Взламываемые люди и «Интернет тел» в метавселенной
На протяжении многих лет основатель ВЭФ Клаус Шваб утверждал, что так называемая четвертая промышленная революция приведет к слиянию нашей физической, биологической и цифровой идентичности. Метавселенная обещает оправдать его утверждение.
«Мы считаем, что нейроинтерфейсы станут важной частью того, как мы будем взаимодействовать с AR-очками» — заявление М. Цукерберга в 2021 году
Помимо виртуальной и дополненной реальности, устройства, с которыми мы взаимодействуем в метавселенной, станут еще более персональными и инвазивными в сборе данных. Как сказал Цукерберг в своем выступлении на конференции Connect 2021, «появятся новые способы взаимодействия с устройствами, которые будут гораздо более «естественными».
«Вместо ввода текста или нажатия кнопки вы сможете жестикулировать руками, произносить несколько слов или даже просто делать что-то, думая об этом».
«К чему приведет четвертая промышленная революция — это слияние нашей физической, цифровой и биологической идентичности» — заявление Клауса Шваба в 2019 г.
Устройства, позволяющие «делать вещи, думая о них», относятся к растущей экосистеме взаимосвязанных устройств, известной как «Интернет тела» (IoB), который объединяет человеческое тело с обилием датчиков, способных передавать персональные данные по взаимодействующим сетям — новая эра трансгуманизма.
«Интернет тела» (IoB)
Согласно отчету корпорации RAND, опубликованному в 2020 году, устройство IoB определяется как устройство, которое:
- cодержит программное обеспечение или вычислительные возможности;
- может взаимодействовать с подключенным к Интернету устройством или сетью;
«Интернет тел» удовлетворяет одному или двум следующим требованиям:
- собирает генерируемые человеком медицинские или биометрические данные;
- может изменять функции человеческого организма, что означает увеличение или изменение работы организма пользователя, например, улучшение когнитивных способностей и памяти, обеспечиваемое интерфейсом мозг-компьютер, или способность записывать все, что видит пользователь через внутриглазную линзу с камерой.
В своем выступлении на Connect 2021 Цукерберг упомянул об экосистеме «Интернет тел» в контексте метавселенной, сказав:
«Мы считаем, что нейронные интерфейсы станут важной частью того, как мы будем взаимодействовать с AR-очками, и, более конкретно, EMG-вход от мышц на запястье в сочетании с контекстуализированным ИИ».
«Вы сможете отправить текстовое сообщение, просто подумав о движении пальцев», — добавил он
Как связаны с Метавселенной NFT, криптовалюты и блокчейн
Растущая популярность Метавселенной в значительной степени способствовала росту невзаимозаменяемых токенов (NFT). NFT — возможно, самая популярная аббревиатура 2021 года. Технология невзаимозаменяемых токенов позволит регистрировать собственность на любой цифровой объект; виртуальный дом, одежду для аватара, сам аватар, билеты на мероприятия, объекты искусства, приобретенные для обустройства интерьера виртуального дома и пр.
Мы повторяем наши рутины, интересы и одержимости в цифровых мирах: от выбора и ношения нарядов для наших аватаров и автомобилей для вождения до укрепления виртуальных отношений и близости; от зонирования цифровой земли и строительства виртуальных домов до встреч с друзьями в виртуальном торговом центре. NFT защитит право на цифровое имущество и виртуальную собственность. Это может лечь в основу экономики Метавселенной.
Как заявил The Fabricant, в цифровом мире «люди — это не пассивные потребители, а творческие агенты, создающие свое самовыражение и курирующие свою виртуальную идентичность».
NFT в свою очередь хранится в блокчейне . Поэтому невзаимозаменяемые токены нельзя незаметно подменить, разделить или заменить. Блокчейн гарантирует аутентичность невзаимозаменяемых токенов. Благодаря этой системе любой пользователь может проверить оригинал и историю конкретной NFT через блокчейн. При покупке NFT-токена необходимо иметь криптовалютный кошелек. Он потребуется для оплаты покупки, а также для хранения самого токена.
