Признаки ценностей
Все жизненные ценности, несмотря на их направленность, имеют ряд характерных признаков. Во-первых, они обладают большой значимостью для человека. Он всеми силами будет стараться соблюсти их в своей жизни.
Во-вторых, человек прекрасно их осознает
Это осознание выражается и в формулировании их для себя («дети – смысл моей жизни», «для меня самое важное – карьера» и т. д.) и в инстинктивном выборе, который человек делает в различных ситуациях
Например, купить новый телефон себе или потратить деньги на семейный отдых.
В-третьих, жизненные установки самодостаточны. С одной стороны, никто из посторонних не может напрямую внушить их человеку: «Цени это, а не цени то». Ведь их формирование – это внутренний, личный процесс. А с другой стороны, они так важны для человека, что он редко с кем их обсуждает и не нуждается в том, чтобы их кто-то одобрил. Неодобрение чьих-то ценностей однозначно приводит к конфликту.
И наконец, жизненные ценности воспринимаются человеком как позитивные установки. Это не система штрафов и наказаний, а ориентиры по жизни.
Сущность понятия «ценности»
Ценность в качестве человеческой идеи, которая воспринимается как субъективный образ или представление, является отражением культурных исторических норм. Она выступает как индивидуальный и социальный ориентир. Ценности ассоциируются с типом «достойного» поведения, который предопределяет конкретный стиль жизни.
Ценность, которая рассматривается в виде стандарта поведения, исследовалась множеством ученых. Часто ее определяли как основополагающий показатель выбора вектора профессионального развития, который служил основой самореализации личности.
Статья: Поведение и ценности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Ценности являются основой механизмов социальной регуляции поведения. Они относятся к деятельности, которая связана с социально-психологическим климатом общества и социальных групп. Если рассматривать их в качестве системы убеждений, отражающих дух, индивидуальное своеобразие человека и общества, то общество начинает выглядеть как система убеждений и ценностей. Они выражают дух той или иной народности.
Исследование ценностей в социальном и культурном аспекте позволило провести описание качественного своеобразия каждой стадии развития общества. Так, такие исследователи, как Э. Дюркгейм и М. Вебер включали этот феномен в структуру и жизнь общества. Они считали, что ценности предназначены для создания регулирующей и фактически принудительной совокупность законов, которые дают возможность сохранить действующую систему, управлять ею и сохранять в равновесном состоянии.
Основной функцией ценностей становится регуляция. Общество — это совокупность мотиваций и ценностей. Любые законы в нем выдвигаются и начинают представлять собой средство реализации определенной ценности.
В соответствии с подходом Т. Парсонса, который осуществил детальный анализ мотивационной основы поведения, ценности способны занимать ведущее место в том, что относится к исполнению социальными системами функций в области сохранения и воспроизводства образцов. По мнению ученого, никакое историческое событие или общество, как и никакая схема социального поведения не может быть подвергнута осмыслению без вскрытия объясняющих мотивов.
Связь ценностей и поведения обусловлена ценностной мотивацией. Системы ценностей и ценностных установок с исторической точки зрения локально различаются (так называемая относительность систем ценностей). С философского контекста анализа ценности выступают в качестве стандартов социальных санкций и контроля поведения.
Основная функция ценностей состоит в регулировании поведения, которое представляет собой осознанное действие в определенных социальных условиях. В целом система ценностных ориентаций — это важная характеристика личности и показатель ее развития. Степень сформированности ценностных ориентаций и их особенности в ходе становления дают возможность говорить об уровне личностного развития. Она показывает цельность и устойчивость ее ориентаций.
Ценности предназначены для развития и сохранения в сознании человека установок. Благодаря им люди получают следующие возможности:
- Выражение собственной точки зрения;
- Занятие определенной позиции;
- Возможность давать оценку.
В этой ситуации ценности выступают в качестве элемента сознания. Вместе с этим, они могут выступать в преобразованном виде как мотивы деятельности и поведения. Это связано с тем, что ориентация человека в мире и его стремление к достижению целей начинает строго соотноситься с ценностями, которые вошли в личностную структуру. По этой причине ценности отражают состояние, которое определено целью деятельности и поведения.
Ценности — это важнейший компонент в структуре личности. Они предназначены для определения поведения и отношения субъекта к окружающему миру, напрямую оказывая воздействие на характер и аспекты профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Отсутствие возможности реализовать субъективные ценности ведет к блокировке потребностей, которые лежат в их основе. Этот процесс переживается людьми очень болезненно, часто способствуя наступлению внутренних противоречий и конфликтов. Результатом разрешения последних часто становится прогрессивное развитие личности или, напротив, ее разрушение (например, аномальное, девиантное, преступное поведение).
