Дивергентное и конвергентное мышление: как развить и тренировать

Почему дивергентное мышление – это круто?

Способы развития дивергентного мышления

Дивергентное мышление, в отличие от конвергентного, направлено на генерацию новых идей, поиск альтернативных решений и умение видеть разнообразные пути к достижению цели. Этот тип мышления особенно важен в креативной деятельности, инновационной сфере и решении сложных проблем.

Существует несколько способов развития дивергентного мышления, которые помогут укрепить вашу способность мыслить нестандартно и оригинально:

1. Домашнее чтение и образование. Активное читательство книг, статей и научных исследований помогает вам расширить кругозор и узнать о новых идеях и концепциях. Чтение разнообразных жанров и направлений поможет вам видеть мир через разные призмы и развить гибкость мышления.

2. Упражнения на генерацию идей. Для развития дивергентного мышления полезно проводить упражнения на генерацию идей. Можно задавать себе вопросы и пытаться придумать максимально возможное количество вариантов ответов или решений. Такие упражнения помогают тренировать способность мыслить креативно и искать нестандартные решения.

3. Исследование различных областей. Углубленное изучение разных областей знаний помогает сформировать широкий контекст и помогает находить связи между разными идеями и концепциями. Исследуйте разные дисциплины, темы и области, и вы обнаружите, что у вас появляется больше ассоциативных связей и неожиданных идей.

4. Проблемное мышление. Решение сложных проблем помогает развить дивергентное мышление. Старайтесь видеть проблему с разных точек зрения и искать множество возможных решений. Подходите к проблемам нестандартно и экспериментируйте, и вы увидите, что ваше мышление становится более гибким и оригинальным.

5. Развитие креативных навыков. Занимайтесь такими видами искусства, как рисование, музыка, танцы или писательство. Развивая свои творческие способности, вы будете активно тренировать дивергентное мышление и находить новые способы выражения себя и своих идей.

Однако следует помнить, что развитие дивергентного мышления – это процесс, требующий времени и усилий. Постоянная практика упражнений, исследования и мыслительных экспериментов поможет вам стать более творческим и инновационным мыслителем.

Дивергентное мышление играет важную роль в нашей способности адаптироваться к изменениям, находить новые пути и решать сложные проблемы. Развитие этого типа мышления поможет вам стать более гибким и эффективным в современном мире, где требуется постоянная инновационность и креативность.

Стимулирование творческой мысли

Стимулирование творческой мысли имеет большое значение для развития этой способности у человека. Существует множество методов и приемов, которые могут помочь активизировать творческое мышление.

Одним из основных методов стимулирования творческой мысли является проведение различных типов заданий, которые требуют нетрадиционного подхода к решению. Например, игры, головоломки и задачи с неочевидными решениями могут привести к активизации творческого мышления и поиску нестандартных решений.

Еще одним эффективным методом является изменение обстановки и окружения. Исследования показывают, что новые места и необычные условия могут стимулировать творческую мысль и помочь в поиске неожиданных решений.

Также важно создавать условия для свободного выражения идеи и мыслей, без страха быть оцененным или критикуемым. Групповые дискуссии и брейнсторминги позволяют людям высказывать свои мысли и создавать новые идеи вместе с другими

Наконец, авторы исследований рекомендуют заниматься активным чтением и изучением различных предметов и областей знания. Это позволяет расширять кругозор и получать новые идеи и вдохновение.

Метод Описание
Игры и головоломки Проведение различных заданий, требующих нетрадиционного подхода к решению.
Изменение обстановки Посещение новых мест и создание необычных условий для стимуляции творческой мысли.
Свободное выражение мыслей Создание условий для свободного выражения идеи и мыслей без страха быть оцененным или критикуемым.
Активное чтение и изучение Изучение различных предметов и областей знания для расширения кругозора и получения новых идей.

Развитие дивергентного мышления

Дивергентный тип мышления можно и нужно развивать. Для этого существует несколько простых методов.

Нахождение новых решений.
Необходимо приучить себя в каждой ситуации искать не одно решение, а несколько.

Поиск нестандартных решений.
В процессе решения задачи нужно постараться отбросить стереотипы и взглянуть на проблему с неожиданного ракурса, придумать решение, которое не пришло бы в голову большинству людей.

Размышление над проблемой.
Размышляя над поставленной задачей и не останавливаясь, даже если верное решение найдено, можно прийти к неожиданным выводам

Важно также все теоретические задумки связывать с практическим опытом.

Вопросы. Поиск решения будет наиболее удачным, если выстраивать его по принципу «вопрос-ответ»

В процессе решения задачи необходимо задавать вопросы, относительно разных аспектов исследуемого объекта и искать конкретные ответы на них.