Отсюда можно дать определение, что:
-
NFT — имущество в Метавселенной;
-
криптовалюта — деньги Метавселенной;
-
блокчейн — книга по истории Метавселенной, в которой хранятся все записи о взаимодействии между ее участниками.
Услуги визового центра
Набор услуг агентства зависит от страны, на которой оно специализируется. Если центр занимается визами в США, в списке сервисов обязательно будет подготовка к интервью в посольстве. В других государствах эта практика распространена нечасто. В большинстве случаев визовый менеджер:
- Проверяет наличие необходимых документов;
- Оформляет визовую анкету;
- Переводит документы;
- Записывает на нужные процедуры;
- Прикрепляет сканы и ксерокопии необходимых бумаг;
- Бронирует авиабилеты и отели;
- Передает документы в посольство;
- Поддерживает удаленную связь с клиентом.
Наиболее полезные услуги связаны не с обычным оформлением визы, а со «сложными случаями»:
- Подача апелляции в случае отказа. Штамп об отказе серьезно влияет на выдачу виз, поэтому вовремя оспоренное решение помогает избежать будущих сложностей.
- Юридическая помощь в исключении из «чёрных списков» и отмена запретов на въезд.
- Подготовка пакета документов при наличии судимостей, оформлении студенческих и рабочих виз и наличии нескольких отказов ранее.
Пандемия
За два года пандемия сформировала запрос на автономность. Если снова появится что-то похожее на COVID-19, то нам нужно быть готовыми на 2 года уходить в локдаун. Пандемия дала толчок к цифровизации нашей жизни. Помимо этого, активно развивались продукты, направленные на снижение уровня тревожности у людей, продукты, которые давали чувство причастности, включенности в сообщество. Например, Zoom-вечеринки, онлайн-викторины, инструменты для совместной работы и пр.
В связи с этим мы наблюдаем следующее. С одной стороны, по мере того, как все больше людей работают из дома и получают образование онлайн, растет желание сделать онлайн-контакт более реалистичным. С другой — как только компания теряет физический офис и все сотрудники переходят на удаленку, мы получаем классическое виртуальное сообщество, которое живет по своим законам. И вот в течение последних полутора лет мы наблюдаем взлет как самих сообществ, так и инструментов для их создания. Несколько примеров сообществ, которые недавно нашли инвесторов:
-
Pray — закрытое сообщество для христиан. Привлекли $16M инвестиций.
-
FanCircles — построй своё комьюнити фанатов. В сентябре привлекли $1M.
-
DivorceForce — сообщество для поддержки людей после развода. Привлекли $2.9M.
-
Homeis — сообщества для иммигрантов. Привлекли $16M.
-
Classlist — сообщества для родителей школьников. Привлекли £2.9M.
SaaS
SaaS означает Software as a service, то есть Программное обеспечение как услуга.
Это означает, что облачный провайдер предоставляет вам полное программное обеспечение, такое как серверы, базы данных, коды приложений в форме сервиса.
Например, Gmail, где вы обмениваетесь электронными письмами, не беспокоясь о том, что происходит в фоновом режиме. Все, что вам нужно сделать, это набрать вашу электронную почту, и она будет доставлена в место или человеку, которого вы хотите доставить. Вы не беспокоитесь о том, как работает платформа, каковы проблемы безопасности, что, если сервер выйдет из строя, где хранится почта, это не ваше дело.
Поставщики услуг предоставляют вам полное программное обеспечение или приложение в форме службы, поэтому эта архитектура называется «Программное обеспечение как услуга».
Некоторые преимущества:
- Обслуживание по требованию
- Независимая платформа
- Не нужно ничего устанавливать
- Ресурс, управляется клиентом
- Доступно 24 × 7
Пример: Freshdesk как решение службы поддержки и самообслуживания.
Как XR создает глубокое сотрудничество в метавселенной?
XR способствует динамичному сотрудничеству в метавселенной, позволяя «белым воротничкам» работать в уютной офисной среде.
