействиям и способностью сохранять свою целостность и индивидуальность в различных ситуациях

Также, личность имеет свободу воли и самоопределения. Это означает, что каждый человек имеет возможность самостоятельно выбирать свои цели и направление жизни, принимать решения и отвечать за свои поступки. Свобода воли позволяет личности быть автономной и самостоятельной.

Общение является еще одной особенностью личности. Личность существует и развивается во взаимодействии с другими людьми. Общение позволяет личности расширять свои грани, учиться на опыте других, формировать свою социальную роль и интегрироваться в общество.

Таким образом, понятие личности включает в себя уникальные качества, индивидуальность, устойчивость, свободу воли и способность к общению. Быть настоящей личностью означает раскрыть свой потенциал, быть самим собой и жить в соответствии со своими ценностями и принципами.

Типы личности

Определяют несколько типов личности:

Пример HTML-страницы

Социализированные: полностью приспособленные к условиям социума.

Десоциализированные: не пытающиеся приспособиться к социуму, отвергающие правила общества. Это, как правило, радикально мыслящие люди, они не приемлят нормы общественной жизни.

Психически аномальные: люди с психическими отклонениями, с задержкой развития, психологически несовершенные, со своими проблемами и заморочками. Таких людей пытаются избегать окружающие, что создает им еще больше проблем.

Личность, представляющая собой полностью социализированной, имеет свои особенности. Она независима, со своими индивидуальными принципами. Такую личность нелегко вывести из привычной колеи жизни, у него есть строго намеченный план развития, свое видение любой ситуации, он способен решить свои проблемы. Никто не застрахован от стрессов и серьезных жизненных реалий, но социализированная личность способна сама проанализировать все свои риски, принять правильное решение, выйти из ситуации «малой кровью».
Психически здоровый человек распространяет позитивную энергетику. У него доброжелательное отношение к людям, он понимает чужие потребности. У него развито чувство справедливости, чести, порядочности. Он не склонен искать в своих неудачах чужой след, за все свои поступки отвечает сам с полна. Для него не проблема скорректировать свое поведение, признать свою ошибку и тут же начать его исправлять собственными силами.
Исходя из вышесказанного, развитая человеческая сущность – это личность, обладающая своим самосознанием, сознающая свою индивидуальность, самобытность, свободная от предрассудков и какого-либо диктата со стороны. Точкой отчета такой личности является его духовное развитие, нравственные качества, умение развиваться, впитывать, применять наработанный опыт в течении всего существования.

Влияние социума на личность

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

(Источник)

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

  1. Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.
  2. Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.
  3. За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.
  4. Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле — условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

Формирование личности

Факторы

На психологическое развитие человека влияют наследственные факторы, с одной стороны, и факторы физического и социального окружения — с другой. Умственное развитие, как и психологическое, продолжается в течение всей жизни человека. Предпосылкой индивидуальности, первопричиной формирования человеческой оригинальности является, прежде всего, среда, где растёт будущая личность. Немаловажную роль играют ассоциации, накопленные человеком в детстве, модель воспитания, прививающая нравственные ориентиры, особенности строения семьи и принципы обращения с ребёнком.

Гены контролируют развитие человека с рождения, так же, как образ жизни будущей матери влияет на плод. После рождения уход за ребёнком поддерживает его физическую жизнь, но одновременно напрямую влияет на психическое развитие будущей личности.

Различные этапы жизни человека учитывают те или иные задачи умственного развития. Разумеется, регулярно случаются успехи, но часто возникают и проблемы. Психологическая информация используется для поиска решений любых проблем развития ребёнка — например, в аспекте языковых навыков или обучения в школе.

Существует ряд мнений о том, какие возрастные периоды личности наиболее важны для всей жизни. Психология жизни — это подробное изучение человеческого развития на каждом этапе жизни. Индивидуальное развитие можно рассматривать с помощью разных методик и точек зрения.

Этапы психологического развития личности, их особенности и связи с изменением физиологии

Детство. Первая задача ребёнка состоит в том, чтобы узнать, что мир — это безопасное место, и людям можно доверять

Именно поэтому важно, чтобы то, что воспринимается и просматривается малышом в этот период жизни, соответствовало его возрасту

Детский сенсорный мир, в силу своей незрелости, ещё очень мал. Дети в возрасте до трёх лет наблюдают за всем на подсознательном уровне понимания. К школьному возрасту границы сказки и правды начинают восприниматься уже видимо и ощутимо.

Отрочество

Самое важное в подростковом возрасте — формирование личности: кто я, как я себя веду. Сегодня благодаря технологиям, таким, как социальные сети, даже можно получить реакцию на свои собственные комментарии и фотографии

В то же время всё это становится удивительно хрупким: обратная связь может стать проблемой, если она недостаточно устойчива, чтобы её принять.

