Что значит мыслить критически и можно ли этому научить?
Критическое мышление является одной из базовых учебных дисциплин в высшем образовании многих англоязычных стран. Студентов учат внимательно читать тексты, проявлять методическое сомнение (то есть, согласно Декарту, обнаруживать то, «в чём логически возможно сомневаться»), находить слабые места как в чужих, так и в собственных аргументах, работать с понятиями, чётко и обоснованно выражать свои мысли.
Важным компонентом такого обучения является умение задавать правильные вопросы. Вопросам может уделяться гораздо больше внимания, чем это привычно для отечественной системы образования.
Одним из заданий по курсу истории литературы может быть, например, придумать 50 вопросов к «Гамлету» Шекспира — ситуация, которая и в самом страшном сне не приснилась бы большинству российских студентов.
Критическое мышление как учебная дисциплина базируется на правилах формальной логики, теории и практике аргументации, риторике и научной эпистемологии (раздел философии, который занимается инструментами и ограничениями познавательной деятельности). Одним из видных теоретиков в этой области был Карл Поппер, который считал критическое мышление основой всякой рациональности. Знание, по Попперу, не существует без практики выдвижения гипотез, их обоснования или опровержения. Вопрос об источнике здесь вообще не имеет значения: важен именно метод и отношение к исходным данным.
В одном из главных пособий по критическому мышлению, которое называется «Искусство задавать правильные вопросы», авторы описывают два способа мышления, которыми пользуется любой человек, обладающий разумом. Можно, как губка, впитывать всю окружающую информацию. Этот путь достаточно простой и необходим каждому: только получив достаточное количество фактов, можно сделать мир вокруг себя осмысленным.
Человек, который находится ближе к первому способу мышления, будет стараться запомнить любой материал как можно более корректно, не упустив ни одной детали. Он воспроизводит в своей голове мыслительные пути автора, но не оценивает и не рассматривает их критически. Это совсем не обязательно ведёт к тупой зубрёжке и пересказу без отступления от исходного текста: такой подход тоже может быть вполне осмысленным. Но ему недостает критической дистанцированности: вы остаётесь в пределах заданных исходных рамок, вместо того чтобы расширить их и двинуться дальше.
Другой способ похож на просеивание песка в поисках золота. Это требует активного взаимодействия со знанием, которое вы впитываете. Самостоятельное мышление без этого механизма было бы невозможным, все ваши мнения определялись бы тем, что в последний раз услышали и прочитали.
Человек, в полной мере овладевший искусством просеивания песка, понимает, что аргументы нужны не для того, чтобы их запомнить, а для того, чтобы оценить их силу. Для этого необходимо перевести эту задачу из бессознательного плана в сознательный. Что мы на самом деле делаем, когда пытаемся спорить и не соглашаться с чужой позицией?
Никита Непряхин, Тарас Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни»
Это упрощенная версия подхода Чатфилда.
Здесь навыки критического мышления рассматриваются через ситуации из жизни подростков: как быть, если не согласен с одноклассниками, как правильно спорить с родителями, почему суеверия бабушки не надо воспринимать всерьез и почему мы иногда проваливаем тесты, которые считаем простыми.
В конце каждой главы есть практическое задание. Например, такое:
Во многих школах на Западе обучают критическому мышлению. В программы включены занятия или даже целые дисциплины, развивающие навыки 4К: коммуникацию, коллаборацию, креативность и критическое мышление — считается, что они помогут нынешним подросткам построить успешную карьеру.
Как развить критическое мышление?
О том, как развивать критическое мышление, говорят ведущие психологи. Прежде всего, следует учитывать, что существуют методики, подходящие для детей, и техники, оптимальные для взрослых. Выбирать способ развития критического мышления нужно с учётом возраста.
Развитие критического мышления у детей включает в себя следующие этапы:
1. Сравнение. Руководитель группы учит детей сравнивать предметы, отделять общее от разного, находить общие признаки и классифицировать. Постепенно занятия усложняются. Дети оперируют абстрактными понятиями.
2. Работа в микрогруппах. Педагог регулярно делит коллектив на небольшие группы. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, делятся информацией, ищут решение проблемы сообща, используя не только свой опыт, но и знания и навыки тех, кто рядом.
3. Творчество. Не пытайте рисовать, лепить, мастерить поделки за своего ребёнка. Вы лишаете его возможности учиться мыслить критически. В процессе творчества ребёнок учится воплощать задуманное в жизнь, он ищет уникальные техники, методики и реализует свой замысел.
4. Опросы. Используйте самые разнообразные вопросы
Цель: научить ребёнка мгновенно ориентироваться в ситуации, сосредотачиваться на главном, переключать внимание на другую область
5. Логические задачи, ребусы, головоломки, кроссворды также используются в обучении критическому мышлению.
Данные приёмы развития критического мышления можно использовать и у взрослых, если оно, вообще, не развито. Но потом нужно переходить к особым методикам.
В частности, взрослым рекомендуют обучиться игре в шахматы. Игрок учится выстраивать причинно-следственные связи, он анализирует, прогнозирует и действует с учётом сложившейся ситуации.
Также к способам развития критичного мышления для взрослых относят:
- участие в дискуссиях, дебатах, спорах;
- коллективное обсуждение проблемы, когда участники предлагают множество идей её устранения и выбирают оптимальный вариант;
- развитие видения себя со стороны, самокритичности;
- саморазвитие.
Критичность мышления формируется на протяжении всей жизни. Просмотр документальных фильмов, чтение литературы, курсы разной направленности позволяют обогащать свои знания.
Психологи уверены, чем больше времени личность уделяет своему образованию и развитию, тем выше степень критичности мышления. При этом нужно осваивать новые сферы деятельности.
Человек с критическим мышлением всегда знает, умеет то, что не связано с его основной деятельностью. Он развит всесторонне.
Как можно стимулировать критическое мышление?
1. Не принимайте факты такими, как они есть
Первым шагом для развития критического мышления является оценка информации, которая поступает к нам из окружающей среды. Прежде, чем делать то, что вы всегда делали, или принять на веру то, что вам сказали, поразмышляйте над ситуацией. Подумайте о том, в чём заключаются проблема и каковы возможные пути её решения. Конечно, вы самостоятельно принимаете решения, во что верить, и что делать. Но если вы будете уделять некоторое время оценке ситуации, вероятнее всего, вы сможете принимать более взвешенные и обоснованные решения.
2. Определите свои цели
Какого результата вы ожидаете? Что вам хотелось бы получить? Какова ваша цель? Определение цели, которую вы намерены достичь, имеет важное значение для построения плана ваших действий и шагов на пути к осуществлению задуманного
3. Исследуйте факты
Огромное количество информации каждый день поступает к нам из различных источников. Следует учитывать, что эта информация может стать очень мощным инструментом в момент принятия решений
Когда у вас возникает некая проблема, требующая анализа, перспектива, которой необходимо дать оценку, или же вам предстоит принять важное решение, выполните поиск информации в Интернете, исследуйте факты, почитайте публикации на эту тему. Проанализируйте различные мнения, аргументы, убеждения
Узнайте, если есть противоречивая информация. Чем большим количеством информации вы располагаете, тем лучше вы будете подготовлены, чтобы дать резонный ответ.
4. Не ставьте себе установку, что вы правы
Всегда приятно осознавать, что вы правы. Все мы получаем от этого удовольствие. Но если мы изначально ставим себе установку, что наши аргументы справедливы и являются единственно верными, то мы отказываемся от знакомства и рассмотрения других точек зрения. Ваши мысли, убеждения и аргументы являются лишь одним из возможных объяснений, но существует множество других альтернативных взглядов, которые также являются верными. Откройте свой разум для рассмотрения и оценки других точек зрения.
5. Начните с самого простого
Существует линия мышления, которая часто используется в научных исследованиях, чтобы выяснить, какая из гипотез верна. Эта техника получила называние «Бритва Оккама». Её сторонники рекомендуют отдавать предпочтение самым простым объяснениям, пока не будет доказано, что они являются ложными.
6. Разделите проблему на несколько частей
Когда вы сталкиваетесь со сложной проблемой, попробуйте разделить её на несколько частей. Таким образом, вам будет легче оценить и найти решение для каждой отдельной части, а затем, соединив полученные результаты, вы придёте к решению основной проблемы.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 2 Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но
настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой,
приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.
Адольф Дистервег
Слайд 4«Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на
начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или
думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Слайд 6«Дерево предсказаний» Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной
линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол
дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Слайд 8«Предположение по ключевым словам» По ключевым словам нужно
составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем,
на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.Пример:Евгений Пермяк «Торопливый ножик» Палочка Торопливый Ножик Папа Митя
Слайд 9Приём «Жокей и лошадь» Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Автор
— А. Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и
«лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Эта игрушка применима даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.
Слайд 10 На уроке познания мира во 2 классе при изучении темы
«Среда обитания животных» одной команде («Жокеям») даются карточки с названием
среды обитания, другой — карточки с характеристикой каждой среды. Изменить
Слайд 11«Полигон знаний» Опираясь на исходные вопросительные слова детям необходимо составить вопросы,
Слайд 12Ложная альтернатива Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или»,
совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является
верным. Пример. Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ? Что растет не березе — яблоки или груши? Слово «часы» — пишется как «чесы» или «чисы»? Кто быстрее плавает — утенок или цыпленок? Какие звери живут в Африке — мамонты или динозавры? Сколько в минуте секунд — 10 или 100?
Слайд 13«Кластер» «Кластер» представляет собой выделение смысловых слов текста и графическое оформление
в определённом порядке в виде грозди. Такая система кластеров охватывает
больший объём информации, чем мы бы могли получить при любой другой работе.
Слайд 16«Паспорт персонажа» Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для создания краткой
Алгоритм работы с приемом «Корзина идей»
По своему содержанию «Корзина идей» похожа на такие известные приемы, как «Мозговая атака» и «Кластер». В каждом случае предполагаются разные формы работы — и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения — без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как «Корзина идей» всего лишь определяет «поле интересов». Если хотите, это «облако тегов», которые будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.
Итак, алгоритм работы с «Корзиной идей»:
- Объявляется тема урока.
- Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.
- Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.
- Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.
Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации. Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки
Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления
Обычно учителям трудно выступать нейтральным слушателем: мы привыкли поправлять, исправлять, указывать на ошибки. Отход от этого давления авторитета и есть одно из наиболее трудновыполнимых требований технологии критического мышления.
- Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться «выжимка» из верных.
- На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Корзине идей», чтобы подвести итог урока.
Книги по критическому мышлению
В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.
Книги по критическому мышлению:
- «Психология критического мышления» Д. Халперн
- «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
- «Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
- «Обман в науке» Б. Голдакр
- «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
- «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
- «Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
- «Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
- «Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
- «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» С. Коттрелл
И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули. Откиньтесь на спинку кресла и познакомьтесь с мыслями знаменитых людей на тему критического мышления и критики вообще. Пусть они еще раз укажут вам на то, почему необходимо уметь мыслить критически.
Встретимся на уроках!
Два типа людей
Человек с развитым критическим мышлением:
- видит проблему — исследует свою реакцию, прежде чем принять решение
- тщательно подбирает факты, необходимые для решения проблемы
- сомневается в своем суждении, пока факты не подтверждены
- когда появляется проблема, с которой он уже встречался, противостоит искушению действовать по шаблону
Человек с недоразвитым критическим мышлением:
- видит проблему — незамедлительно принимает решение, предпочитает решать быстро, не задумываясь
- отказывается от поиска доказательств, небрежно просматривает или игнорирует факты
- позволяет чувствам управлять процессом принятия решений
- не тратит свои силы на размышление
Ошибки аргументации
Ошибки аргументации — это ошибки в логических рассуждениях. Аргументы с ошибками кажутся убедительными, но их нельзя считать верными. Если доверять оппоненту, который использует уловки аргументации, вам могут навязать чужое мнение, обмануть или манипулировать вами. Например, в обсуждении собеседник может привести метафору, чтобы объяснить свою позицию, но применить сделанные в контексте метафоры выводы к первоначальной проблеме.
Разнообразные ошибки аргументации на примере диалога двух роботов
Виктор Горбатов:
«Ошибки аргументации и когнитивные искажения имеют много общего. Я бы даже сказал, что это две стороны одной медали, хотя между специалистами нет единодушия на этот счет. Например, Канеман и Тверски считают, что когнитивные искажения — это чаще всего результат работы быстрых и неосознаваемых эвристик. Это по-своему рациональные, но слишком упрощенные когнитивные процессы. В их основе лежат ошибочные рассуждения. Например, поспешное обобщение, или post hoc ergo propter hoc («После этого — значит, по причине этого». — РБК Тренды). Можно сказать, что когнитивные искажения — это аргументативные ошибки в нашем «внутреннем диалоге». Они происходят, когда мы выносим суждения с помощью «быстрой системы».
С другой стороны, уловки аргументации по отношению к другим людям существенным образом основаны на когнитивных искажениях этих людей.
Модель вероятности сознательной обработки информации (elaboration likelihood model) описывает два пути обработки сообщения. Первый, центральный, путь — сознательный анализ информации, который требует значительных когнитивных усилий. Второй путь — обработка информации с помощью периферийных подсказок, например некритическое восприятие экспертного мнения, или следование эффекту массовости. Это очень похоже на «две системы» Канемана, только не для внутреннего пользования, а для внешнего — при общении с другими людьми.
Для противостояния уловкам можно использовать три вопроса Блэра и Джонсона о соответствии критериям хорошего аргумента (RAS: Relevant+Acceptable+Sufficient):
- Релевантность: относится ли этот аргумент к сути дела?
- Приемлемость: готовы ли мы принять его посылки за истинные?
- Достаточность: содержат ли посылки достаточное основание для утверждения тезиса»?
Зачем развивать эту способность
Умение рационально рассуждать – неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.
Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.
Принципы критичности и рассудительности востребованы в таких науках, как философия, обществознание, история, политология, социология, психология и педагогика. Чем выше уровень развития мыслительных операций ученика школы или студента колледжа, тем выше его отметки.
Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Это востребованная способность для таких профессий, как инженер, дизайнер-конструктор, менеджер, слесарь-ремонтник, врач. Ключевые навыки критического мышления зафиксированы в профессиограммах.
По Агапову критическое мышление – это профессионально значимая черта любого руководителя, которая лежит в основе способности комплексно видеть проблемы, принимать судьбоносные решения в условиях дефицита информации.
Повседневная жизнь. Каждому из нас приходится решать вопросы своей учебы, работы, карьеры, личной жизни и здоровья. Психологи установили, что критичность сознания помогает людям распознать ложь в словах собеседника и тактично указать ему на нее, быть убедительным в горячем споре, успешно и оперативно разрешать семейные конфликты, сохранять взаимопонимание с близкими.
Специалисты в области психологии полагают, что востребованность критического мышления сегодня обусловлена научно-техническим прогрессом. С этим связан постоянно возрастающий объем информации, с которой человек сталкивается ежедневно. Современному жителю мегаполиса необходимо уметь «фильтровать» информацию.
Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:
- находчивость и сообразительность;
- скорость реакции;
- аналитический склад ума;
- рациональность и последовательность;
- уравновешенность характера;
- стрессоустойчивость и тактичность;
- толерантность и терпимость;
- самосознание;
- креативность.
Выводы и прогнозы экспертов
Эксперты считают, что в будущем критическое мышление будет еще более важным навыком, поскольку в нашем быстро меняющемся мире люди должны будут принимать решения на основе большого объема информации и множества переменных. Принимать их нужно будет быстро, учитывая нестабильность как локальных ситуаций, так и общемировой. Например, согласно отчету Всемирного экономического форума «The Future of Jobs» 2020 года, критическое мышление входит в число пяти наиболее востребованных навыков в 2025 году. Кроме того, отчет также указывает, что к 2025 появится более 40 миллионов новых рабочих мест, где критическое мышление будет ключевым навыком. В некоторых областях, оно всегда было и остается критичным, например, McKinsey & Company писала, что 88% специалистов в области финансовой аналитики используют критическое мышление при принятии решений, эффективного анализа данных и принятия обоснованных решений в сложной и быстро меняющейся среде.
Возможность карьерного роста без развитых коммуникативных навыков и гибкого критического мышления в будущем будет закрыта.