Метавселенная, управляемая искусственным интеллектом, позволяет пользователям браться за гораздо более увлекательные и эффективные задачи. Например, в естественном разговоре на различные темы в разных реальностях разговорный ИИ MeetKai может понимать более сложную речь, предоставлять персонализированные результаты и быстро реагировать, запоминая предпочтения пользователя и контекст.
Кроме того, устройство XR обеспечивает наложение данных, открывая ряд приложений. В метавселенной это чрезвычайно полезно для создания или производства вариантов использования. Среда, поддерживаемая XR, создает ощущение единения, что является важным компонентом сплоченной офисной атмосферы.
XR особенно эффективен, когда необходимо выполнить небольшой набор критериев. Например, когда пользователи делают что-то простое, например, играют в настольную игру, им может понадобиться приглушенный свет и определенная музыка. Интерактивная атмосфера XR может определить, чего хотят пользователи, и организовать это. Виртуальный конференц-зал может быть значительно лучше, чем в реальной жизни.
Как устроена метавселенная
Прообраз Матрицы в реальном мире — это интернет. Крупные игроки из мира всемирной паутины и технологий уже строят планы созданию метавселенной. Например, в 2021 году Марк Цукерберг анонсировал старт работ над «трехмерным интернетом», которые полностью поменяет наше представление о взаимодействии с контентом — мы будем не потреблять информацию, а находиться внутри нее.
Концепций метавселенной много, но самая известная принадлежит венчурному инвестору Мэтью Болу. В своем представлении Бол приводит семь характеристик другого мира.
- Метавселенная не прекращается: ее нельзя поставить на паузу, стереть или завершить.
- Все события внутри вселенной происходят в режиме реального времени, а действия не зависят от внешних факторов.
- Нет ограничений по числу тех, кто населяет метавселенную.
- В метавселенной своя экономика: люди получают «деньги» за проделанную «работу», владеют и распоряжаются имуществом.
- В метавселенной можно использовать элементы реального мира: например, работать на своем ноутбуке в виртуальном пространстве.
- Данные и цифровые активы из разных платформ совмещены: можно пользоваться вещами из Counter-Strike и Fortnite, покупать машину из Need for Speed и продавать ее друзьям на Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремисткой в России и запрещена).
- Метавселенная наполнена «контентом и опытом», созданными ее пользователями, как отдельными людьми, так и организациями.
Проектирование метавселенной актуально в образовательной и корпоративной среде, в сфере коммуникаций.
Как попасть в метавселенную и в чем проблема?
Сейчас полное погружение в метавселенную происходит при помощи специальных приспособлений. Это и обычные компьютеры, и устройства виртуальной и дополненной реальности.
Звучит как фантастика? Однако уже существуют прототипы ограниченных метавселенных: например, на платформах VRChat и Decentraland или в видеоиграх (Second Life). Но все ли так гладко?
Метавселенные уже среди нас, однако в очень сильно ограниченном пространстве.
Мы можем приобрести аппаратуру и оборудование VR или AR, погрузиться в виртуальный мир лишь на некоторое время. Модель метавселенной подразумевает практически полное погружение из внешнего мира, где каждый человек, используя свой аватар, будет встречаться с друзьями и ходить за покупками.
Первые эксперименты в MMORPG — Second Life и World of Warcraft — представили концепцию геймифицированных социальных платформ, где цифровые предметы — мечи, дома и другие вещи — имели настоящую ценность. Нельзя упускать из виду и соцсеть Цукерберга, которая заявила, что планирует воссоздать настоящую метавселенную.
Настоящая метавселенная — пока что наши мечты, но уже сегодня можно общаться со своими друзьями, завести тусовку в Twitter Spaces и даже сыграть свадьбу.
В России одним из примеров подобных событий была креативная неделя 2022 (Russian Creative Week 2022), где одна из секций проходила одновременно в живом и виртуальном мирах.
Российский визионер о влиянии метавселенных на политику и человеческий разум
О том, как метавселенные изменят государства и мышление человека, мы поговорили с одним из первых руководителей российского подразделения IBM, основателем компании Witology и автором Telegram-канала «Малоизвестное интересное» Сергеем Кареловым.
По его словам, влияние метавселенных на человеческий разум и мышление станет лишь продолжением того влияния, которое на них уже сегодня оказывают социальные медиа.
«Сами по себе метавселенные не являются каким-то негативным фактором, — рассказывает Карелов. — Но то, что люди всё больше времени проводят вне реальной, физической среды и общаются с другими не вживую, а через электронные средства, уже имеет свои последствия. Это другая медиасреда, и избежать её влияния невозможно».
Как объясняет эксперт, человечество тысячи лет обменивалось информацией вживую и получало её в небольших количествах. В недавнем прошлом люди стали читать газеты, смотреть телевизор и слушать радио, но и здесь объём данных вырос не сильно. А вот с наступлением электронной эпохи человек получает во много раз больше информации.
Эти перемены нужно воспринимать как трансформацию среды обитания. Она неизбежно повлекла за собой изменения в мышлении — причём как положительные, так и отрицательные.
«Люди научились быстро обрабатывать большие объёмы информации и переключаться между её источниками, ориентироваться в цифровых медиа — поясняет Карелов. — Но многое человек и потерял. Исследования показывают, что дети, выросшие в цифровую эпоху, имеют значительно больший IQ, чем дети 1970-х и 1990-х. Но у них сильно упали умения, связанные с физическим миром: счёт в уме, сенсорное восприятие, понимание размеров или текстуры предмета. Современные дети не крутят кубики в руках, а водят пальцем по экрану айпада».
Фото: Gala Kovalchuk / Shutterstock
Для старшего поколения это выглядит как деградация, но на самом деле это всего лишь адаптация разума, умения и ценностей человека к виртуальной реальности, которая становится для них основной средой существования, сказал эксперт.
Многие люди сегодня проводят в цифровой реальности больше часов, чем спят, — вслед за итальянским философом Лучано Флориди Карелов называет их инфоргами. Он уверен, что инфорги будут отличаться от предыдущих поколений так же сильно, как современный человек отличался от неандертальца, и в течение поколений вытеснят «нецифровых» людей.
Гораздо более тревожный прогноз Карелов дал тому, как метавселенные повлияют на политику. Он убеждён, что те помогут государствам расширить контроль над людьми и довести его до тотального проникновения. Уже сегодня уличные камеры и технологии мониторинга интернет-активности позволяют узнать о человеке очень многое. Однако после объединения цифрового, физического и биологического миров возможности для слежки расширятся ещё сильнее.
«Сейчас человека, участвовавшего в митинге, могут отследить с помощью камер для распознавания лиц, а в Сети его антиправительственные комментарии собирают и анализируют боты. Но в эпоху метавселенных будет достаточно отследить, как меняются его пульс, давление или потоотделение, когда он смотрит на портрет национального лидера. Это позволит сделать вывод о том, является ли человек потенциальным диссидентом».
Сергей Карелов, бывший топ-менеджер российского IBM, основатель Witology, автор Telegram-канала «Малоизвестное интересное»
Карелов уверен, что возможности слежки за людьми в эпоху метавселенных станут тотальными. И ещё больше они возрастут через несколько десятилетий, когда разовьются технологии когнитивного контроля, позволяющие более глубоко анализировать мыслительный процесс и реакции человека. Причём эксперт подчёркивает, что это произойдёт во всех странах — как демократических, так и авторитарных, если их правительствам будет это выгодно. Он напоминает, что полиция и в авторитарном Китае, и в демократических Америке и Европе, и в России уже сегодня работает совершенно одинаково — использует слежку за телефонами и повсеместные камеры наблюдения.
Предшественники метавселенной
Реальным (имеется в виду, существующим технически, а не только в книгах и фильмах) предшественником метавселенной можно назвать Second Life – трехмерный виртуальный мир, совмещённый с социальной сетью. Это не компьютерная игра, а виртуальное пространство, в котором можно создавать собственные истории: дружить, воевать, организовывать свои территории, обустраивать их по собственному желанию.
Во время локдауна особенно актуальной оказалась возможность встречаться с другими людьми не на «физическом» уровне, который был по понятным причинам недоступен. Переговоры и встречи в Zoom или Skype устраивали не всех: известна история, когда компания британских иллюстраторов использовала игру Red Dead Redemption 2 для совещаний во время локдауна. Прерии дикого запада и посиделки у костра намного лучше обычной картинки в Zoom.
Метавселенная по сути должна существовать не параллельно с реальной, а внутри нее, чтобы быть полностью интегрированной в повседневную жизнь. Они должны стать единым, взаимодополняющим и совместимым цифровым пространством.
Сейчас с помощью устройств для дополненной и виртуальной реальности уже можно получить представление о том, что такое метавселенная. Но по-настоящему процесс формирования общего киберпространства сможет начаться тогда, когда корпорации, работающие сейчас над реализацией этой идеи, сделают свои продукты совместимыми друг с другом. В общем пространстве люди будут общаться и использовать цифровые объекты (например, продавать или покупать их) независимо от того, где они были созданы. Метавселенная должна проникнуть в нашу жизнь как дополнительное измерение, как «цифровой слой».
Современные смартфоны в принципе способны «изобразить» нечто подобное, но только в виде картинки. 3D-графика, которая полностью сможет имитировать реальный мир, требует иных вычислительных мощностей и возможностей передачи данных. Одно дело, когда создание изображения происходит на конкретных устройствах, таких как шлемы или очки виртуальной реальности. И совсем другое дело, когда данные расчетов должны передаваться из облака сразу большому количеству пользователей. Будет необходим канал, отличающийся особой скоростью и шириной. Огромные вычислительные мощности необходимы и для создания цифровых двойников предметов.
Интеллектуальная собственность или продукт
Мультсериал Симпсоны (естественно!)
Чтобы упросить понимание, в качестве первого «уровня» представьте себе огород с забором. К такому определению ещё несколько раз вернёмся.
Такой огород – интеллектуальная собственность, цельная, единичная, самодостаточная. Продукты (продаваемый контент), которые взращиваются здесь, существуют отдельно от конкурентов и других огородов. А проблемы, удачи и неудачи её владельцев никак не влияют на «соседей».
Большая часть развлекательного контента навечно остаётся на этом первом уровне, и так было почти всегда: кто-то проваливается, кто-то успешен, а универсального рецепта не существует. Но капиталистический рынок за последние 60 лет нашёл эффективный выход.
Причины, по которым создание единой метавселенной под вопросом
Важным аспектом здесь будут технологии. Сейчас только разрабатывается прототип полноценной метавселенной, но он ограничен в некоторых пунктах.
- В оборудовании, с помощью которого можно будет попасть в этот мир. Метавселенной потребуется бесчисленное множество новых технологий, протоколов, компаний, инноваций и открытий.
- Компаниям нужно будет договориться между собой ради создания единого и безопасного мира, чтобы не чувствовать угрозы. Следует определиться, как будет работать метаэкономика и как защитить цифровые ценности от злоумышленников.
Ведь где есть правила, есть и нарушители
Разбираемся, что такое метавселенная и Web 3.0
Web 3.0 — предполагаемая новая стадия развития интернета. На этом этапе должны решиться многие проблемы Web 2.0 — нынешней версии глобальной сети, подконтрольной небольшой группе мультимиллиардеров и принадлежащих им платформенных компаний. Апологеты Web 3.0 уверены, что с наступлением новой эпохи рядовые пользователи получат контроль над данными, а корпорации не будут ограничивать их действия. Базовая технология Web 3.0 — блокчейн и всё связанное с ним: криптовалюты, NFT, децентрализованные и защищённые модели управления. Всё это существует и развивается сегодня — сторонники Web 3.0 уверены, что переход на новый этап разворачивается у нас на глазах.
Метавселенная (или метавселенные) — это объединение цифрового, биологического и физического миров. Мир, в котором виртуальная реальность дополняет жизнь человека и открывает перед ним новые возможности для коммуникации и получения впечатлений. Метавселенная — это скорее видение развития цифровых технологий в среднесрочной перспективе, а не какой-то конкретный набор технологий. Для её создания потребуются мощности обработки и хранения данных, которых сейчас у человечества нет, — нужен как минимум повсеместно распространённый 6G.