Юность. Это период активного самоопределения и поиска самого себя. Часто наблюдается яркая тенденция создания кумиров и негативная самоидентификация с целью стремления к ощущению собственной неотразимости. По окончании данного этапа люди часто приходят к самостоятельности и чёткому определению дальнейшего жизненного пути.

Молодость, продолжающаяся ориентировочно от 20 до 25 лет, имеет такие характерные черты, как стремление к созданию семьи и личностных привязанностей, в том числе и интимной близости. На первое место по значимости выходит такое чувство, как любовь, ощущение привязанности к близкому человеку, забота о нём.

Зрелость — это один из самых продолжительных периодов личностного формирования

За это время человек, уже успевший достичь определённых жизненных успехов, концентрирует внимание уже не на своей личности, а на других. Он стремится делиться накопленным опытом, уникальными знаниями, умениями, наконец, просто жизненной мудростью

Старение. На протяжении этой фазы развития происходит активное переосмысление своих поступков

Поэтому очень важно для ощущения счастья — уметь находить радостные моменты в прошлом и, конечно, сохранять физическое здоровье, насколько это возможно

Индивид, личность, индивидуальность – различия

Определения индивид, личность, индивидуальность нельзя взаимозаменять, поскольку они имеют разные значения, хотя все являются синонимами понятия человек. В обществознании человек – это представитель homo sapiens, наделенный речью, самосознанием, способностью к прямохождению и получению социальных навыков.

Обозначение терминов индивида, индивидуальности и личности показано в таблице.

Понятие Определение и характеристики
Индивид Единичный представитель человеческого рода. Понятие индивид используется преимущественно в обществознании с точки зрения биологической характеристики индивида. Это не просто один человек, а «один из». Признаки индивида сводятся к морфологическим (рост, цвет волос или глаз, конституция) и психологическим (эмоции, темперамент) особенностям.
Личность Представляет собой отражение социальной сути человека, который уже выработал определенный комплекс привычек, имеет характерные предпочтения, является носителем знаний и опыта.
Индивидуальность человека Совокупность свойств, особенностей и качеств индивида, определяющих характер и делающих его неповторимым, социально-значимым и уникальным в сравнении с другими людьми.

Таблица четко характеризует различие понятий человека, индивида, личности в общественной жизни.

Структура

Структура состоит из ряда элементов – способностей личности, среди которых можно выделить следующие:

  • Самосознание. То есть она отдает себе отчет в любых действиях, считает источником своей жизни только себя. Самосознание направлено на сознание собственного я, и рядом с этим понятием стоит самосовершенствование, которое также играет важную роль в формировании человеческой сущности.
  • Направленность характеризует ее особенности характера, цели, направления для их достижения. Направленность является важнейшим элементом и характеризует социальное и духовное развитие. Направленность представляет собой ведущий элемент в структуре, а также позволяет при этом получать представление о личности в целом.
  • Темперамент и характер. Данные качества формируются под воздействием общественного мнения, а также передаются генетически. Под темпераментом понимаются определенные свойства психики, которые выступают в качестве фундамента для формирования. Такие качества одинаково проявляются в любой деятельности человека, поскольку являются базовыми.
  • Психические процессы и состояния. Могут передаваться генетически, но, как правило, формируются на протяжении жизни.
  • Способности личности, а также ее задатки должны развиваться непрерывно, именно благодаря их развитию поддерживается рост. Способности любой личности являются приобретенными и формируются в зависимости от ряда факторов.
  • Психический опыт. Этот фрагмент также является очень важным при формировании сущности.

Так, структура является достаточно обширной, уникальной, каждое звено должно быть реализовано в полной мере. Понятие личности является достаточно обширным и разносторонним, оно характеризуется такими факторами, как темперамент, поведение, способности, психическое здоровье. Проблема личности заключается в основных моментах ее формирования, которые связаны с поведением, развитием, навыками и способностями. Человеческая натура является разносторонне развитой и особенной, и основная задача – создать максимально комфортные условия для дальнейшего развития.

Индивидуальность

В процессе формирования индивидуальности люди не только усваивают социальные правила, объединяющие людей, но и осознают свои отличия от других. В какой-то степени различия между людьми проявляются уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и темперамент. С годами добавляются различия в знаниях, навыках и отношении. Это называется персонализацией, то есть самоопределением личности, формированием ее уникальных характеристик, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Личность, как ее определяют социальные науки, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Это уникальный кластер, состоящий из темперамента, личности, интеллекта, перспективы, способностей и навыков, а также внешнего функционирования.

Этот термин подчеркивает уникальность каждого человека, его индивидуальность. Даже монозиготные близнецы, которые генетически идентичны, с годами приобретают разный жизненный опыт, и это все больше отличает их друг от друга.

Помогите им освоить новый материал с помощью курса онлайн-школы Skysmart.