Как создаются жизненные ценности
Психологи утверждают, что рассуждение о базовых жизненных ценностях доступно даже маленькому ребенку, так как они похожи на правила, организующие жизнь человека. Поэтому чем раньше начнется знакомство с нормами, принятыми в обществе, тем легче ребенку усвоить и принять ценности.
Главное помнить! Изменить взгляды и убеждения в зрелом возрасте практически невозможно. К примеру, если человек прожил трудную жизнь, а в конце понял, что она сложилась неправильно, то менять что-либо будет поздно.
Семья – это первый и главный источник знаний о жизненных ценностях для детей
Выделяется несколько этапов становления системы ценностей:
- На первом этапе для ребенка главным авторитетом являются родители. Именно под их влиянием закладываются первые значимые принципы и модель поведения. Если ребенок воспитывается правильно, то ценности упорядочены, тогда понятно, как правильно расставить приоритеты. К сожалению, ошибки в воспитании приводят к формированию ложных ценностей.
- По мере взросления большую роль в расстановке ценностных приоритетов играют детский сад и школа. Обучение считается ключевым этапом, так как ребята начинают составлять убеждения и суждения, например, о нормах и правилах поведения в школе, делать адекватную оценку событий и поступков, способностей своих и чужих. Позицию школьника начинают определять предметы, дающие знание об основных законах жизни: литература, биология, естествознание.
- В дальнейшем на становление жизненных приоритетов влияет социальная среда, которая не только диктует определенные правила, но и осуждает личность, проявляющую иную жизненную позицию.
- В зрелом возрасте ценности могут пересматриваться, так как перенесенные страдания, жизненные невзгоды позволяют понять глубже взгляды и убеждения. В момент осознания, что они не совпадают с общепринятыми стереотипами, происходит их переосмысление.
Базовые ценности жизни человека
Вопрос, который волнует молодежь с небольшим жизненным опытом, заключается в том, какие ценности являются главными в жизни, а какие второстепенными. Психологи называют эти размышления проблемой в расстановке жизненных приоритетов. Они предлагают из огромного списка общечеловеческих ценностей определить своеобразные маячки на пути молодых, которые состоят из базовых ориентиров:
- Духовное развитие;
- Семья;
- Здоровье;
- Финансовое положение;
- Карьера;
- Отдых;
- Саморазвитие;
- Окружение.
Прислушаться к советам специалистов не помешает, все же следует иметь в виду, что для каждого человека жизненные ценности – это личное, индивидуальное, расстановка их может отличаться от общепринятой. Многое идет из детства, так как идеалы жизни приходят к личности через трансформацию (коррективы) родительских ценностей.
Помощником для молодых людей в поиске приоритетов может стать синтон-подход, то есть психология здравого смысла для здоровых людей: личная жизнь и отношения, дело (бизнес, работа), собственное развитие
Важно! Если правильно воспитывать ребенка на примере общечеловеческих добродетелей, то нетрудно сформировать у него правильные ориентиры. Тогда он с уважением будет относиться к дружбе и любви, поддерживать духовное и физическое здоровье, научится сострадать людям и животным, ему не чужды будут альтруизм и порядочность, то есть все качества, которые наполняют жизнь смыслом
Истинные и ложные жизненные ценности
Существуют ценности, которые большинство людей считает основными, психологи называют их истинными. В современном обществе принято, что состоявшийся человек должен построить карьеру, завести семью, обзавестись материальным достатком, чтобы обеспечить комфортное существование себе и близким
Безусловно, все это важно, но при условии, что человек приобретает все блага своим трудом, старанием, способностями. Но у каждой ценности есть некая обратная сторона
В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности
Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным
В психологии этому явлению дано определение – ложные ценности. Они возникают из-за неуемного стремления обладать тем, что человеку кажется главным.
Например, сейчас принято считать индивида состоявшимся, если он обладает дорогой машиной, айфоном последней марки, возможностью отдыхать за границей. Если не получается получить такие блага, личность с ложными ориентирами испытывает разочарование в общечеловеческих ценностях.
Понятие «ценности»
Что называется ценностью? Чтобы ответить на этот вопрос, важно уточнить, что в данном случае мы говорим о ценностях, которые относятся к элементам культуры и являются одними из регуляторов общественной жизни людей. Такие ценности называются по-разному: «ценности культуры», «культурные ценности», «духовные ценности», «социальные ценности»
Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо
Ценности – это идеальные представления общества о значимости чего-либо или кого-либо.