Решение задач методом мозгового штурма.
Для коллективного поиска решения эффективнее всего использовать , позволяющий активировать творческое мышление.

Ведение дневника.
Творческим людям можно завести дневник и записывать туда идеи, спонтанно возникающие в голове в течение дня. Идеи имеют особенность ускользать и забываться, поэтому важно вовремя улавливать и записывать их. Позднее можно будет сесть и обдумать наиболее интересные.

Спонтанное письмо.
Для поиска решения можно использовать простой способ – спонтанное письмо. Нужно сесть, взять лист бумаги и ручку. Сосредоточившись на проблеме, необходимо в течение некоторого времени свободно записывать все мысли, приходящие в голову. Позднее можно будет перечитать и систематизировать написанное.

Оба типа мышления – конвергентное и дивергентное – имеют большое значение для полноценной жизни. Поэтому человек, желающий добиться успеха и реализовать свой творческий потенциал, должен стремиться в равной степени развить оба этих направления.

Дивергентное мышление

Диверге́нтное мышление
(от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением
.

Конвергентное мышление
(от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson»s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Исследования интеллекта и конвергентного/дивергентного мышления

Исследования интеллекта и конвергентного/дивергентного мышления получают все большую популярность среди ученых и психологов. Они помогают понять не только различия в способностях людей, но и выявить особенности их мышления.

Одним из известных исследований, связанных с интеллектом и типами мышления, является тест Торренса для измерения конвергентного и дивергентного мышления. В этом тесте людям предлагается решить различные задачи, которые позволяют оценить их способность к обобщению и генерации новых идей.

Тест Торренса включает в себя задания, требующие от испытуемых находить различные способы использования предметов, решать проблемы и предлагать нестандартные решения. Он основан на предположении, что индивидуальные различия в мышлении могут быть раскрыты через анализ разнообразия решений, которые предлагает испытуемый.

Некоторые исследования показали, что конвергентное мышление, связанное с нахождением единственного правильного ответа на задачу, чаще проявляется у людей с высоким уровнем интеллекта. Дивергентное мышление, которое связано с способностью генерировать множество идей и решений, часто наблюдается у людей с высоким уровнем креативности.

Однако, помимо индивидуальных различий в предпочтении конвергентного или дивергентного мышления, существуют исследования, которые показывают, что оба типа мышления могут быть развиты и использованы вместе. Некоторые исследователи предлагают, что оптимальное мышление может сочетать в себе как конвергентные, так и дивергентные процессы.

Исследования интеллекта и конвергентного/дивергентного мышления важны не только для понимания функционирования нашего интеллекта, но и для разработки методов обучения и тренировки, направленных на развитие креативности и решения проблем. Они помогают раскрыть потенциал каждого человека и развить его способности к мышлению в разных направлениях.

Связь конвергентного мышления с интеллектом

Конвергентное мышление, в отличие от дивергентного мышления, отражает способность индивида собирать и синтезировать информацию, анализировать ее и находить одно правильное решение для задачи или проблемы. Имеется в виду, что конвергентное мышление предполагает стремление к одному ответу, к правильному разрешению проблемы или задачи.

Связь конвергентного мышления с интеллектом заключается в том, что способность к анализу, синтезу, поиску одного правильного решения являются основными составляющими интеллекта. Индивид с более высоким уровнем интеллекта обычно обладает более развитым конвергентным мышлением.

Однако, не следует сводить интеллект только к конвергентному мышлению

Дивергентное мышление, хотя и необходимо для творческого процесса, также является важной составляющей интеллекта. Сочетание конвергентного и дивергентного мышления позволяет развивать разносторонние навыки, такие как проблемное мышление, критическое мышление и инновационные способности

Таким образом, конвергентное мышление является одним из ключевых аспектов интеллекта и обладает связью с высоким уровнем интеллекта, но не исключительным. Одновременное развитие конвергентного и дивергентного мышления способствует комплексному развитию интеллектуальных способностей.

Связь дивергентного мышления с интеллектом

Дивергентное мышление способствует генерации новых и оригинальных идей, поиску нестандартных решений, созданию новых связей и ассоциаций. Оно подразумевает гибкость мышления, способность видеть скрытые связи между различными объектами и явлениями, а также готовность к экспериментам и риску.

Множество исследований показывают связь между дивергентным мышлением и высоким уровнем интеллекта. Люди, обладающие развитым дивергентным мышлением, обычно проявляют большую креативность, умение находить нестандартные решения и альтернативные подходы к решению проблем. Они способны интегрировать различные знания и опыт для получения новых и оригинальных идей.

Дивергентное мышление также является важным инструментом в разных областях деятельности, таких как наука, искусство, инновации и предпринимательство. Оно помогает обнаруживать новые направления и перспективы, а также способствует творческому мышлению и развитию новаторских идей.