Понятие личности

Проблема личности является одной из наиболее актуальных тем в современной психологии. Данный термин характеризуется некоторыми особенностями, стоит отметить, что к ним не относятся генетические или физиологические аспекты. Кроме того, к особенностям не относят психологические и индивидуальные качества человека. Скорее, к ним можно отнести социальные глубинные особенности, которые свидетельствуют о направленности человеческой жизни, отражают природу человека как автора своей жизни. Итак, что такое личность – этим вопросом задаются многие люди, поэтому следует рассмотреть основные определения.

Есть три разных определения, которые описывают понятие личности. 1. Понятие трактуется как индивидуальность человека, которая указывает на его жизненный опыт, ценности, стремление, способности, духовное развитие и темперамент. Если рассматривать такое понимание более детально, то можно сказать, что она есть у человека, у животного, поскольку каждое животное имеет свои индивидуальные особенности и характер. 2. При промежуточном понимании – понятие личности – это субъект социума, индивид, который имеет социальную и личностную роль. Такое определение понятия личности принадлежит Адлеру и начинается с социального чувства. Ведь нахождение и прекрасное самочувствие – это занятие не из простых, если человек с ней удачно справляется, то перерастает во что-то более высокое. То есть в данном понятии такой человек представляет собой субъект, который взаимодействует с другими людьми на уровне привычек. 3. Узкое понимание: личность – это субъект культуры, самость. Он определяется как человек, являющийся автором своей жизни. То есть ребенок не является таковой, но может ею стать или не стать. Определение такого понятия, как личность может быть любым. Однако все определения имеют общий смысл.

Структура личности

Структура личности – это совокупность неизменных качеств (эмоции, характер, сила воли), проявляющихся в разных жизненных ситуациях. Перечисленные компоненты также называют чертами, свойствами личности и подразделяют их на уровни развития.

  1. Низший. Его составляют врожденные свойства, к которым относят половое влечение, возрастные особенности.
  2. Второй уровень, при котором наблюдается индивидуальное мышление, память, восприятие, способности, мироощущение. Помимо врожденных, к этому уровню относятся приобретенные качества и навыки.
  3. Третий уровень – с учетом индивидуального опыта на основе приобретенных и развитых знаний, умений, привычек. Ступень относится к социальному развитию и развивается в процессе деятельности.
  4. Высший уровень. Индивидуальное направление развития личности с учетом интересов, влечений, идеалов, взглядов, характера. На развитие высшего уровня влияет воспитание и обучение человека, его социальное окружение.

В любой структуре личности имеются свои недостатки и положительные стороны. Знание основ структуры личности помогает установлению социальных связей и способствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом.

Где же искать интересную личность?

Ты ведь не станешь спорить, что каждый – индивидуальность. А станешь ли ты спорить с тем, что индивидуальность и личность – это синонимы? Вопрос только в том, кого из нас можно считать интересным. Это уже сугубо индивидуальное или личное решение, выбор друзей, собеседников, любовников и т.д. Будет ли человек для тебя интересный, зависит только от того, какие приоритеты и жизненные ценности действительно важны и дороги для тебя.

Если хочешь узнать о себе побольше и просто потренировать свой мозг, заходи на сайт BrainApps. Здесь много интересных тестов, заданий, курсов и увлекательных статей по психологии, которые не дадут твоему мозгу засохнуть.

Как быть индивидом? Советы психологов

Согласно возрастной психологии, воспитать в человеке личность можно до 23 лет. Дальнейший рост и развитие зависит уже от самого человека и тех обстоятельств, в которые он попадает в течение жизни.

Что значит стать личностью в обыденном понимании? Прежде всего, это означает обладание сильным характером. Личность не поддается никакому влиянию, имеет свою точку зрения на происходящее вокруг и в состоянии самостоятельно манипулировать окружающими

Когда человек становится личностью, он перестает зависеть от чьего-либо мнения, что, согласитесь, немаловажно

Что нужно делать, чтобы стать личностью, а не оставаться объектом постоянных манипуляций? Для начала нужно развить в себе соответствующие качества:

1) Учитесь быть уверенными в себе.
Разложите по полочкам, какие комплексы мешают вам гордо смотреть перед собой и ничего не бояться. Тренируйте уверенный взгляд и походку.

2) Избавляйтесь от застенчивости и стеснения.
Громко читайте вслух, пока никто не видит. Отрабатывайте уверенный голос и четкую дикцию. Вас никто не начнет уважать, пока вы будете мямлить. Это один из первых шагов к тому, как стать интересной личностью.

3) Учитесь говорить людям правду в глаза и выражать личное мнение.
Готовьтесь отстаивать свою правоту перед окружающими.

4) Избавляйтесь от излишней самокритики.
Человек, который задумался, как стать сильной личностью, обязательно должен знать себе цену и не позволять окружающим ее занизить.

Самое главное – любите себя. Запомните – как вы сами к себе относитесь, так и остальные будут к вам относиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: