Что такое навыки
Навык может быть освоен как результат систематической практики и тренировки. Чем больше времени и усилий мы вкладываем в развитие определенного навыка, тем более уверенно и профессионально мы сможем его применять.
Навыки часто связаны с определенной областью знаний или деятельности. Например, программирование, рисование, грамотное общение и управление проектами – все это навыки, которые можно изучить и развить.
Важно понимать, что навыки не являются неизменными и могут быть развиты и совершенствованы на протяжении всей жизни. Использование правильных методик обучения, постоянная практика и открытость к новым знаниям помогут нам развивать и улучшать наши навыки в разных областях
Примеры навыков: |
1. Коммуникативные навыки |
2. Креативность и инновационность |
3. Умение работать в команде |
4. Лидерские навыки |
5. Аналитическое мышление |
Навыки являются важной частью нашей профессиональной и личностной самореализации. Развитие навыков позволяет нам стать более успешными в своем труде, повысить уровень профессионализма и эффективности
Способности: врожденные навыки каждого человека
Способности могут проявляться в различных областях жизни: в интеллектуальных задачах, физических упражнениях, творчестве, социальном взаимодействии и других. Каждый человек обладает уникальными способностями, которые могут быть разные по темпераменту, восприятию, памяти, моторике и другим параметрам.
Способности являются базой для развития навыков. Навыки – это умения и умения, которые развиваются в результате обучения и практики. Например, если у человека есть способность к музыке, то с помощью обучения и практики он может развить навык игры на определенном инструменте.
Важно отметить, что способности не определяют пределы развития каждого человека. Несмотря на врожденные способности, они могут быть неактивными, если не получат подходящего развития и усилий
Развитие способностей требует труда, терпения и настойчивости. Оно может происходить через обучение, тренировки, опыт и самоусовершенствование.
Способности | Навыки |
---|---|
Врожденные природные способности каждого человека | Умения и умения, развиваемы практикой и обучением |
Позволяют развить определенные таланты | Получаемые и совершенствуемые |
Могут проявляться в различных областях жизни | Разные в зависимости от обучения |
Уникальны для каждого человека | Могут быть различными для разных людей |
Коммуникативные навыки и работа в команде
С общения начинается абсолютно все. Оно необходимо во всех сферах нашей жизни: от учебы до личной жизни
Именно поэтому развивать коммуникативные навыки очень важно с раннего возраста. Мы должны научить своих детей дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя в случае необходимости
Умение дружить не дается от рождения — ему нужно учиться. В этом поможет самостоятельность, умение справляться с эмоциями и эмпатия.
Психологи утверждают: детям, в семьях которых теплые и доверительные отношения, легче заводить друзей и разрешать конфликты на детской площадке. Если же родители регулярно играют со своими детьми, те, скорее всего, будут с удовольствием играть со сверстниками.
Кроме того, очень важно научить ребенка принимать чужую точку зрения и аргументировать свою, работать в команде и находить общий язык с разными людьми. Этому тоже можно научиться через дружбу
Как начать разговор с незнакомцем
Этот пошаговый алгоритм на первый взгляд кажется очень простым, но он поможет застенчивому ребенку завязать знакомства. Советы больше подойдут для школьников.
Если очень сложно, можно заранее попрактиковаться. Ничего особенного выдумывать не нужно — начни с простого «привет». Не прячь взгляд и улыбайся (эти детали очень важны) — так ты продемонстрируешь свои добрые намерения и, возможно, поднимешь собеседнику настроение.
1
Прежде чем к кому-то подойти, обрати внимание, чем этот человек занят и с кем говорит, а также насколько доброжелательно и открыто выглядит. Дружелюбные люди часто улыбаются; менее приветливые обычно спорят или смеются над другими
2. Подойди к человеку или к компании. Если все разговаривают, стой рядом, пока не появится возможность вступить в беседу. Не перебивай и дождись паузы. Если человек на тебя посмотрит или улыбнется, то, скорее всего, он не против поговорить. Если кто-то стоит один, это лучший момент начать разговор.
3. Первым делом назови свое имя и спроси, как зовут собеседника. Здесь лучше не усложнять, скажи например: «Привет, я Макс, а тебя как зовут?» Когда собеседник назовет свое имя, обязательно повтори его: «Привет, Аня, рад познакомиться!»
Интерференция и индукция навыков
Мало знать, что такое навык, необходимо также иметь представление и о развитии новых способностей, а также о том, как разные способности влияют друг на друга. Одни из имеющихся навыков могут помогать новому, другие – мешать его применению, третьи – видоизменять его. Взаимодействие навыков бывает следующих типов:
- Отрицательный перенос. Есть и другое название этого явления – интерференция навыков. В этом случае два действия воспринимаются обучающимся как сходные, в то время как на самом деле они различны. В этом случае приобретение нового навыка замедляется.
- Положительный перенос или же индукция навыков. В данном случае хотя две задачи и не похожи, имеется совпадение приемов, правил исполнения, контроля и центральной регуляции исполнения этих двух навыков. Формирование нового навыка при индукции происходит легче. Проблема переноса навыков является одной из наиболее актуальных в современной педагогике.
Что такое Soft Skills простыми словами?
Давайте разберемся, что это такое – Soft Skills. Можно сказать, что мягкие навыки помогают эффективно и самостоятельно действовать в разных рабочих ситуациях. В отличие от Hard Skills гибкие компетенции мало зависят от сферы их приобретения и применения. Давайте разберем, что это такое – Cофт Скиллс, и на примерах рассмотрим, что к ним относится.
Разница между Hard Skills и Soft Skills
Приведем примеры Hard – жестких – и Soft Skills – мягких навыков.
Hard Skills |
Soft-Skills |
Умение написать читаемый код на Python. |
Способность с минимальными затратами времени и сил освоить работу в новой программе. |
Нарисовать логотип в CorelDRAW. |
Умение в конструктивном диалоге согласовать техзадание на него и сдать работу заказчику. |
Осуществлять правовую оценку договоров компании. |
Провести аудит системы работы и быстро модернизировать ее из-за изменений внешних условий. |
Из примеров жестких – Hard Skills – и мягких навыков Soft Skills отличие очевидно. Hard Skills – то, что должен уметь только профессионал в данной области. А вот «согласовывать техзадание» придется и дизайнеру, и программисту, и бухгалтеру, и маркетологу, и владельцу бизнеса, и сантехнику.
Теперь взглянем на ситуацию глазами работодателя. На вакансию претендуют два программиста:
- Первый – профессионал высокого уровня, но неконтактный.
-
Второй – среднего уровня, но способный эффективно взаимодействовать с коллегами и заказчиками.
Работодатель понимает: программиста среднего уровня можно «прокачать» до профи. А вот научить взрослого человека взаимодействовать с коллегами вряд ли получится. Отлично, когда развиты жесткие и мягкие компетенции в равной степени. Но так бывает не всегда. И Soft Skills становятся все более и более ценными из-за сложности их развития и влияния на результативность работы команды в целом.
Поэтому нужно знать, что это такое – Софт Скиллс, и представлять на примерах, что к ним относится.
Soft Skills – это не про черты характера
Не нужно путать Soft Skills с человеческими качествами. Мягкие компетенции – это не характеристики личности (добрый, умный, спокойный). Это способность самостоятельно и эффективно действовать в рамках своих полномочий.
Выражаются они глаголами:
- согласовать,
- изменить,
-
анализировать и т.п.
Развитие мягких навыков – решаемая задача. Этому может научиться и неконтактный, некоммуникабельный человек, как в сериале «Хороший доктор». Но сделать это сможет только он сам. У работодателя нет возможности ни влиять на процесс, ни помочь ему.