Таким образом, дивергентное мышление играет неотъемлемую роль в формировании и развитии интеллекта человека. Оно позволяет мыслить свободно, генерировать новые идеи и находить нестандартные решения проблем. Развитие дивергентного мышления способствует расширению границ знания и креативности, а также способствует инновациям и прогрессу.

Как развить дивергентное мышление

Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.

Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.

Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.

Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.

Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.

Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.

Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:

«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов». И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала. Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.

Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».

Запомнить

  1. Дивергентное мышление — это способность человека находить большое количество оригинальных идей для решения одной задачи.
  2. Структура интеллекта и тест альтернативных применений подробно описаны в работе Джоя Гилфорда «Природа человеческого интеллекта» — The Nature of Human Intelligence.
  3. Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений Джоя Гилфорда.
  4. Чтобы развить дивергентное мышление, нужно регулярно повторять тест Гилфорда и делать другие упражнения.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Операция абстракции позволяет вам изучать концепции, игнорировать определенные элементы и обращать внимание только на интересные функции. Творческие взаимодействия возникают, когда множественность является абстракцией и позволяет обрабатывать абстрактно-конкретную информацию

Последняя группа операций — это преобразование, состоящее в изменении части или даже целого набора признаков объекта, так что его окончательная форма существенно отличается от ее первоначальной формы.

Последним элементом концепции Некки является предложение творческих процессов, которые в целом определяют эмоциональные и мотивационные факторы. Творческий процесс состоит из двух дополнительных векторов: информационного вектора и вектора энергии. Предложение творческих процессов, описываемых как сочетание двух векторов, также может быть определено как набор из двух вопросов: информационное обеспечение — адресованное проблеме внимания и осведомленности — и энергоснабжение — адресовано проблеме мотивации.

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Диагностика дивергентного мышления

Автор концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорд также разработал комплекс диагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать уровень дивергентного мышления. Позднее доработанные Э. Торренсом, они стали эффективным инструментом диагностики творческого потенциала в целом.

Диагностика по Дж. Гилфорду

Методика Дж. Гилфорда позволяет оценить 4 параметра креативности, связанные с дивергентным мышлением:

  • оригинальность;
  • семантическую гибкость;
  • адаптивную гибкость;
  • спонтанность.

Всего в методике 14 субтестов с разнообразными заданиями, которые позволяют оценить степень развития и активности дивергентного мышления. Так, задание на определение легкости словоупотребления предлагает испытуемым за ограниченное время написать максимально большое количество слов с конкретной буквой, допустим, «и».

Другое задание связано с поиском необычных способов использования какого-то предмета, например, консервной банки.

Учитывая образный характер творческого мышления, Гилфорд включил в свою методику также тесты на невербальную креативность. Это так называемые рисуночные методики. Например, одно из заданий предлагает испытуемым составить изображения из геометрических фигур.

В настоящее время диагностическая программа Дж. Гилфорда не имеет широкого распространения среди психологов. Вероятно, это связано со сложностью многих заданий, которые рассчитаны на людей с высоким уровнем образования. И критерии оценки подобраны тоже соответствующие.

Тесты Э. Торренса

Более популярна и активно используется методика Э. Торренса, особенно его рисуночный тест креативности. Он позволяет оценить уровень развития творческого (дивергентного) мышления у людей разного возраста начиная с дошкольного. И критерии оценки адаптированы к каждой возрастной группе.

Эта методика содержит 10 рисунков простых абстрактных фигур, которые необходимо дорисовать до осмысленных изображений и дать им названия. Готовые рисунки оцениваются по 4 шкалам:

  • легкость мышления (быстрота выполнения задания);
  • гибкость мышления (переключение из одного смыслового поля на другое);
  • оригинальность;
  • разработанность идеи.

Методика Э. Торренса включает в себя также вербальные и даже звуковые тесты, но они менее популярны, а вот рисуночный тест — один из самых любимых как у школьных психологов, так и у тех, кто занимается профотбором и диагностикой специалистов.

Определения понятий

Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.

Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.

К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.

Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.

Об основных видах мышления и их характеристиках вы можете прочитать в нашей предыдущей публикации.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это творческое мышление. Термин происходит от латинского слова «divergere», что означает «расходиться». Этот метод решения проблем можно назвать «веерообразным». При анализе причин и следствий отсутствует непоколебимая связь. Это приводит к появлению новых комбинаций, новых связей между элементами. Следовательно, появляется больше путей решения проблемы.

Е. Торранс, К. Тейлор, Г. Груббер смогли дать наиболее точный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление. Они установили, что этот тип мышления работает на поиск неординарных идей, на использование нестандартных форм деятельности, на формирование исследовательского интереса. Дивергентность позволяет человеку лучше анализировать и сопоставлять факты, строить гипотезы и выдвигать догадки, составлять классификацию полученной информации.