Примеры ценностей: семейные ценности (ценность семьи), религиозные ценности (ценности религиозных обрядов, молитв и пр.), ценности здоровья (ценность здорового образа жизни) и так далее.В основе ценностей лежит идейная или абстрактная природа значений.
Другими словами, ценность сама по себе не всегда должна иметь предметное выражение, тогда как обязательно должна указывать на идею или понятие, которое выражает эта ценность. Приведем пример: семейные ценности могут быть отражаться в виде гармонии между любящими людьми, во взаимной любви и поддержке.
Не всегда эти ценности можно увидеть в предметном мире, хотя мы можем подтвердить их материально или в виде действия (примером могут быть символической подарок или поцелуй).
Сущность ценности состоит в ее значимости, приоритетности для человека или общества. Если данное понятие, принцип, смысл имеет социальную значимость, следовательно, он чаще всего может называться ценностью
Важно для понимания сущности ценности отметит и тот факт, что сама ценность нередко идеализируется в качестве социального идеала, к которому стремятся люди
Чтобы человек смог определить свои ценности, мы можем задаться вопросом – «для чего/зачем я поступаю именно так»? Особенно если данный поступок для человека является сложным или является результатом какого-то нравственного выбора
Люди обращаются к ценностям тогда, когда им нужно совершить выбор, принять жизненно важное решение
Однако ценности не напрямую указывают — как надо поступить, а скорее предоставляют людям духовную шкалу для оценки ситуации, поведения человека, события, процесса.Ценностью называется только такая значимость, которая имеет социальную природу, т.е. она существует только если разделяется сообществом людей относительно того что считать важным, ценным, значимым.
При этом ценности выражают значимость людей, явлений, предметов, событий, процессов окружающей действительности на основе их соответствия интересам данного сообщества или отдельного человека. От ценностей зависят и те цели, к которым стремятся социальные группы или отдельный человек.
Свойства ценностей:
- ценности носят идеальный характер;
- ценности указывают на добровольный выбор идей со стороны общества, человека;
- ценности объединяют людей в сообщества (в семью, корпорацию, нацию);
- ценности принимаются свободно, путем их признания (в отличие от вещей, которые можно отнять, украсть и т.д.);
- ценности могут меняться, исчезать, появляться (например, в результате переоценки ценностей);
- ценности заставляют людей задуматься о значимых событиях или процессах жизни.
Ценности не возникли сами по себе, они стали результатом духовного развития человечества, или стали ответом людей на нравственные и эстетические вызовы истории. Поэтому сегодня мы видим многообразие ценностей в разных сообществах людей.
Список основных признаков
Важность – личность дорожит установками и следует правилам, в противном случае развивается депрессия от неудовлетворённых желаний. Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно. Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно
Осмысленность – без внутреннего контроля и дисциплины следование принципам невозможно.
Предприимчивостьисамодостаточность – установки применяются на деле без противоречивых советов окружения.
Позитивный настрой – с ним любые проблемы будут восприниматься проще, позволяя активировать внутренние резервы на преодоление сложностей и выполнения неприятных обязанностей.
Поэтому всё чаще можно встретить различного рода менторов, обещающих помочь в развитии личности, так как идёт активный запрос общества на яркие индивидуальности.
Роль ценностей в культуре
Важность роли ценностей в культуре не вызывает сомнений ни у одного исследователя. В культурологии сложно обойтись без понятия ценность. Более того, чаще всего культура как социальное явление определяется именно через ценностные ориентации.
Откуда берутся ценности в общественной жизни? Они представляют собой коллективный продукт, иногда образующийся в ходе длительных процессов, главный компонент культуры каждого человека и коллектива. В культуре каждого сообщества принимаются определенные системы ценностей и их определенная иерархия. В примитивных обществах эта иерархия навязывается членам общества; в более развитых обществах они более терпимы к различиям в ценностях. Однако не так давно были факты острой религиозной или политической нетерпимости, а непризнание отдельных ценностей отдельными лицами рассматривалось как угроза для всего общества и часто даже каралось смертью. Есть ценности, которые группа считает важными для своего собственного существования и которые она безоговорочно навязывает всем членам; есть и другие, которые признаны менее важными.
Таким образом, система ценностей развивается в рамках культуры, оказывая серьезное влияние на ход общественной жизни.