Скриншот: Roblox
Провозвестники метавселенной — сервисы, которые дают пользователю возможность создать свой цифровой аватар и взаимодействовать с другими людьми в виртуальном трёхмерном мире. К таким платформам относится, например, Roblox, приложение для работы с несколькими виртуальными мониторами через VR-очки Immersed, Horizon Workrooms от Meta и виртуальный храм life.church. Но на метавселенные будущего они пока мало похожи.
DBaaS
DBaaS означает База данных как услуга.
DBaaS управляется государственными и частными облачными провайдерами. Он обеспечивает функциональность базы данных как сервис для внутренних / внешних клиентов. Разработчики приложений не полагаются на администраторов для управления базами данных при их использовании в качестве службы.
Преимущества использования DBaaS.
- Уменьшает эксплуатационные расходы
- Проще развернуть и управлять
- Поддерживает все размеры бизнеса
- Платите за то, что вы используете
- Автоматизирует операции с базой данных
- Настройка кластеризации за считанные минуты
- Высокая доступность по регионам
Пример: Scalegrid для MySQL, PostgreSQL, Redis, MongoDB
Что такое метавселенная и зачем она нужна?
Выход научно-фантастического романа «Лавина» американского писателя Нила Стивенсона считают первым упоминанием о метавселенных. Писатель назвал ее новой стадией интернета, где каждый человек может взаимодействовать с уникальным, бескрайним миром.
В описанном виртуальном мире люди живут, работают и отдыхают в новой реальности с помощью аватаров. Эта книга вдохновила Цукерберга на активные действия по созданию метавселенной. Но «Лавина» — не единственный прототип, за последние годы виртуальные миры все чаще упоминаются в книгах, фильмах и компьютерных играх.
Из самых известных можно отметить фильмы «Первому игроку приготовиться», «Аватар», «Бегущий по лезвию» — все они объединены одной мыслью, что виртуальное пространство, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары с помощью технологий виртуальной реальности.
Что же такое метавселенная?
Метавселенная — это цифровое (интернет) пространство для взаимодействия при помощи дополненной и VR. Главным инструментом для этого будут аватары — виртуальные модели человека, позволяющие совершать действия или вести деятельность в метавселенных. Еще метавселенные могут называть Web 3.0.
Зачем нужна метавселенная?
Весь смысл метавселенных — это свобода.
Когда пришла эпоха пандемии Covid-19, мир столкнулся с ограничениями, основные из которых были связаны с невозможностью свободного перемещения не только между городами и странами: многие люди были лишены возможности посещений своих рабочих мест, кафе, ресторанов, образовательных и спортивных учреждений.
Виртуальный мир снимает запрет на любые ограничения. По замыслу в них возможно все — теперь границ не существует. Что бы не пришло вам в голову, вы можете реализовать это в метавселенных. Все, что касается работы, развлечений и услуг можно реализовать с помощью них.
Только представьте, что офисы больше не нужны. Можно работать в совершенно любом пространстве — это может быть пляж в Карибском бассейне, open space в хвойном лесу, крыша небоскреба или другая планета.
Миф о децентрализации. Что не так с Web 3.0?
Главное преимущество Web 3.0 — в децентрализации, благодаря которой рядовые пользователи должны получить гораздо больше возможностей и конфиденциальности. Но пока о таком переходе речи не идёт. За исключением самого блокчейна, вся имеющаяся инфраструктура Web 3.0 работает на тех же «вредных» принципах Web 2.0.
Одним из первых на это обратил внимание криптограф и основатель защищённого мессенджера Signal Мокси Марлинспайк. В январе 2022 года в своём блоге он раскритиковал зависимость Web 3.0 от централизованных платформ
Чтобы «децентрализованное» приложение на устройстве пользователя могло взаимодействовать с блокчейном, ему нужна развёрнутая на удалённом сервере нода. Но заводить собственный сервер никому не хочется, поэтому появились компании, которые продают API-доступ к ноде как услугу. Сегодня, пишет Марлинспайк, на этом рынке всего два игрока — Infura и Alchemy. При этом обе компании никак не проверяют состояние блокчейна или подлинность ответов клиента. Это рушит всю безопасность и децентрализованность блокчейна.
