Что ещё, кроме денег, получают менторы
Как показало исследование консалтинговой компании Coqual:
- 57% менторов приобретают новые навыки, потому что они учатся у своих же стажёров.
- 43% начинают лучше понимать клиентов, особенно если речь идёт о молодой аудитории, близкой по возрасту к подопечным.
- 30% узнают о новых сегментах рынка и более эффективно взаимодействуют с клиентами.
- 66% наставников довольны своей способностью решать сложные задачи.
Александр Новичков
Разработчик в компании «МойОфис»
Менторство помогает самому наставнику глубже разобраться почти в любом вопросе. Например, чтобы рассказать, как происходит процесс чтения из объектного хранилища корпоративной почты нового поколения Mailion, нужно затронуть множество вопросов. Приходится погружаться в куски кода, которые были написаны другими разработчиками
При этом недостаточно самому понимать, что происходит в том или ином участке кода — важно грамотно и корректно передать свою мысль подопечному
Исследование гарвардских учёных показало, что наставничество помогает менторам повысить самооценку: они чувствуют, что их опыт важен, и испытывают положительные эмоции, когда их просят уделить время развитию другого человека.
Для менторов, которые работает на фрилансе, наставничество — источник обратной связи, с помощью которой удаётся проанализировать эффективность своей работы.
Исследование также показало, что менторы получают позитивные эмоции от осознания того, что они помогают людям
Наставникам важно, чтобы их вклад в другого человека был измерим, чтобы был виден результат от усилий
На что нужно обратить внимание при выборе ментора
Менторство играет важную роль в предпринимательстве, поэтому лучше не набирать себе «советчиков с улицы». Не стоит также руководствоваться только опрятным внешним видом, внешностью или общим первым впечатлением – будьте внимательны к мелочам:
- Личные качества – важны. Вы не обязаны полностью сходиться в темпераменте, складе характера и взглядах (наоборот, ментору-интроверту лучше всего подойдет менти-экстраверт). При этом с будущим ментором вам должно быть приятно находится радом и разговаривать, он должен вызывать доверие и симпатию. Заранее ознакомьтесь с соцсетями заинтересовавшего вас человека, посмотрите записи с конференций или видеоролики.
- А оно вам надо? Если вы привыкли занимать пассивную позицию, несамостоятельны и плохо переносите изменения, варианта два – отказаться от этой идеи или найти такого консультанта, который будет относиться к вам с особым трепетом.
- Оцените уровень профессионализма. Ваш карьерный путь должен быть похож на путь самого ментора – например, если человека устроили на вакансию HR-родственники, а вы добились ее самостоятельно, то он вряд ли чем-то сможет вам помочь. Если же вы оба вышли из одной сферы и двигаетесь по одной и той же логике, то такой ментор вам подойдет.
- Установите конкретную цель. Вы хотите стать художником комиксов и работать на крупное издательство? Тогда и в менторы ищите себе художника, работающего с комикс-издательством. Предприниматель, выбранный вами «в учителя», должен уверенно стоять на ногах и достигнуть той цели, которую вы ставите перед собой.
- Подумайте, чем вы можете быть полезны. Отношения должны быть двусторонними – менти, не заинтересованный в процессе, не будет интересен ментору (и наоборот). Опытом стоит делиться «в обе стороны», как и идеями и/или наработками.
Желательно, чтобы у будущего наставника был опыт обучения других людей, помощи и сопровождения предпринимателей. Новичкам тяжело сохранять объективность и оказывать методическую поддержку – их советы всегда «проходят через призму» личного опыта и собственного бизнеса.
Для снижения рисков соберите максимум информации о менторе, ознакомьтесь с его выступлениями, сайтом компании, публикациями и материалами. Подумайте, насколько комфортно будет работать с таким человеком и похож ли он на вас по ценностям или взглядам.
Итак, как найти наставника?
Вот вам история из книги «Цельная жизнь»:
«Один из наших ключевых клиентов — молодой человек по имени Нил, владелец небольшого предприятия, занимающегося перевозками, хотел расширить свой бизнес. Он выбрал одного из крупнейших деятелей в своей отрасли.