Хорошая новость заключается в том, что критическое мышление можно тренировать. Оно, в отличие от IQ не задано природой, и может улучшаться в течение всей жизни.
Итоги
Суть критического мышления
Каждый день мы получаем огромное количество информации и постоянно принимаем решения. Мы думаем, что наше мышление поможет нам принять максимально выгодное и правильное решение. На самом деле выводы бывают ошибочными, а информация — неточной. Все это мы пропустили, потому что мозг склонен беречь ресурсы и опираться на прошлый опыт и знакомые паттерны. Так проще и быстрее.
Чтобы различать достоверную и сомнительную информацию, принимать верные решения, руководствоваться обоснованными доказательствами и вовремя увидеть манипуляцию, нужно критическое мышление.
Когда и кому пригодится критическое мышление
Критическое мышление – важный soft skill, необходимый как в учебе и работе, так и в обычной жизни и в быту.
Если ученик обладает критическим мышлением, то он не просто заучивает материал, он его осмысляет, спрашивает, ищет дополнительные источники. Он понимает теорию и реализует знания на практике.
Критическое мышление на работе позволяет принимать более эффективные и нестандартные решения, быть уверенным в действиях и брать больше ответственности.
В быту критически мыслящий человек способен провести свое микроисследование по любому вопросу. Он не поведется на уловки мошенников и при выборе пылесоса купит лучший — по оптимальным для себя характеристикам, а не по рекламным заголовкам.
Критическое мышление у детей можно начинать развивать с возраста 6-7 лет. Для этого чаще задавайте ребенку вопросы, спрашивайте его мнение, давайте самому делать выбор и анализировать его последствия. Можно играть в шахматы, морской бой, решать ребусы и головоломки. Подобные игры развивают логическое и креативное мышление, которые станут основой для критического.
Ловушки мышления, которые мешают мыслить критически?
Мы часто сталкиваемся с ловушками мышления, и они мешают нам делать объективные выводы и принимать обоснованные решения. Критическое мышление поможет избежать их.
Например, мы склонны искать подтверждения своему мнению, а другое мнение игнорируем. Или мы часто делаем вывод о поведении человека, исходя из его личностных качеств, но не учитываем ситуацию в целом. О себе же мы думаем наоборот и объясняем свои действия внешними факторами.
Критическое мышление предполагает адекватное сомнение в любой информации. Мы должны искать опровержения нашему мнению, иную точку зрения. Критически мыслящий человек объективен ко всем, и к себе особенно.
Еще мы допускаем логические ошибки. Например, мы считаем, что если получилось у одного, то получится и у других. Хотя это может оказаться исключительным случаем, а не закономерным итогом.
Мы часто думаем, что если одно действие случилось после другого, то первое было его причиной. Но после – не значит вследствие.
Человек, обладающий критическим мышлением, собирает статистику, учитывает вероятности, разные варианты и факторы. Он старается видеть картину целиком.
Также препятствуют критическому мышлению:
- эмоции;
- привычки;
- самоуверенность;
- стремление к быстрому результату.
Вы должны отбрасывать эмоции и не бояться идти против большинства, если ваши доводы обоснованы и подтверждены доказательствами. Не спешите, возьмите паузу перед принятием решения.
Методы критического мышления
Как понять работу критического мышления? Для этого осознанно используйте специальные методы решения проблем и оценки правдивости информации.
Для решения проблем и задач:
- модель RED;
- пять почему (5W+H);
- фишбоун;
- шесть шляп.
Для проверки информации:
- Что, Почему, Кто, Где, Когда и Как (5W+H);
- метод IMVAIN;
- бритва Оккама.
Как развить критическое мышление?
Читайте качественную литературу в соавторстве с учеными: в этих книгах прослеживаются приемы и логика их рассуждений.
Не просто потребляйте информацию, а работайте с ней. Нужно проверять информацию, анализировать и сравнивать.
Ищите свои ошибки, не корите себя, а думайте, что можно сделать в следующий раз.
Напоминайте себе, что вы мало знаете. Это стимулирует процесс познания и непрерывного поиска новых данных. Критическое мышление повышает вашу компетентность.
Общайтесь с теми, кто имеет отличную от вашей точку зрения. Дискуссии и уважительные споры тренируют навык критически мыслить.