Авторы социологического исследования Молодежь России считают: Ценностные ориентации — это относительно устойчивое социально детерминированное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как объекты, цели и средства, которые служат для удовлетворения потребностей жизни российского общества. Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему, от которой во многом зависит поведение человека в той или иной ситуации.
Культурные ценности — это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут быть удовлетворены потребности людей. Под ценностью понимается общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая устанавливает шаблоны и стандарты и влияет на выбор между возможными вариантами поведения. Ценности помогают человеку и обществу определять хорошее и плохое, красивое и уродливое, существенное и второстепенное. Приоритет определенных ценностей отражает степень духовности человека.
В основе сложной структуры ценностей лежат фундаментальные высшие ценности, которые определяются социальной универсальностью и необходимостью. Святыни человеческого рода включают, например, сократовскую троицу Истины, Добра и Красоты. Эта триада — высшая историческая ценность.
Ценности — основа и фундамент культуры, они глубоко укоренились в ней и играют роль ее важнейшего регулятора. Как отмечал Сорокин, люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любую катастрофу.
Ценности во многом определяют поведение человека, его действия, а значит, они создают культуру.
Понятие нормы связано с понятием ценностей. Нормы (от лат. Norma — правило, образец) — это системный порядок, признанный обязательным, установленная мера, система ожидаемого поведения, которому члены общества следуют более или менее точно.
Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные моральные нормы. Они способствуют нравственному здоровью общественной и частной жизни граждан. Когда нормы нарушаются, человеческое поведение становится антиобщественным, антикультурным. Живя в определенной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, узнавать их, овладевать и использовать, иначе он будет отрезан от этой культуры или вступит с ней в конфликт. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности.
Таким образом, культурные нормы — это определенные правила поведения, которые регулируют действия человека в наиболее важных аспектах общественной жизни, обеспечивая гарантии целостности и стабильности общества. Это единственный способ сохранить стабильность и порядок в обществе. В противном случае аномия неизбежна.
Термин аномия, обозначающий нарушение единства культуры из-за отсутствия четко сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-х годах XIX века. Аномия ведет к девальвации прежних ценностей и нарушению единства культуры.
В современном мире вы часто можете наблюдать, как люди пренебрегают ценностями для достижения своих целей. При этом пренебрегают разными ценностями: кто-то пренебрегает семьей, а кто-то даже не чтит и совесть. В этом отношении важную роль играет развитие системы норм и ценностей.
Виды жизненных ценностей
Как мы уже сказали, у каждого человека в жизни формируется собственный «набор» личностных ориентиров. У всех людей собственный опыт, разный характер, индивидуальные желания.
Но в общем понятии существуют 2 разных направления человеческих приоритетов:
- Материальная сфера — деньги, различные блага, достаток, хобби, имущество (квартиры, дома, машины) и пр.
- Духовная сфера — самореализация, социальный статус, уважение, понимание, любовь, отношения, семья, друзья, здоровье, красота и пр.
Приведем примерный список общежитейских ориентиров для взрослой личности:
Что относится к жизненным ценностям |
Комментарий |
Любовь |
Сюда входят и романтические чувства и отношение к окружающим и животным. Доброта, сострадание и эмпатия также включается в это понятие. |
Уважение |
Умение признавать достоинства и недостатки другого человека — важная ценность, которая становится ориентиром в жизни для многих людей. Признавать собственные недостатки еще сложнее, чем чужие. Но, уважая другого, мы без проблем замечаем что-то негативное в нас и мы в силах это изменить. |
Оптимизм |
Сюда можно включить юмор, самоиронию, умение видеть хорошие и позитивные стороны даже в отрицательных действиях или событиях. Оптимизм во многом поддерживает человека, особенно в решении трудных ситуаций и проблем. |
Терпение |
Эта ценность, пожалуй, не менее важна, чем остальные. Она помогает принимать людей и их поступки такими, какие они есть, не оценивать, не критиковать, не возвышаться над ними. Терпение зависит от эмоционального состояния человека. |
Самодисциплина |
Навык, который «тренируется» с детства и закладывается нашими родителями. Быть дисциплинированным, значит, иметь силу воли и характер, чтобы совершать определенные действия для достижения истинных целей. |
Честность |
Если человек остается верен самому себе, он честен и с другими, он никогда не сделает выбор, который будет противоречить его внутренним установкам и ориентирам. |
Здоровье |
Когда человек ставит в приоритет здоровье, он начинает по-другому относиться к собственной персоне — он заботится о себе, занимается спортом, правильно питается и т.д. |
Дружба |
Дружеские отношения для человека — это не просто провести весело время по выходным, это понимание, сочувствие, поддержка. |
Благодарность |
Если вы умеете благодарить и принимать благодарность, то вы окружаете себя положительными эмоциями, а, значит, вы «программируете» себя на восприятие хороших событий. Что-то негативное уже не будет так сильно вас задевать. |
Этот перечень можно продолжать, вы можете добавить что-то свое, руководствуясь личными мотивами, окружением, моральными и нравственными качествами, поставленными целями и способами их достижения.
Важно! Цели и ценности должны быть взаимосвязаны. Если цели «оторваны» от ценностей, то человек становится на «дорогу» вечного стремления к совершенству и достигаторства
Цели будут достигаться, но удовлетворения и понимания, зачем они достигнуты не будет.
Понятие иерархии ценностей
Чтобы иметь большую ясность в концепции иерархии ценностей, разумно определить, что такое иерархия, а что является ценностью по своей природе, характеристикам, важности и влиянию на человеческую жизнь. Иерархия — это организованная структура, в которой шкалы важности или системы большей или меньшей значимости устанавливаются в одной среде
Иерархия — это организованная структура, в которой шкалы важности или системы большей или меньшей значимости устанавливаются в одной среде. Ценность — это то, что само по себе имеет определенную категорию, влияет на человека, придает ей значение и может использоваться для принятия решения или оправдания
Ценность тесно связана с принципами и установками чувств, которыми человек обладает во время действия
Ценность — это то, что само по себе имеет определенную категорию, влияет на человека, придает ей значение и может использоваться для принятия решения или оправдания. Ценность тесно связана с принципами и установками чувств, которыми человек обладает во время действия.
Иерархия ценностей требует, чтобы у людей была очень четкая и отфильтрованная система своих ценностей, поскольку они несут ответственность за личное и социальное руководство. Но это не означает, что значения неизменны и не могут измениться.
Ценности могут измениться, например, на ранних этапах жизни ценность, которая может быть наиболее важной для человека, может измениться позже; Он также может меняться в зависимости от социальной, рабочей, культурной и религиозной сферы. Ценности носят личный характер, каждая придает ту или иную ценность степени важности, которую они хотят, в соответствии с их социальной точкой зрения в системе ценностей
Ценности носят личный характер, каждая придает ту или иную ценность степени важности, которую они хотят, в соответствии с их социальной точкой зрения в системе ценностей
Жизненные ценности человека и их определение
Жизненные ценности — это определенные принципы, цели, идеалы, занимающие важное место в жизни каждого человека. Они определяют то, что для нас действительно важно и ценно, помогают нам принимать решения и формировать наше поведение в различных ситуациях
Изучение жизненных ценностей и их определение помогает нам лучше понимать самих себя и ориентироваться в жизни.
Для определения жизненных ценностей необходимо провести анализ своих приоритетов и убеждений, понять, какие ценности действительно важны для нас и как они связаны с нашими жизненными целями. Каждый человек имеет свои уникальные жизненные ценности, которые могут варьироваться в зависимости от личного опыта, культурных и социальных факторов.
Определение жизненных ценностей — это важный шаг на пути к самопознанию и росту личности. Они могут включать в себя такие категории, как семья, здоровье, карьера, духовное развитие, материальное благополучие и многое другое. Осознание своих жизненных ценностей помогает нам сформировать ясное представление о нашей жизненной позиции и направлении развития.
Как определить свои жизненные ценности
Определение жизненных ценностей является процессом, который требует времени и самоанализа. Ниже приведены некоторые методы, которые могут помочь Вам определить Ваши жизненные ценности:
Составьте список своих приоритетов и целей в жизни. Разбейте его на категории и попытайтесь выделить общие черты;
Попробуйте описать себя в нескольких словах
Какими качествами Вы хотели бы обладать и какие ценности наиболее важны для Вас в этом контексте?
Обратите внимание на свои эмоции и реакции в различных ситуациях. Какие ценности и принципы Вы защищаете и на какие убеждения Вы полагаетесь?
Постарайтесь понять, какие ценности важны для Ваших близких и друзей
Может быть, это поможет Вам определить, какие ценности вы сами цените и почему.
Определение жизненных ценностей — это процесс, который может занять много времени и требует терпения и самоанализа. Однако, понимание своих жизненных ценностей является важным шагом на пути к личностному росту и счастью.