🟡Envelopes
Envelopes play a crucial role in shaping the overall character of a sound. Whether you have recorded an audio file or created one with a synthesizer, envelopes allow you to control various parameters, such as amplitude, filter, or modulation targets.
The classic ADSR (Attack, Decay, Sustain, Release) envelopes are widely used and offer versatile control over the sound. By adjusting the envelope parameters, you can shape the sound’s attack, decay, sustain, and release phases, creating dynamic and expressive compositions. Get familiar with envelopes and unleash their power in your sound design endeavors.
Влияние аудио на удержание игроков и продолжительность игровых сессий
Хотя конкретные статистические данные могут быть уникальными для каждой игры, общий тренд заключается в том, что качественный саунд-дизайн увеличивает удовлетворенность игроков и стимулирует их играть дольше, исследуя миры и сюжеты, предлагаемые игрой.
Качественное аудио в играх — это не просто приятное дополнение, это ключевой фактор, который способен удерживать игроков дольше и делать игровой опыт более вдохновляющим. Звук — это нечто большее, чем просто фоновое сопровождение; он обогащает игру и делает ее более вовлекающей. Вот почему игры с качественным аудио часто удерживают игроков дольше, что в свою очередь, косвенно влияет на доходность игры.
Первое, что приходит в голову, когда мы начинаем играть, — это визуальная составляющая игры: красочные миры, потрясающая графика, динамичные действия. Однако аудио — это то, что добавляет глубину и насыщенность этим визуальным впечатлениям. Звуковая атмосфера переносит нас в другие миры и события, создавая вокруг нас непередаваемое ощущение присутствия.
Саунд-дизайн способен вызывать эмоции. От волнения, которое ощущаешь во время ожесточенной битвы, до адреналина в моменты опасности или меланхолии при исследовании уединенных ландшафтов. Качественное аудио также улучшает восприятие сюжета. Звуки, диалоги и музыка могут подчеркивать важные моменты и события, делая сюжет более захватывающим. Они создают дополнительные слои смысла и углубляют связь игрока с персонажами и миром игры. Когда игроки чувствуют, что они часть этой истории, они склонны проводить в игре больше времени.
Но что самое важное, игровое аудио делает мир живым. Звуки окружающей среды, тематическая музыка, разговоры персонажей, шум ветра и пение птиц — все это создает ощущение присутствия, что игрок находится в этом мире, а не просто созерцает его. . В конечном итоге, качественное аудио в играх — это магия, которая делает игры намного более увлекательными и захватывающими
Оно олицетворяет настоящее искусство саунд-дизайна и позволяет нам погрузиться в удивительные миры игр настолько глубоко, что мы не хотим из них выбираться. Существует ряд наблюдений и исследований, которые подтверждают, что качественный саунд-дизайн может увеличивать продолжительность игры и удерживать игроков
В конечном итоге, качественное аудио в играх — это магия, которая делает игры намного более увлекательными и захватывающими. Оно олицетворяет настоящее искусство саунд-дизайна и позволяет нам погрузиться в удивительные миры игр настолько глубоко, что мы не хотим из них выбираться. Существует ряд наблюдений и исследований, которые подтверждают, что качественный саунд-дизайн может увеличивать продолжительность игры и удерживать игроков.
Что такое саунд дизайн и как он работает
Саунд дизайнеры отвечают за создание и редактирование звуковых эффектов, музыкальных композиций и диалогов. Они работают в тесном сотрудничестве с режиссерами и создателями проектов, чтобы удовлетворить их визуальные и эмоциональные потребности.
Процесс саунд дизайна включает в себя следующие шаги:
1 | Исследование проекта и обсуждение с режиссером или создателем проекта, чтобы понять его визуальную и эмоциональную концепцию. |
2 | Создание или подбор звуковых эффектов, которые подчеркнут действие и атмосферу проекта. Это может быть звук шагов, шумы окружающей среды или звуки предметов. |
3 | Создание или выбор музыкальных композиций, которые передадут нужное настроение и эмоции. Музыка может быть написана специально для проекта или выбрана из существующего музыкального репертуара. |
4 | Создание или запись диалоговых дорожек, которые будут передавать текст и эмоции персонажей. |
5 | Смешивание и настройка всех звуковых элементов, чтобы создать гармоничное и качественное звуковое сопровождение проекта. |
6 | Тестирование и отладка звукового дизайна в сочетании с визуальными элементами проекта. |
Саунд дизайн является важной частью создания мультимедийных проектов, так как звук способен значительно повысить эмоциональную привлекательность и атмосферу проекта
Где учиться на Саунд дизайнера
На данный момент, многие специалисты данной области признают, что система образования в этой сфере значительно устарела. Однако, есть ряд ВУЗов и коммерческих школ, которые готовят профильных специалистов по дизайну звука.
В Санкт-Петербурге данная дисциплина появилась впервые в 2003 году в Гуманитарном университете Профсоюзов. Она преподавалась в рамках специальности “Режиссура”. ввел такую дисциплину профессор Н.И Дворко. В том же 2003 году он выпустил несколько методических пособий по преподаванию дисциплины “Звуковой дизайн”.