Также Марлинспайк указал на фактическую беззащитность NFT. Невзаимозаменяемый токен сам по себе — это лишь записанная в блокчейне ссылка на веб-страницу, на которой хранится произведение. И почти всегда эта страница не защищена хеш-шифрованием. Любой, у кого есть доступ к серверу, может изменить или удалить объект, якобы надёжно защищённый NFT.
Чтобы испытать эту систему, Марлинспайк создал NFT, который меняет внешний вид в зависимости от того, кто его просматривает. Картинка под токеном выглядит по-разному для пользователей разных платформ, а для купившего она неизменно превращается в изображение эмодзи с фекалиями.
Всего через несколько дней OpenSea, главная торговая площадка для NFT, удалила работу Марлинспайка. Поддержка сослалась на нарушение условий предоставления услуг, хотя никакие правила не запрещали создание такого NFT. Вскоре картинка пропала и из всех криптокошельков разработчика. Платформа просто уничтожила цифровую собственность пользователя.
Это нарушает логику Web 3.0, согласно которой данные клиента якобы защищены с помощью блокчейна и приватны. На самом деле криптокошелёк пользователя (например, MetaMask или Rainbow) всего лишь отображает NFT. Реальным владельцем произведения является тот, кто контролирует сервер.
Несмотря на обещание победить платформы, Web 3.0 вновь консолидируется вокруг них, отмечает Марлинспайк. Объяснение простое — обыватели и даже многие компании не хотят запускать собственные серверы. Им гораздо легче пользоваться услугами посредника.
При этом децентрализация отнюдь не панацея. Марлинспайк напоминает, что протоколы всегда развиваются медленнее, чем платформы. Например, спустя 30 лет электронная почта всё ещё остаётся незашифрованной, в то время как разработчикам WhatsApp понадобился всего год для внедрения полного E2E‑шифрования. То есть децентрализация вполне реально тормозит развитие среды, если сравнивать её с централизованными платформами. Но хуже всего, если два этих подхода объединяются.
«Как только распределённая экосистема для удобства централизуется на базе платформы, она вбирает худшее из двух систем: централизованный контроль, но всё ещё достаточно распределённый, чтобы застрять во времени».
Мокси Марлинспайк, основатель мессенджера Signal
Программист отмечает, что OpenSea работала бы куда эффективнее, если бы избавилась от всех элементов Web 3.0
Но это невозможно — внимание и деньги в эту сферу привлекает именно «децентрализация»
Чтобы решить существующие проблемы, Марлинспайк предлагает:
Итак, какую в итоге сервисную модель выбрать?
Выбрать модель облачных сервисов – несложная задача, если понимать возможности и потребности компании.
IaaS – решение для развертывания систем и приложений «с нуля», поэтому это решение будет интересно корпоративным клиентам. Стартапы и бизнесы сегмента СМБ часто выбирают инфраструктуру как услугу из-за сравнительно низкой стоимости и быстрого масштабирования по мере роста компании.
PaaS предоставляет ресурсы облака и набор инструментов для разработки. Предварительно настроенная платформа – удобное решение, если компании нужно решить конкретную задачу, и у провайдера есть все необходимые инструменты.
Наконец, SaaS – готовый продукт, который разрабатывает, размещает и поддерживает провайдер. Потребителями таких решений становятся частные пользователи и корпоративные клиенты. В рамках модели SaaS предоставляются как мессенджеры, так и CRM-системы.
Облако – основа этих моделей, и отличия между ними заключаются в программных надстройках. Выбор сервисной модели – вопрос того, насколько эти надстройки решают задачи компании. Если ваша задача уже решена пакетом услуг провайдера – выберите SaaS. Если у провайдера нет готового решения, но есть необходимые инструменты, стоит арендовать PaaS. Если компании нужна аренда вычислительных мощностей в облаке для развертывания собственных решений, IaaS – хороший выбор.