Существует ряд критериев, которые позволяют определить способности к дивергентному мышлению:

Беглость – означает количество идей, возникающих за единицу времени. Оригинальность – умение мыслить нестандартно, отходить от заданных рамок, установленных правил, исключение шаблонных или стереотипных решений. Чувствительность – способность быстро переключаться с одной идеи на другую, умение видеть необычное в незначительных деталях, находить противоречия. Образность – использование ассоциаций для выражения собственных идей, работа с символами и образами, поиск сложностей в простых вещах и простоты в сложных понятиях.

Дивергентное мышление невозможно измерить классическими методиками, ведь основой этого типа мышления являются неорганизованные или случайные идеи. Именно поэтому люди с гениальным складом ума могут плохо отвечать на тесты IQ, построенные по классической конвергентной схеме. И если у взрослого человека плохие результаты не вызовут никаких эмоций, то у школьников могут появиться комплексы и пострадать самооценка. Есть определенные способы, которые позволяют оценить дивергентный интеллект. Например, испытуемому дается ряд предметов (ручка, ведро, картон, ящик и так далее), а он должен определить, как можно их использовать. Чем больше способов применения, тем лучше будет результат.

Процесс познания включает получение новых знаний и сохранение их в памяти. Конвергентное и дивергентное мышление генерируют новую информацию в нашем сознании.

Если развивать оба этих типа, если понимать, какой необходимо использовать в той или иной ситуации, то можно добиться максимальных результатов.

http://constructorus.ru

Какие виды мышления существуют

Другие типы

Креативное мышление связано со способностью придумывать новые и новаторские идеи, отходя от устоявшихся мыслей, теорий, правил и процедур. Это включает в себя соединение вещей новыми и творческими способами. Креативное мышление часто называют «нестандартным мышлением».

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Аналитическое мышление предполагает возможность разделить целое на его основные части, чтобы исследовать части и их отношения (сюда входит логическое мышление).

Критическое мышление означает способность осуществлять тщательную оценку или суждение, чтобы определить подлинность, точность, ценность, достоверность чего-либо. В дополнение к точному объективному анализу такое мышление содержит синтез, оценку, размышление и реконструкцию. И вместо того, чтобы строго разбивать информацию, критическое мышление исследует другие элементы, которые могут повлиять на выводы.

Конкретное мышление направлено на понимание и применение фактических знаний. Речь идет о размышлении об объектах или идеях как о конкретных элементах, а не как о теоретическом представлении более общей концепции. Это предполагает поверхностное мышление, всегда буквальное и точное.

Абстрактное мышление сопряжено с  возможностью использовать концепции для создания и понимания обобщений, а затем связывать или связывать их с другими предметами, событиями или опытом

Оно включает в себя внимание к скрытым значениям, что позволяет наблюдать и понимать теории и возможности

Дивергентное мышление связано со способностью генерировать творческие идеи, исследуя множество возможных решений, чтобы найти то, которое работает. Оно включает в себя объединение фактов и данных из различных источников, а затем применение логики и знаний для решения поставленных задач. Дивергентное мышление начинается с общей точки и движется наружу в расходящихся направлениях, охватывая множество аспектов или точек зрения.

Конвергентное мышление сопряжено со способностью объединять несколько различных частей или точек зрения на тему каким-то организованным, логическим образом, чтобы найти единый ответ. Оно предполагает сосредоточение внимания на конечном числе решений, а не на предложении нескольких решений.

Последовательное (линейное) мышление относится к способности обрабатывать информацию в упорядоченно предписанном порядке. Оно включает в себя пошаговое продвижение, когда ответ на каждый шаг должен быть получен до того, как будет сделан следующий.

Целостное (нелинейное) предполагает способность видеть общую картину и распознавать взаимосвязанность различных компонентов, образующих более крупную систему. Оно включает в себя расширение вашего мыслительного процесса в нескольких направлениях, а не только в одном направлении, и понимание системы путем восприятия ее закономерностей. 

Как работает мышление

Главные задачи мышления человека – это не только восприятие сложной и многогранной реальности, но и интерпретация ее, понимание глубины и взаимосвязей разных процессов.

В большинстве случаев в процессе мышления мы задействуем такие логические операции для работы с информацией:

  • анализ;
  • синтез;
  • абстрагирование;
  • сравнение;
  • классификация;
  • обобщение.

Тот или иной мыслительный процесс помогает нам осмыслять новую информацию, сравнивать ее с известными нам фактами и получать при этом новое знание. Таким образом, осуществляя мыслительную операцию, мы прибегаем к трем базовым формам мышления: понятию, суждению и умозаключению.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: