Факты о мозге опровергаемые наукой
Существует ряд распространенных заблуждений о работе мозга. Доверившись им, родители и воспитатели используют неэффективные методы обучения.
Миф: Человек использует только 10% своего мозга.
Факт: Миф о 10% активно используемого объема мозга (иногда увеличивающегося до 20%) — не более чем городская легенда. На нем основан сюжет фильма «Области тьмы», в котором в руки главному герою попадает препарат, включающий дополнительные области мозга и таким образом дарующий ему экстраординарную память и мыслительные способности. На самом деле даже если ученик задействует в работе больший объем мозга, это не увеличит академическую успеваемость. И как бы учитель ни призывал детей к усердию, это не заставит их мозг использовать в работе дополнительное серое вещество.
Миф: Работа полушарий головного мозга человека настолько различна, что можно говорить о существовании «левого» и «правого» мозга.
Факт: Представление о рациональном левом мозге и интуитивном и творческом правом далеко от действительности. Человек использует оба полушария во всех когнитивных функциях. Мысль о функциональном разделении левого и правого полушарий стала популярна, когда выяснилось, что большинство людей обрабатывают вербальную информацию в основном левым полушарием, а пространственную и эмоциональную — правым. Психологи использовали эту идею для выделения двух типов личности. В педагогике были разработаны обучающие программы, менее ориентированные на рациональные левополушарные навыки. MPT-исследования до сих пор не подтвердили центральной роли правого полушария в творчестве. Мозг использует оба полушария как для чтения, так и для счета.
Миф: Нужно научиться говорить на одном языке, прежде чем учить второй.
Факт: Дети, которые одновременно осваивают английский и французский языки, не путаются в них. Освоение первого языка при этом не замедляется. Идея интерференции осваиваемых языков предполагает, что новые знания будут конкурировать за ресурсы. На самом же деле у детей, которые изучают два языка одновременно, формируется обобщенное представление о целостной структуре языка.
Миф: Различия мужского и женского мозга определяют разные способности к обучению у девочек и мальчиков.
Факт: Мозг у мужчин и женщин действительно различается. Различия а функционировании психики приводят к формированию различий в функционировании мозга. Однако до сих пор не существует свидетельств о тендерных особенностях формирования нейрональных связей в процессе освоения новых навыков. Даже если подобные различия и существуют, то они ничтожно малы. Иными словами, индивидуальные различия преобладают над тендерными.
Миф: Каждый ребенок требует уникального стиля обучения.
Факт: В настоящий момент исследования не подтверждают представление о том, что дети лучше обучаются в соответствии со своими особенностями: кто-то лучше ориентируется на зрительную стимуляцию, кто-то на звуковую. В случае с этим, как и с другими мифами, общественное мнение пытается обогнать науку. Ута Фрит (Uta Frith), нейробиолог, занимающаяся перспективами внедрения данных нейробиологии научения в педагогическую практику, предостерегает родителей: «Общество остро нуждается в нейробиологических исследованиях процесса обучения. Но в результате возникает огромное количество непроверенных, неисследованных и по большому счету ненаучных методов».
Другие мифы о головном мозге
Фото: Pixabay/geralt
Исследования показывают , что у человека не доминирует ни левое, ни правое полушарие, обе стороны головного мозга используются одинаково. Многие считают, что человек либо левосторонний, или правосторонний, при этом правосторонние люди изобретательны, а левосторонние – логичны. Действительно, перед полушариями стоят разные задачи. Например, авторы исследования считают, что левое полушарие участвует в обработке языка, а правое – в обработке эмоций .
Существует миф, что употребление алкоголя убивает клетки мозга. Но все не так просто, причины этого сложны. Если женщина пьет слишком много алкоголя во время беременности, это может повлиять на развитие головного мозга плода и даже вызвать фетальный алкогольный синдром. Головной мозг младенцев может быть маленьким и иметь мало клеток. Это может привести к трудностям с обучением и поведением.
Исследования показывают, что подсознательные сообщения могут вызвать эмоциональную реакцию у людей, не знающих, что они получили эмоциональный стимул. Но могут ли подсознательные сообщения помочь узнать что-то новое? Исследование, опубликованное в Nature Communications , показало, что запись словарного запаса во время сна может улучшить способность человека запоминать слова. Это было только в случае с людьми, которые уже изучали словарный запас. Исследователи отметили, что получение информации во время сна не может помочь человеку узнать новые вещи.
Человеческий головной мозг покрыт складками, углубление в каждой складке называется бороздой, а поднятая часть называется извилиной. Некоторые люди считают, что новая извилина формируется каждый раз, когда человек узнает что-то новое. Это не так. У мозга начинают развиваться складки еще до рождения человека, и этот процесс продолжается на протяжении всего детства. Мозг постоянно устанавливает новые связи и разрывает старые, даже во взрослом возрасте.
Теперь, когда мы развеяли некоторые распространенные мифы, вот некоторые факты о мозге.
Миф №1: Мозг даже взрослого человека всегда меняется
Это утверждение является истинным. Человеческий мозг – это биологический компьютер, имеющий два эволюционных механизма: обучение на основе ожидания опыта и обучение на основе получения опыта.
Наверное, вы знаете, что в детском мозге происходит формирование на 100% больше синапсов (нейронных связей), нежели в мозге взрослого. Самые первые синапсы программируются предполагаемыми явлениями и событиями, и на первых годах жизни человека посредством личного опыта мозг сам отбирает нужные и не нужные для сохранения синапсы. Однако механизм обучения новым навыкам адаптируется во взрослом возрасте по мере приближения человека к конкретному количеству синапсов.
Так и получается, что далеко не всегда обучение обуславливается ожидаемым опытом, ведь человек должен постоянно осваивать новые навыки, соответствуя, к примеру, тенденциям времени. Таким образом, вместо потерянных за неактуальностью синапсов формируются новые, рассчитанные на кодировку нового опыта. И этот метод обучения доступен для человека всю жизнь.
Современная наука о том, что человек использует 10% мозга
В 1999 году вышел сборник «Мифы о разуме: Изучение популярных предположений о разуме и мозге». Его первую главу написал канадский психолог Барри Бейерштейн . Она называлась «Откуда взялся миф о том, что мы используем только 10% нашего Мозга?» .
Барри Бейерштейн и обложка сборника «Мифы о разуме: Изучение популярных предположений о Разуме и Мозге», (1999 г.)
Барри Бейерштейн опровергает данный миф и приводит следующие аргументы:
- Мозг человека составляет 2% массы тела, а потребляет до 20% общих энергетических затрат организма. Маловероятно, что эволюция позволила бы развиться органу с 90-процентной избыточной массой при таких затратах ресурсов. Процесс естественного отбора давно бы устранил неэффективные участки мозга.
- Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) показывают, что даже во время сна более 10% областей мозга проявляют определяемый уровень активности. Во время бодрствования в любой момент времени около 35% различных областей мозга проявляют нервную активность. И только в случае серьезного повреждения мозга могут быть обнаружены «абсолютно тихие участки».
- Мозг разделён на области для различных типов обработки информации. Десятилетия исследований позволили составить карту их расположения, и никаких «нефункциональных» участков обнаружено не было.
- Если 90% мозга не используются, то повреждение многих областей не должно влиять на работоспособность человека. Но в реальности практически нет области мозга, которая не теряла бы определенные способности при повреждении. Даже незначительные повреждения участков головного мозга небольшого объема могут иметь серьезные последствия. И лишь при благоприятных обстоятельствах они могут быть частично компенсированы пластичностью коры.
- Клетки мозга, не участвующие в активных процессах, имеют тенденцию к дегенерации. Если бы 90% мозга были неактивными, вскрытие взрослого мозга показало бы крупномасштабную дегенерацию. Но это наблюдается только при вскрытии умерших пациентов с нейродегенеративными заболеваниями.
Таким образом, утверждение, что человек использует 10% мозга, является мифом, который не подтверждается современной наукой.
Используемая литература:
Константин Душенко, «10% возможностей мозга, или о воспитании вундеркиндов», Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия, 2020 г. (ссылка на источник).
Примечания и ссылки:
- Лоуэлл Джексон Томас (Lowell Jackson Thomas), американский писатель, актер, телеведущий и путешественник.
- …the average man develops only ten percent of his latent mental ability. Carnegie, D. ,1936 г., «How to win friends and influence people». New York: Simon & Schuster, стр.11. (ссылка по Martinez, M.E., «Future Bright: A Transforming Vision of Human Intelligence». Oxford; New York: Oxford Univ. Press, 2013 г., стр.96).
- Уильям Джеймс (William James), американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функционализма.
- James, W. (1907, Jan.). The Energies of Men. In The Philosophical Review, (Vol. XVI, (1)), 1–20. Durham (NC).
- Борис Сайдис (Boris Sidis), американский психолог, врач, психиатр и философ образования, основатель Психопатологического института штата Нью-Йорк и журнала Патологическая психология.
- «Основы нормальной и ненормальной психологии» (The foundations of normal and abnormal psychology), London : Duckworth, 1914 г.
- Карл Эмиль Сишор (Carl Emil Seashore), американский психолог, один из основоположников тестологии музыкальных способностей.
- Seashore, Carl E., «Psychology in daily life», New York, London, D. Appleton and company, 1913 г.
- Статья «Миф о десяти процентах».
- Барри Бейерштейн (Barry Lane Beyerstein), профессор психологии в Университете Саймона Фрейзера в Бернаби, Британская Колумбия.
- Barry Lane Beyerstein, «Whence Cometh the Myth that We Only Use 10% of our Brains?». In Sergio Della Sala. Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain. Wiley. (1999), pp. 3–24.
Вам могут понравиться и другие подобные статьи, например:
- Человек на 80% состоит из воды и на 99% из пустоты?
- Развитие эмбриона человека подтверждает теорию Дарвина? Наоборот!
- Ногти и волосы растут после смерти?
Интересные факты
А теперь, когда самые распространенные мифы о человеческом головном мозге развеяны, пора узнать несколько малоизвестных фактов об этом органе:
- Невзирая на то, что головной мозг составляет примерно 2% от общей массы тела, он использует почти 20% кислорода и столько же калорий, потребляемых организмом.
- Еще в 1945 г. ученые подсчитали, что мозг примерно на 73% состоит из воды. Его обезвоживание всего на 2% ведет к слабости, ухудшению внимания, памяти и моторики.
- Многие уверены, что холестерин – главный враг здоровья. Безусловно, чрезмерно увлекаться пищей, богатой холестерином, не стоит, но совсем без этого вещества человек не может обойтись. Примерно 25% всего холестерина, имеющегося в организме, концентрируется в клетках головного мозга, которые бы без него просто погибли.
Человеческий мозг – удивительный орган. Ученые продолжают исследовать его, открывая все новые факты и развенчивая давние мифы.
- Источники
- Suzana Herculano-Houzel, 2009 Nov 9. – The Human Brain in Numbers: A Linearly Scaled-up Primate Brain.
- The Michael J. Fox Foundation for Parkinson’s Research. – New survey finds Americans care about brain health, but misperceptions abound.
- Robynne Boyd, Scientific American, Feb 7, 2008. – Do People Only Use 10 Percent of Their Brains?
- William James, Science. – The energies of men.
- Jerri D. Edwards, Huiping Xu, Daniel O. Clark, Lin T. Guey, Lesley A. Ross, Frederick W. Unverzagt. – Speed of processing training results in lower risk of dementia.
- Jared A. Nielsen, Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, Jeffrey S. Anderson. – An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.
- Michael C. Corballis. – Left Brain, Right Brain: Facts and Fantasies.
- Laura Jiménez-Ortega, Javier Espuny, Pilar Herreros de Tejada, Carolina Vargas-Rivero, and Manuel Martín-Loeches. – Subliminal Emotional Words Impact Syntactic Processing: Evidence from Performance and Event-Related Brain Potentials.
- MedicalNewsToday.com. – What percentage of our brain do we use?
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:
Какой процент нашего мозга мы используем?
Один длительно циркулирующий миф гласит, что люди обычно используют только 10 процентов способностей мозга, предполагая, что, если бы мы знали, как «взломать» другие 90 процентов, то могли бы разблокировать удивительные способности.
Идея, что мы используем только 10 процентов нашего мозга, – это миф. На самом деле, человек использует весь мозг почти все время.
Хотя неясно, где именно возник этот миф и как он так быстро распространился, идея, что мы могли бы каким-то образом задействовать еще невостребованный потенциал мозга, безусловно, очень привлекательна.
Тем не менее, эта городская легенда очень далека от правды. Просто обдумайте то, о чем мы говорили выше: даже в состоянии покоя мозг все еще активен и требует энергии.
Сканирование головы показало, что мы все время используем все возможности мозга, даже когда спим – хотя модели активности и интенсивность этой деятельности могут различаться в зависимости от того, что мы делаем и в каком состоянии бодрствования или сна мы находимся.
Даже когда вы занимаетесь конкретной задачей, и некоторые нейроны направлены на эту задачу, остальная часть вашего мозга занята другими делами, поэтому, например, решение проблемы может возникнуть после того, как вы не думали о ней какое-то время или после ночного сна, и это связано с тем, что головной мозг постоянно активен.
Ученые прошлого спутали количество нейронов в мозге с его ресурсами
Д-р Пабло Иримия, член Испанского общества неврологов, в интервью газете «La Vanguardia» заявил: все данные указывают на то, что мозг работает в полном объеме для правильного функционирования механизмов мышления. Поэтому наивно думать о том, что у нас имеются скрытые способности, которые мы могли бы «разбудить». Однако, тренируя мозг посредством интеллектуальной деятельности, такой как чтение, мы можем увеличить число нейронных связей, которые отвечают за формирование памяти, скорость и качество мышления.
Фото из открытых источников
Иримия пришел к выводу, что миф об использовании 10 процентов нашего мозга распространился из-за неверного представления о количестве мозговых клеток. Нейроны составляют приблизительно 10% от общего их числа, а остальные – глиальные – клетки поддерживают нормальное функционирование нейронов и мозга в целом. Таким образом, вполне возможно, что процент нейронов был перепутан с используемой емкостью мозга.
Легенда №2. Клетки мозга не восстанавливаются
Наверное, вы не раз слышали пугающие истории о разрушительном влиянии алкоголя на мозг, как инсульт повреждает когнитивные способности, а операция по удалению части серого вещества делает человека овощем. Но не все так фатально. Оказывается, мозг человека способен восстанавливаться после самых сложных операций, так как оставшаяся его часть берет на себя функции нерабочей зоны и формирует новые нейронные связи. В медицинской практике описаны шесть случаев, когда детям до 11 лет нейрохирурги ампутировали половину мозга, а спустя время функции удаленной половинки брали на себя уцелевшие мозговые структуры. В итоге речь, когнитивные и двигательные способности полностью восстанавливались, дети росли без явных недостатков и ничем не отличались от сверстников. Восстановление взрослых проходит сложнее, но постоянные тренировки делают свое дело – человек частично возвращает утерянные возможности.
Отдельные области мозга получают информацию только от определенных органов чувств
Ранее предполагалось, что в мозге существуют зоны, которые ответственны за определенные задачи, к примеру, зрительная кора нужна только для получения визуальной информации. Но учёные не сидели без дела и выяснили, что мозг достаточно пластичен и вполне может подстраиваться, и пользоваться областями без приёма информации от органов чувств, которые, как ранее считалось, предназначены для них.
Наиболее яркое доказательство – слепые люди, занимаясь чтением книги с помощью шрифта Брайля, они задействовали те же зоны мозга, которые используются во время чтения у полностью зрячих людей. Более того, у слепых зримые области мозга становятся активными через слух. Этим объясняется их более острый слух.
Ещё одно явное подтверждение пластичности мозга — фантомные боли в утраченных конечностях. Когда человек не имеет руки или ноги, та зона мозга, которая отвечает за чувствительность в этой области, теряет стимулирование. В следствии чего головной мозг создаёт новую взаимосвязь между нейронами так, чтобы возбуждение в местах, отвечающих за чувствительность и моторику, сохранялась в обоих полушариях. Притом, мёртвая зона активизируется сигналами из смежных к ампутированной конечности зон тела. По этой причине человек может совершенно ясно чувствовать прикосновения к его отсеченным пальцам, в то время, когда в действительности щупают другую часть тела.
Легенда №6. ЭНС важна не меньше, чем ЦНС
Слышали о таком открытии, как энтеральная нервная система? Это сплетение нервных волокон в желудке и кишечнике, которые частенько называют вторым мозгом. Именно они посылают сигналы голода и насыщения, реагируют на тревогу или влюбленность человека «бабочками в животе». Но сравнивать их с головным мозгом глупо, так как удаление части этих волокон не ведет ни к каким серьезным последствиям и нервным нарушениям. При операциях на желудке или кишечнике их часто вырезают вместе с опухолью или спайками, укорачивая тонкую кишку больше, чем в половину, но это никак не отражается на здоровье и привычках человека.
Способы использования информации о полушариях мозга для эффективной работы над математическими задачами
Как известно, левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление и математические способности, а правое полушарие – за творческое и визуальное мышление. Однако, чтобы эффективно работать над математическими задачами, необходимо использовать оба полушария.
Во-первых, для успешного решения математических задач необходимо иметь ясное понимание принципов логики и последовательности действий, что является свойственным для левого полушария. Однако, чтобы визуализировать проблему и найти нестандартное решение, часто приходится задействовать правое полушарие.
Во-вторых, использование обоих полушарий мозга может помочь избежать трудностей в обучении математике. Если у ребенка развито только левое полушарие, то возможно он хорошо усваивает математические факты, но испытывает сложности в решении нетипичных задач. В таком случае, тренировки творческого и визуального мышления помогут ему с легкостью решать разнообразные задачи, привычные и нетипичные.
Наконец, важно помнить, что каждый человек обладает уникальной комбинацией развития полушарий мозга, поэтому необходимо искать индивидуальный подход к тренировке математических способностей. Некоторым людям больше подходят методы, связанные с логикой и последовательностью действий, а другим – с творческим подходом и использованием видео и графики
В итоге, использование информации о полушариях мозга поможет эффективно работать над математическими задачами, развивать области мозга и улучшать умственные способности в целом.
Какое полушарие мозга является ответственным за математические способности?
Левое полушарие мозга отвечает за математические способности, так как оно отвечает за логическое мышление, речь, анализ, вычисления и решение задач.
Может ли правое полушарие мозга участвовать в математических вычислениях?
Да, правое полушарие мозга также может участвовать в математических вычислениях, но его роль не так важна, как у левого полушария. Правое полушарие отвечает за творчество, воображение и восприятие изображений, что может быть полезно при решении графических задач.
Могут ли люди с развитым правым полушарием быть плохими математиками?
Да, могут. Развитие правого полушария не гарантирует хороших математических способностей, так как для успешного решения математических задач необходимо не только творческое мышление, но и логическое и аналитическое.
Какие способы можно использовать для развития математических способностей?
Для развития математических способностей можно использовать различные способы, например, решать математические задачи, играть в математические игры, изучать новые математические концепции, участвовать в соревнованиях по математике и т.д. Также существуют специальные тренировки и упражнения для развития математических способностей.
Можно ли улучшить свои математические способности взрослому человеку?
Да, можно. Мозг человека способен к изменениям и адаптации на протяжении всей жизни, поэтому взрослый человек может улучшить свои математические способности, если будет регулярно тренироваться и изучать новые математические концепции.
Какое влияние оказывает музыка на математические способности?
Существуют исследования, которые показывают, что музыка может положительно влиять на математические способности, так как она помогает развивать способность к слуховому анализу и восприятию нот, что имеет отношение к математическим концепциям таким, как ритм, симметрия и гармония.
Как влияют на развитие математических способностей сон и питание?
Сон и питание имеют важное значение для развития математических способностей, так как мозг нуждается в достаточном количестве кислорода и питательных веществ для нормальной работы. Это означает, что необходимо получать достаточное количество сна и употреблять питательную пищу, такую как фрукты, овощи, рыба и орехи
Также нужно избегать напитков, содержащих кофеин и сахар, которые могут снижать качество сна и негативно влиять на функционирование мозга.
Как возникла легенда?
Довольно распространено мнение, что наш мозг использует не весь свой объем. Стоит только «перенастроить» его, как появится на свет «сверхчеловек». И такая идея лежит в основе многих фантастических фильмов и книг. Но что такое неиспользуемая часть мозга? Речь идет о потенциальных его возможностях или физических ограничениях? Как вообще устроен наш мозг, и можно ли заставить его работать на полную мощность? Не секрет, что некоторые люди проявляют феноменальные возможности, что касается памяти и математических вычислений. Кажется заманчивым открыть в себе некие сверхспособности.
Легенда о скрытых возможностях мозга могла появиться также на основе работы Уильяма Джеймса и Бориса Сайдиса. В конце еще XIX столетия они опробировали свою теорию ускоренного развития на сыне Бориса. Уильям Сайдис стал вундеркиндом, обладателем чуть ли не наивысшего IQ в истории. Сам гений тоже считал, что у людей есть скрытые возможности, надо просто научиться полностью задействовать свой мозг.
А фраза об использовании нами 10% умственных способностей появилась в предисловии к книге Дейла Карнеги уже в 1936 году. На рубеже веков человечество, благодаря науке, стало стремительно открывать для себя много нового, казалось, что и наш мозг таит себе скрытые возможности.
Есть и другая причина появления такой легенды. В конце XIX – начале XX века ученые активно изучали возможности мозга. Но функции его отдельных частей оказались настолько сложными, что нейробиологи не вполне понимали назначение отделов. А утверждение «в каждый момент времени мы используем только 10% своего мозга» немного видоизменилось и сформировало красивый миф. Даже сегодня наука хоть и поняла функционал большинства отделов мозга, не все знает о взаимодействии клеток, являющегося причиной расстройств и сложного поведения. Остается загадкой, как совместная работа отделов порождает сознание. Ведь единого центра сознательной деятельности так и не найдено.
А красивой легендой с успехом воспользовались предприимчивые дельцы, которые стали активно распространять пособия, курсы и уроки по раскрытию истинного потенциала мозга. Журналисты и бизнесмены эксплуатировали цитаты Уильяма Джеймса. Хотя тот и не приводил никаких численных оценок, а рассуждал о нереализованном потенциале из-за отсутствия мотивации и лени. В созданную же легенду и сегодня верит 2/3 населения планеты.
Оценка в 90% появилась тоже в начале XX века. Ученые выяснили, что мозг на 90% состоит из глиальных клеток. Но зачем они нужны – тогда никто не знал, их просто считали бесполезными. Но уже сегодня стало понятно, что клетки являются своеобразными маршрутизаторами, обеспечивая связь между нейронами. В те же годы ученые обнаружили, что в разное время активными являются определенные участки мозга, а целиком он не работает. Более того, если это происходит, то человек испытывает эпилептический припадок. Уж такое состояние явно не похоже на появление сверхспособностей. А все дело в том, что активируются те нейроны, которым положено молчать – перевозбуждение передается мышцам, которые вздрагивают в судорогах.