Например, сейчас есть онлайн-курсы по развитию гибких компетенций. Примеры таких программ в университете «Нетология»:
- Основы эффективной коммуникации: здесь учат говорить убедительно, решать конфликтные ситуации без эмоций, вести переговоры и публичные выступления.
- Эмоциональный интеллект: как избегать стрессов, конфликтов, манипуляций и улучшить отношения с окружающими.
- Как ставить и достигать цели
Далее рассмотрим список навыков Soft Skills, по которому понятно, что они не равны чертам характера.
Баланс Hard/Soft живой и подвижный. То, что 10 лет назад приходилось делать лишь узким профессионалам, становится гибкими компетенциями (и наоборот).
Какие способности бывают
Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.
Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.
Как изменяется мозг при изучении нового навыка
Каждый раз, когда мы изучаем что-то новое, наш мозг существенно меняется, что отражается не только на приобретении новых способностей. Благодаря подобному развитию улучшается интеллект, развивается рабочая память и заметно повышаются языковые коммуникации. По сути, чем больше навыков мы изучаем, тем лучше работает наш мозг. Это происходит благодаря тому, что в нем формируются новые нейронные связи, что позволяет нам обучаться еще быстрее и сохранять все больше и больше информации и знаний.
С практикой многие навыки мы доводим до автоматизма. Это можно продемонстрировать на примере некоторых борцов, которые совершают броски на чисто рефлекторном уровне.
Общие правила
Развитие следует превратить в непрерывный процесс. Последовательно получать опыт, брать на себя сложные задачи, задействовать отличные от обычных инструменты
Главное — не останавливаться.
Научиться грамотно планировать этапы прогресса.
Использовать различные форматы.
Проявлять любопытство, изучать происходящее вокруг.
Очень важно выбирать направления, которые действительно будут актуальными в работе, бизнесе.
Отличным решением окажется завести привычку больше читать.
Рекомендации, как развить soft-skills навыки, помогут всем, кто стремится активно двигаться вперед.
Развитие навыков и способностей
Один из способов развивать навыки и способности – это обучение и получение новых знаний. Это может быть формальное образование, курсы, тренинги или самообразование через чтение книг и изучение онлайн-ресурсов
Важно постоянно расширять свой кругозор и оставаться в курсе новых тенденций и достижений в своей области
Еще один способ развития навыков и способностей – это практика и опыт. Чем больше практического опыта вы наберетесь, тем лучше вы сможете применять свои навыки и способности на практике. Не бойтесь брать на себя новые задачи и задания, даже если они кажутся сложными – именно здесь вы сможете попробовать искусство и применить свои умения.
Кроме того, самодисциплина и регулярная тренировка также являются важными факторами в развитии навыков и способностей. Установите режим работы и тренировок, придерживайтесь его и постепенно повышайте сложность задач и уровень тренировки. Таким образом, вы будете постепенно улучшать свои навыки и способности и достигать высоких результатов.
Наконец, не забывайте, что развитие навыков и способностей – это постоянный процесс. Вам необходимо оставаться мотивированным, стремиться к самосовершенствованию и быть готовыми к постоянным изменениям и вызовам. Будьте открытыми для новых идей и возможностей и не бойтесь экспериментировать – именно так вы сможете развивать свои навыки и способности в самых разных областях.
Примеры способностей и навыков в различных областях
Область | Примеры способностей и навыков |
---|---|
Лингвистика | владение иностранными языками, переводческие навыки, грамотность |
ИТ-сфера | программирование, аналитическое мышление, умение работать с базами данных |
Искусство и дизайн | рисование, музыкальный слух, владение графическими программами |
Менеджмент | решение проблем, организационные навыки, лидерство |
Медицина | умение работать с медицинским оборудованием, диагностические навыки, внимательность к деталям |
Спорт | физическая выносливость, координация движений, стратегическое мышление |
Это только некоторые примеры способностей и навыков в разных областях. Каждая сфера деятельности требует своих особых навыков и способностей, и их комбинация определяет успех и профессионализм в данной области.
Умение мыслить творчески
Если человек умеет мыслить нестандартно, а также подстраиваться под изменчивые условия, он может максимально продуктивно разрешать вопросы абсолютно любой сложности, генерировать новое и находить положительные стороны даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. Именно поэтому творческие способности нужно развивать с детства.
В повседневной жизни абсолютно все — приготовление еды или, например, игры — может быть наполнено творчеством.
Существует множество способов, с помощью которых мы, родители, можем добавить искусство в нашу жизнь. Самые очевидные из них — рисование, лепка, развитие речи, словотворчество, сочинение сказок и многое другое. Также вы можете развивать творческие способности с помощью научных экспериментов, прогулок, приготовления еды, ролевых игр.
При правильном подходе творческим упражнением может стать все что угодно. Нужно только отвести место для занятий, положить туда необходимые материалы и инструменты и предложить ребенку новые игры. Вы можете вводить творчество в жизнь вашей семьи постепенно или же в один прекрасный день устроить настоящую революцию
Неважно, как вы это сделаете. Главное, что результат будет впечатляющим
Скука — отличный повод для творчества. Постарайтесь не давить слишком сильно, заполняя свободное время ребенка
Частые вопросы
Что такое способности?
+
Можно дать такое определение. Это совокупность определенных качеств у человека, которые определяют его предрасположенность к той или иной деятельности.
Бывают ли люди, у которых совсем нет способностей?
+
Нет, таких людей нет. На первый взгляд, может так показаться — что личность «ни на что не годна». Но по факту у каждого из нас есть все необходимые задатки. Нужно только их увидеть и постараться развить.
Откуда у человека берутся способности?
+
Есть несколько теорий происхождения. Например, генетическая (особенность передается по наследству), социальная (навыки развиваются только под влиянием образования и воспитания), волевая (только волевыми усилиями можно добиться успеха).
Как развиваются способности у ребенка?
+
Формирование способностей у ребенка начинается в среднем в 6-7 лет. В это время отдельные участки коры головного мозга, органы движения, анализаторы и все системы в организме достигает оптимального развития, а следовательно, это позволяет сформировать различные навыки и умения. С возрастом способности развиваются еще больше, обретаются возможности, развиваются творческие навыки.
Что такое склонности?
+
Это такой вид деятельности, которым человек хочет заниматься, у него есть желание, стремление, мотивация. То есть он настолько хочет это делать, что его не пугают определенные трудности, он готов прилагать усилия и время. Психологи считают, что если у человека есть склонность к чему-либо, то у него есть и способности. А если склонности нет, то развить навык и достичь реальных успехов вряд ли получится.
Совершенствование двигательных навыков и умений
Существует множество средств, с помощью которых можно совершенствовать двигательные навыки и умения у детей.
- систематические физкультурные занятия;
- разнообразные подвижные игры;
- ежедневные экскурсии и прогулки;
- запланированные физкультминутки в процессе учебных занятий;
- физкультурные развлечения и праздники.
К методике развития умений и навыков относится проведение непрерывной, социально-организованной сплоченной работы семьи и дошкольных учреждений. Важную роль в данном процессе занимает целенаправленность, логичность и последовательность использования разнообразных путей развития и формирования физических качеств. К ним можно отнести режим дня, закаливание, физические упражнения, личную гигиену и рациональное питание.
При правильно составленных пунктах обучения можно организовать эффективную методику, включающую в себя все необходимое для развития физических качеств ребенка. Для каждого возрастного периода следует использовать подходящий вариант обучения, чтобы не остановить процесс формирования возможностей ребенка. Принимать обучающие меры раньше положенного срока не рекомендуется, потому что это может стать причиной неправильного восприятия поставленных перед детьми целей.
— Как быстро развить любой навык?
______
Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.
1) Осваивайте лишь один навык в один период времени.
Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.
2) Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы.
Дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.
3) Практикуйте новый навык много раз.
Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его не меньше трех раз.
4) Не применяйте новые навыки в важных делах.
Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях
Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах. Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Классификация способностей человека: виды и типы
В разных научных трудах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.
Итак, человеческие способности по источнику происхождения подразделяются на:
Источник происхождения |
Характеристика |
Группа и подвид |
Вид способностей |
Природные |
Развиваются из определенных биологически обусловленных особенностей |
Врожденные |
Воображение, память и т.д. |
Наследственные |
Эмпатия, мышление и т.д. |
||
Специфические |
Формируются через социальное взаимодействие |
Общие способности |
Развитая речь, коммуникация, координация движений и пр. |
Специальные способности |
Сюда относят навыки и умения, необходимые в отдельных сферах — спортивные, научные, творческие и пр. |
Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:
- потенциальные — те, которые ждут своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
- актуальные — те, которыми индивид пользуется в настоящее время
Также индивидуальные способности бывают разделенными на отдельные профессиональные сферы:
- музыкальные
- математические
- художественные
- литературные
- творческие
- физические и пр.
В некоторых классификациях специалисты выделяют такое понятие как «уровни способностей», которые являются этапами развития:
- Задатки. Как мы уже сказали в начале статьи — это психофизиологические особенности, без которых не произойдет дальнейшего развития способностей.
- Способности — определенные качества личности, которые предрасполагают человека к определенному роду занятий.
- Талант — это выдающиеся навыки и умения, которые человеку удалось развить своим трудом и терпением.
- Гениальность — самая высокая степень развития умений для совершения научных открытий, изобретений, технических новшеств.
Навык¶
На́вык — способность деятельности, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.
На формирование навыка влияют:
- мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям
- для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь
- для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.)
Что такое Soft skills: определение и история
Определение терминов Soft skills и Hard skills
Итак, что же такое Soft skills и чем они отличаются от Hard skills?
Soft skills — это компетенции, которые позволяют легко выстраивать коммуникации с другими людьми, эффективнее справляться с разными задачами и быстро обучаться новому. С английского термин «Soft skills» переводится как «гибкие» или «мягкие» навыки. Они пригодятся абсолютно в любой сфере и помогут своему обладателю быстрее двигаться по карьерной лестнице.
Hard skills — это профессиональные умения, которые нужны для решения конкретных задач. С английского термин переводится как «жёсткие» навыки и часто характеризует узкие компетенции, востребованные в определённой области.
Пример «гибких» и «жёстких» навыков:
Hard skill | Soft skill | |
Для программиста | Программировать на Python. | Умение работать в команде. |
Для маркетолога | Рассчитывать бюджет и выбирать эффективные каналы продвижения. |
Презентовать и защищать коммуникативную стратегию перед руководством. |
Для физика | Знать формулы и проводить исследования. | Интересно описывать в научных статьях результаты экспериментов. |
Что же важнее «гибкие» или «жёсткие» навыки? Учёные из американских университетов Стэнфорда и Гарварда при поддержке Фонда Карнеги провели исследование. Его результаты показали, что профессиональный успех человека на 85% определяют Soft skills. А вот Hard skills только на 15%.
Разобраться, чем отличаются «жёсткие» навыки от «гибких» поможет шутка современных рекрутеров: «За Hard skills берут на работу, а за отсутствие Soft skills увольняют».
Гибкие навыки: история и современность
Термин «Soft skills» довольно новый. Он появился лишь в конце 90-х годов, хотя исследования «гибких» навыков начались в Америке уже в 60-е годы XX века.
Почему в современном мире так интересуются Soft skills? Это результат стремительного развития технологий. Если раньше мы жили в очень понятном мире, где знания не изменялись десятилетиями, а профессиональные качества специалистов оценивались количеством лет, проведённых на одном рабочем месте, то теперь всё иначе.
Больше нет ничего постоянного, кроме изменений. Людям приходится всё время обучаться, узнавать новое, а иногда и осваивать незнакомые профессиональные области. «Жёсткие» навыки не помогают справиться с такими вызовами. Нужно меняться.
Технологии меняют мир и профессии
Исследователи пишут диссертации и выпускают научные статьи, которые доказывают важность Soft skills для современных людей и необходимость их развития уже в университете
Рождение способностей
Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:
Социально – культурного окружения, в котором человек существует;
Того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;
Наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;
Наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.
Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.
Эмоциональный интеллект
Умение справляться с эмоциями, контроль над сложными переживаниями и эмпатия — то, чему все родители должны научить своих детей. Без этого невозможна счастливая и психологически здоровая жизнь без депрессии, апатии и неврозов.
По мнению психолога Джона Готтмана эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Это способность правильно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях.
Говорим о чувствах
Первое, чему вы должны научить своего ребенка, обозначать эмоции словами. Даже самые маленькие дети нуждаются в этом. Когда вы говорите малышу: «Я знаю, тебе грустно», вы даете ему понять, что он понят и теперь он знает, как назвать то, что он испытывает.
По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов.
В тот момент, когда мы говорим об эмоции, подключается левая доля мозга, где находятся центры языка и логики, что помогает нам сосредоточиться и успокоиться.
Рекомендация родителям: учите детей описывать свои чувства, помогайте им подбирать правильные слова. Помните: высказанная эмоция переживается гораздо легче.
Многие родители полагают, что эмоции пройдут сами собой, но то заблуждение, которое заставляет детей думать, что злиться плохо и недопустимо. Тот, кто злиться, — гадкий. Итог: дети начинают бояться «плохих» чувств.
Не забывайте: негативные переживания проходят быстрее, если на них обращать внимание. Обсуждайте их с детьми, пытайтесь понять и осознать.
Логика
Умение логически мыслить и анализировать — важное качество, которое нужно развивать с самого раннего возраста. Именно развитая логика, способность работать с информацией и выявлять закономерности — то, что будут ценить работодатели в будущем
Важно еще в дошкольном и младшем школьном возрасте сформировать в ребенке эти качества. Что для этого можно сделать? Развить логику, играть в шахматы и с кубиком Рубика, разгадывать головоломки и судоку, учиться прогнозировать (например, чем закончится книга) и решать логические задачки
Детей постарше, которые уже хорошо читают и умеют считать, можно познакомить с азами программирования.
Для малышей от 4 лет подойдут простые логические задачки, которые учат:
- искать общие признаки;
- знакомиться с понятием части и целого;
- определять взрослых животных и их малышей;
- решать, кто тяжелее;
- думать, кто/что быстрее;
- рассуждать: правда или вымысел;
- дополнять последовательности;
- поворачивать кубик и представлять его грань.
Задания на развитие логики можно найти, например, в тетради Kumon «Логика» из серии «Развитие мышления»
Заключение
Это основные навыки, которые нужно развивать человеку. Заминочка в том, что в школе нам их почти не прививали, родители тоже не сильно свободны были, чтобы работать над soft skills, поэтому “спасение утопающих – дело рук самих утопающих!”. Занимайтесь собой, развивайтесь вместе с нашим блогом.
В книге вы узнаете, как определить свои цели и приоритеты в жизни, Здесь подробно и доходчиво рассказывается, как достигать целей, становиться лучше, самосовершенствоваться. На страницах вы не найдете точного рецепта превращения в суперуспешного человека, тут нет простых решений. Но, прочитав ее, вы сами захотите изменяться и уже не останетесь такими, как были раньше!
Жду ваших отзывов о книге и историй о развитии навыков. Кстати, интересно, а вы дополнили бы этот список еще какими-нибудь необычными умениями?
Давайте развиваться дальше! До новых встреч!