Вот что сказал Нил в первом телефонном разговоре: «Здравствуйте, мистер Джонстон, меня зовут Нил. Мы пока незнакомы. Я знаю, у вас много дел, так что буду краток. У меня небольшая фирма по перевозкам. За годы вы добились невероятного успеха, создав одну из крупнейших компаний в нашей сфере. Уверен, сначала вы сталкивались с непростыми задачами. Я все еще в начале пути и пытаюсь со всем справиться. Мистер Джонстон, я буду очень вам благодарен, если вы согласитесь быть моим наставником. Речь идет о десяти минутах телефонного разговора раз в месяц, чтобы я мог задать вам пару вопросов
Это очень важно для меня. Вы согласны?»
На последний вопрос обычно отвечают «да» или «нет». Если звучит ответ «да», сдержите свою радость и спросите еще кое-что: «Удобно будет позвонить вам через пару недель?» Потом согласуйте конкретное время для первой встречи с наставником. И сразу отправьте сообщение с благодарностью.
Если же вам ответили «нет», вежливо поблагодарите собеседника за уделенное вам время. И переходите к плану Б — звоните следующему человеку из вашего списка.
У Нила все сложилось хорошо. Позже он мистер Джонстон подняли «телефонные» отношения до уровня настоящей дружбы».
Вы можете составить список, например, из 10-20 человек и связаться со всеми. Один из двадцати уж точно вам не откажет.
Резюме:
Найдите людей, которые имеют хорошие результаты в той области, которую бы вам хотелось улучшить. Сделайте всё, чтобы пообщаться с ними. В любом случае это будет полезно, потому что вас ждет два варианта.
Либо, как в случае с Эдуардом и Генри, вы поймете, что ваш Наставник ничем круче вас, а его сила только в том, что он не боится (а вы дрожите как полевая мышь). И это понимание вас освободит.
Либо Наставник вас все-таки чему-то научит и сократит время до вашей цели.
На этом пока всё. Предыдущий пост на тему окружения лежит вот тут. А три критерия, по которым я выбираю себе окружение, вот здесь.
А следующий пост будет, я надеюсь, очень интересным! На днях я познакомилась с парнем, который сумел победить рак, хотя врачи пообещали ему, что он проживет максимум полгода. Выясним, как ему это удалось, и как поменялись ценности человека, который понял, что всё может закончиться в одну минуту.
upd: Книга «100 способов изменить жизнь» уже в продаже! В ней — еще больше мотивации и вдохновения. Под обложкой — новые неопубликованные «способы», концентрат из 1000 книг по саморазвитию и десятки реальных историй. Мечтай. Делай. Меняйся.
Поиск с умом
Относитесь к поиску ментора серьезно, не стоит беспокоить любого, у кого чуть больше опыта и знаний. Пусть у вас нет желающих помочь, но вреда от выбора «неправильного» ментора может оказаться даже больше, чем от его отсутствия.
Идеальный случай — рекомендации ваших коллег и знакомых. Вы знаете, с чего они начинали, чего достигли и у вас есть определенный уровень доверия. Поэтому вам будет проще найти подход к будущему ментору, главное — не ошибиться с выбором. Нет рекомендаций — изучайте интернет-форумы. Здесь собираются люди, которые готовы помочь новичку. Кроме того, здесь можно изучить историю сообщений потенциального ментора, чтобы составить о нем мнение.
Третий вариант — биржа труда. Минус — вы получите много отказов.
Как стать ментором?
Ментором может стать практически каждый человек, но при условии, если он очень тонко разбирается в своей любимой сфере деятельности и может поделиться информацией, которая однажды помогла ему самому. Поскольку ментор – это наставник, необходимо понимать, что стать полноценным консультантом будет трудно, если не иметь опыта передачи ценных сведений
Важно научиться убеждать людей, заставлять их обращать внимание на ваши советы и рекомендации
Что касается практической точки зрения, опять-таки, чтобы стать ментором, необходимо предложить свою кандидатуру на упомянутых выше порталах-акселераторах. Конечно, любой человек имеет возможность стать полноценным ментором, чем и пользуются многие граждане. Ввиду большой конкуренции заинтересованному лицу порой очень трудно подобрать оптимального ментора для нового стартапа, который позволит ему буквально выстрелить на рынке, сделав прорыв, вызвав желание купить товар или воспользоваться услугой. В этом случае уже придется немного попотеть.
Если вы желаете заинтересовать другую компанию своим предложением касательно менторства, необходимо убедительно объяснить, почему именно вы являетесь идеальной кандидатурой. Как правило, заказчики нуждаются не только в выслушивании вашей речи, но и подкреплении услышанной информации фактами. Здесь уже помогут статистические данные. Покажите, что методы, которыми раньше пользовались именно вы, помогли компании поднять свою планку на рынке. Убедите авторов нового стартапа в том, что он непременно выстрелит, если скорректировать ваши знания под конкретный проект.
Так как же найти для себя подходящего ментора?
Есть два варианта, которые зависят от текущего опыта:
Среди коллег
Если вы уже работаете программистом, то самый очевидный путь — это искать менторов среди более опытных коллег. Как минимум, если в вашей компании адекватно настроены процессы разработки, вы точно получите ревью вашего кода, которое само по себе уже является бесценным источником информации (если его правильно делают).
Во многих хороших компаниях трепетно относятся к развитию сотрудников. Каждому выделяют прямого менеджера, с которым иногда проводятся беседы тет-а-тет, чтобы убедиться, что человек не погрузился в стагнацию и всё ещё получает удовольствие от работы.
Учиться можно и у коллег вашего уровня, ведь набор навыков и знаний всегда разный. Внутрикорпоративный обмен опытом может оказаться весьма полезным.
Правда, с большей вероятностью может оказаться, что к ревью кода у вас относятся небрежно, статус ваших коллег обоснован не знаниями, а временем нахождения в компании, а на обмен опытом всем плевать. То есть если вам не повезёт с компанией и коллегами, то извлечь пользы в плане менторства у вас не получится.
При этом не забываем, что с этими людьми вам работать каждый день и окружение сильно влияет на вас самих. Нужно вовремя заметить, что коллеги скорее тянут вас на дно, а не помогают вырасти. В таком случае нужно либо вовремя уйти, либо искать менторов в другом месте, и уже с помощью внешних менторов стать круче всех своих коллег. Отсюда подходим ко второму месту поиска менторов: Интернет.
В Интернете
Это, пожалуй, самый сложный вариант. Его преимущество в том, что у вас больше контроля. Всё-таки коллег у вас раз, два и обчёлся, а людей в Интернете неограниченный запас. Да что там, во многом ментора заменит тот самый переполненный информацией Интернет. Но тут мы вспоминаем, что умение правильно задавать вопросы и фильтровать полученную информацию приходят с опытом, которого у вас ещё нет. Поэтому нужны способы получше.
В первую очередь, конечно, можно залезть на всякие тематические форумы: Quora, Stack Overflow. Там уже полно вопросов в духе «с чего начать», «что учить». И вы можете (сюрприз) задать свой вопрос и даже получить ответ. А потом, вооружившись полученной инструкцией, попытаться научиться всему самостоятельно, периодически заглядывая с новым наборов вопросов на упомянутые выше ресурсы.
Но это, конечно, не сравнить с наличием ментора. Ведь ментор, как мы знаем, не только задаёт направление, но и постоянно корректирует курс. Кто, как не ментор, скажет вам, что вы занимаетесь полной фигнёй?
Поэтому для достижения максимального эффекта от обучения нужно искать в Интернете более заинтересованного и постоянного наставника, нежели случайного советчика на форумах. Где же такого взять?
Нередко опытные разработчики имеют на стороне свой небольшой проект, который они, возможно, надеются однажды превратить в хороший источник дохода, но на который у них совершенно не хватает времени. Можно ориентироваться на поиск именно такого разработчика, создавая соответствующие темы на форумах и ресурсах, озвученных выше. А затем напроситься работать над его проектом за опыт — с условием, что в обмен на труд вы получите менторство.
Ничего сложного в этом нет — идём в те самые группы ВКонтакте, тематические чаты в Slack и Telegram, Google Groups, Issues на Github и пишем: «Я маленький и глупый. Прошу, умоляю, возьмите меня в помощники, я буду бесплатно круглые сутки вам помогать взамен на ваш бесценный опыт, наставления и контроль моих навыков». Утрированно, конечно
Чем подробнее вы о себе расскажете, тем больше шансов, что на вас обратят внимание. Поэтому не ограничивайтесь сухими «ищу ментора по Ruby»
Менторы ведь тоже люди, и основа менторства — это прежде всего человеческое общение.
Площадки менторов
Разберем самые крупные в России площадки по менторству и наставничеству, в которых я менторю сам и могу их рекомендовать. На этих площадках можно найти ментора по тематике: программирование, продакт/проджект менеджмент, дизайн, аналитика, продажи, маркетинг, развитие бизнеса, карьера, поиск работы и т.д.
Getmentor – открытое сообщество IT-наставников
Getmentor.dev – некоммерческая площадка от Георгия Могелашвили, разработчик из Shopify, ex-Booking. За свою работу площадка не берет никакой комиссии, оплаты за участие и прочих обязательных взносов и вознаграждений ни от менторов, ни от менти. Но есть возможность задонатить на развитие площадки
-
Количество менторов: 400+;
-
Бесплатные менторы: есть, много;
-
Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
-
Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора, оставляете заявку на сайте и он с вами связывается;
-
Доп. плюшки: отсутствуют.
No Flame No Game: Поиск менторов
Telegram-бот для поиска менторов от Анны Булдиной, автора популярного telegram-канала No Flame No Game про продакт-менеджмент. Бот помогает менторам и менти находить друг друга.
-
Количество менторов: 800+, самое большое количество менторов на рынке РФ;
-
Бесплатные менторы: есть, много;
-
Комиссия: площадка не берет комиссию, ментор и менти самостоятельно решают вопрос оплаты;
-
Помощь в подборе ментора: отсутствует, сами выбираете ментора и связываетесь с ним в telegram;
-
Доп. плюшки: отсутствуют.
Solvery.io – обучение IT 1 на 1 с наставником
Solvery.io – коммерческая площадка от Антона Волкова и Маши Конопелько. Площадка активно развивается как в РФ, так и на зарубежном рынке, привлекает инвестиции и партнерства с крупными компаниями. Сейчас активно развивают свой youtube-канал и проводят там бесплатные трансляции с менторами.
-
Количество менторов: 800+;
-
Бесплатные менторы: нет, но есть менторы с низким прайсом (до 1000р за занятие);
-
Комиссия: площадка берет комиссию;
-
Помощь в подборе ментора: есть, менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
-
Доп. плюшки: telegram-бот напомнит о предстоящем занятии; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; скидки за покупку сразу нескольких занятий; можно купить подарочный сертификат на консультацию.
Эйч. Сервис развития карьеры
Эйч – коммерческая организация, которая в первую очередь ориентируется на помощи с трудоустройством, релокацией и ростом в карьере. Помимо менторских консультаций, также есть услуги по составлению резюме и сопроводительного письма для самых ленивых Параллельно ребята развивают сервис для поиска работы БУДУ.
-
Количество менторов: 200+;
-
Бесплатные менторы: нет;
-
Комиссия: площадка берет комиссию;
-
Помощь в подборе ментора: менеджер поможет подобрать самого релевантного ментора для вас;
-
Доп. плюшки: все занятия записываются и вы сможете их пересмотреть; менеджер напомнить о занятии и заранее вышлет ссылку на zoom; в стоимость одной консультации входит неделя общения с ментором; есть бесплатный звонок на 15 мин с ментором, чтобы понять подходите ли вы друг другу; можно купить подарочный сертификат на консультацию.
Айти Кадр – перенимайте опыт
Айти Кадр – менторская площадка от Михаила Грекова (Product Manager, автор telegram-каналов Продуктовошная и Про удобство). Самая молодая площадка из перечисленных, но активно развивающаяся. Помимо менторства также есть онлайн-курсы.
-
Количество менторов: 80+;
-
Бесплатные менторы: есть, но за них придется разово заплатить 1000р площадке;
-
Комиссия: площадка берет комиссию;
-
Помощь в подборе ментора: есть возможность оставить заявку на подбор ментора или самостоятельно выбрать и оплатить консультацию;
-
Доп. плюшки: выдают сертификат после 5 занятий с ментором; возврат денег, если за первые 15 мин консультации поняли, что ментор не подходит.
Другие сервисы по подбору менторов
-
United Mentors – бизнес-менторство;
-
Клуб менторов – развиваем бизнесы и их основателей;
-
Experum – менторы и эксперты для вас и вашего бизнеса;
-
Miranna – платформа индивидуального обучения для женщин;
-
Менторская программа МГУ;
-
Менторская программа РЭШ;
-
Менторская программа НИУ ВШЭ;
-
Айти менторы от Антона Назарова.
Определитесь с типом наставничества
Профессионала раздражают абстрактные вопросы «как?» и «что дальше делать?». Необходимо быть самодостаточным, понимать, чему хотите научиться: наставник будет помогать в этом. Ментор — не тот, кто поведет вас за ручку по жизни.
Важно определить:
Способ обучения
Учитесь ли вы в вузе или решили попасть в профессию благодаря книгам и курсам? Важно, чтобы ваш будущий наставник прошел тот же путь. Человек, который стал программистом через университет и стажировку, вряд ли понимает, как устроиться на работу без этого бэкграунда
Тип ментора. Определитесь, для чего нужен наставник — выбора профессии, направления или в качестве замены справочной литературе. Возможно, вы захотите от вашего наставника всё и даже больше, но и найти такого будет сложнее
Именно поэтому важно «на берегу» составить список качеств, которыми он должен обладать
Как мы формируем общие стандарты в компании через школу менторства
Школа нужна для того, чтобы создать в голове у каждого потенциального ментора единое понимание: что это за система обучения, где расходятся зоны ответственности между руководителем, менеджером проекта и ментором, как строить отношения с менти. То есть ключевая цель — сформировать общий майндсет и культуру, которые будут передаваться от сотрудника к сотруднику. В идеале мы хотим прийти к тому, чтобы каждый ментор рассматривал процесс взаимодействия с менти так, как изображено на этой картинке:
Процесс взаимодействия ментора и менти в r_m_r CA. Начинается со знакомства. Затем происходит калибровка (сопоставление) целей менти и компании и определение желаемого результата. После — обучение. Завершающий этап — это подведение итогов и либо расставание с ментором, либо определение новой долгосрочной цели.
Ментор — очень важный человек в жизни компании, потому что он не только учит других сотрудников, но и участвует в их ассессменте, а также помогает сформировать индивидуальный план развития и отслеживать прогресс по скилсету. Чтобы человек мог эффективно участвовать в этих процессах, мы в школе менторства r_m_r CA развиваем 8 ключевых компетенций:
- Калибровка
- Установление доверительных отношений
- Прямое общение
- Активное слушание
- Постановка сильных вопросов
- Стимулирование сознания
- Проектирование действий
- Управление процессом.
На школу менторства мы выделили 12 рабочих часов. Это 4 воркшопа длительностью 3 часа, которые проводили на протяжении месяца. Первые 3 занятия — это микс теории и практики. А финальную встречу превратили в мини-игру, где ученики разрешали конкретные ситуации, применяя набор новых инструментов. Кейсы для этих инсценировок мы вытащили из реальной практики менторов r_m_r CA.
Кому и зачем нужен наставник
Кому и зачем нужен наставник в IT
К наставнику есть смысл обращаться не только в начале карьерного пути, но и когда просто есть определенный запрос.
Например, ментор может понадобиться людям, которые:
- вкатываются в IT из другой сферы и не знают, с чего начать обучение;
- уже состоялись, как специалисты, но при этом не понимают, как развиваться дальше, или не хотят развиваться в уже выбранной специализации;
- нуждаются в совете со стороны;
- чувствуют недостаток общения с единомышленниками.
По сути, ментор — это как психолог. К нему можно прийти с абсолютно любым запросом (но в рамках разумного).
С какими запросами обычно обращаются к ментору:
- Определиться с направлением разработки в начале карьерного пути. К примеру, он подскажет, какую специализацию вам подобрать исходя из ваших интересов и уже имеющихся хард-навыков.
- Составить роадмап и подсказать, что изучить и в каком порядке, где брать информацию и какие сложности могут возникнуть во время обучения. Либо подкорректировать дорожную карту с учетом ваших желаний, потребностей и особенностей.
- Объяснить сложную тему в период обучения.
- Провести код-ревью, указать на пробелы в знаниях и помочь в развитии хард-скиллов.
- Подготовиться к техническому собеседованию (или провести мок-интервью). Особенно если наставник работает или работал в компании, в которую вы хотите попасть.
- Порекомендовать вас как специалиста в компанию, где он работал/работает (просто закинуть CV, как вариант);
- Посоветовать курсы (если есть потребность в них);
- Разобрать конкретную проблему, связанную с обучением или работой. Например, что делать, если не получается найти коннект с коллегами, как попросить повышение и так далее.
- Добавить мотивации. Моральная поддержка еще никому не помешала.
- Ответить на несколько вопросов касательно обучения или трудоустройства.
Зачем нужна система менторства в ИТ-компании?
Ольга: — Чаще всего в компаниях не выделяется отдельная роль ментора. Она входит в функциональные обязанности линейного руководителя. Но one-to-one встречи с ним сфокусированы на текущих задачах и обсуждении рабочих вопросов. А вопросам развития сотрудника уделяется крайне мало времени.
Менторство же — это ключевой элемент системы обучения и развития сотрудников в r_m_r CA. Ментор в данном случае — зрелый сотрудник компании с существенным опытом и хардовой экспертизой. Он готов делиться знаниями, помогать развивать умения и навыки другим, хочет развиваться дальше по карьерной лестнице и, конечно же, любит людей. Этот человек помогает сотрудникам сопоставить свои личные профессиональные цели с целями компании.
HRBP red_mad_robot Central Asia Ольга Гуринова
Менторство нацелено на помощь в профессиональном и личном развитии менти (обучаемого — прим. Digital Business). Фокус этой системы направлен не на контроль текущих задач, а на обмен опытом. То есть ментор сфокусирован на росте сотрудника, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, «подсветить» варианты продолжения карьеры.
Назначить авторитарно ментора нельзя, важно выбирать этого человека из числа желающих и наиболее мотивированных сотрудников. А еще и менти, и ментор не имеют никаких рычагов административного воздействия друг на друга — и каждый из участников процесса может дать открытый фидбэк, а потом прекратить взаимодействие
Поэтому они друг для друга, в первую очередь, партнеры, которые видят конкретную пользу от возможного сотрудничества:
- Менти получает новые знания и компетенции и больше погружается во внутренние процессы компании;
- Ментор расширяет собственное понимание задач через обучение другого специалиста, а также прокачивает коммуникативные и лидерские качества.
В конечном счете выигрывает и компания: у всех сотрудников, участвующих в системе менторства, растет уровень вовлеченности и качество компетенций. Это отражается на скорости обучения и уровне перформанса на проектах.
При этом менторы у наших «роботов» могут меняться. Это абсолютно нормальная история для ИТ-компании, ведь в процессе работы могут появиться новые карьерные приоритеты и желание сменить роль. Так произошло, например, со мной: я успела поработать с 3 менторами — и брала у каждого из них что-то полезное для собственного развития.
Но есть одно «но»: чтобы система менторства работала вдолгую и не заглохла, как только за ней перестали следить, у всех ее участников должно быть очень четкое понимание роли ментора в жизни компании. А еще — общий набор инструментов, позволяющий обучать менти по стандартам. Для этого мы в r_m_r CA организовали школу менторов, которую прошли 30 наших сотрудника.
Принципы эффективного наставничества
Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.
Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.
Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.
Равенство и доверие
Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт
В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.
Самостоятельность
Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.
Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.
Обратная связь
Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.
Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.
Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.
Работа с прогрессом и ожиданиями
Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.
Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.
Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.