В ВУЗах Москвы преподавание этой специальности началось с 2008 года. Эту дисциплину преподают в следующих столичных университетах.
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. Литовчина М.А. Предмет “Звуковой дизайн” входит в состав дисциплины “Звукорежиссура аудиовизуальных искусств”.
- Всероссийский государственный университет кинематографии имени Герасимова С.А. Часто именуется ВГИКом.
- Московская школа кино. В этом образовательном учреждении выделен отдельный факультет “Звукового дизайна и звукорежиссуры”.
Современные реалии таковы, что образования в ВУЗе по делу такого рода недостаточно. Из-за устаревшего подхода и технологий, высшие учебные заведения выпускают специалистов с существенными пробелами в важных областях. Поэтому помимо профильного образования в институте или университете профессионалы данной области рекомендуют окончить специализированные профильные курсы и заниматься самоподготовкой.
Также полезным окажется прохождение практики в постпродакшн-студии в качестве стажера. Здесь можно получить опыт, а также профессиональную оценку специалистов и советы в отношении тех областей, которые необходимо подтянуть.
Кроме того, научиться профессии, помимо перечисленных образовательных учреждений можно и в таких, как:
- New York Film Academy;
- Berklee College of Music;
- YALE School of Drama;
- МИТРО
(Московский институт телевидения и радиовещания “Останкино)
(Не)грамотный саунд-дизайн
«Некоторым пациентам, видимо, после просмотра американских фильмов начинает казаться, что любой звуковой сигнал подразумевает, что с человеком что-то не так. Что-то запищало — прямая линия — смерть. Например, делаю ЭКГ. Сердечный ритм пациента спокойный. Вдруг сигнал. В глазах ужас, сердцебиение участилось, что такое? А это электрод упал», — рассказывает Виктория Тотрова, студентка пятого курса Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, обучающаяся по специальности «Лечебное дело».
Пищит рентгеновский аппарат — и вот вы уже физически чувствуете, как абсорбируете дозу радиации, которую без звукового оповещения, естественно, не ощутите. Но всё это мы, пациенты, воспринимаем как необходимые издержки, дискомфорт, который мы готовы потерпеть для нашего же блага. Считается, что врач понимает язык всех разноголосых сигналов, считывает информацию и использует ее, чтобы быстрее и эффективнее нам помочь. Но на самом деле облизываем пересохшие губы, нервно сглатываем и терпим раздражающий сигнал мы зря.
По данным American Association of Critical Care Nurses, от 72 до 99% тревожных сигналов, которые издает медицинское оборудование, ложные. Иногда причиной становится малейшее отклонение показателей, а часто проблема и вовсе техническая: отсоединился датчик, разряжается аккумулятор, перебои с вайфаем. Результат давления звуковой завесы на здоровье пациента двоякий, но не двойственный. Усталость от систематически раздающихся сигналов тревоги негативно влияет и на самочувствие пациентов, и на эффективность работы персонала. Наиболее впечатлительные пациенты, услышав настойчивый тревожный сигнал, моментально визуализируют возможные и невозможные страшные исходы, после чего в некоторых случаях уже и после выписки из больницы их мучают кошмары, преследуют галлюцинации, а иногда развивается паранойя.
Медицинский персонал же, напротив, со временем придает сигналам всё меньше значения. «К какофонии как-то привыкаешь, — говорит студентка Виктория. — В отделении пульсометрии, например, постоянно идет звуковой сигнал. Но постепенно перестаешь его замечать, и даже наоборот, отсутствие сигнала вызывает ощущение дискомфорта». Привыкнув к постоянным звукам и приучив свой мозг игнорировать их, медицинский персонал и на «аварийный» сигнал ответит с небольшим промедлением. К тому же, хотя полное выключение звуковых сигналов запрещено, аппаратура зачастую позволяет уменьшить громкость звука.
🟡LFO (Low-Frequency Oscillator)
The Low-Frequency Oscillator (LFO) is a versatile tool for adding movement and modulation to your sounds. It operates at a low-frequency range and can be assigned to various parameters, allowing you to automate and control their values. You can adjust the LFO speed, sync it to your project’s tempo, and choose different wave shapes, such as sine, triangle, or square. The depth parameter controls the range of modulation applied to the assigned parameter. By utilizing LFOs, you can create pulsating rhythms, evolving textures, and dynamic effects, adding depth and interest to your compositions.
Звуковой дизайн
Звуковой дизайн (саунд-дизайн)— это процесс определения, приобретения, управления или создания звуковых элементов. Он используется в различных областях, включая кинопроизводство, ТВ-производство, театр, звукозапись, живое исполнение, искусство звука, пост-продакшн и разработку компьютерных игр. Звуковое оформление чаще всего включает в себя манипуляции из ранее составленного или записанного аудио, подобного музыке или звуковым эффектам. Иногда оно может включать в себя комбинирование или манипуляцию с аудио, для создания нужного эффекта или настроения.
В самом широком понимании звуковой дизайн (от англ. Sound Design – дизайн звука, саунд-дизайн) – вид дизайнерской деятельности, объектом которой является звук, его носители (цифровые, аналоговые) и в некоторых случаях акустика пространств и помещений. Сама формулировка «звуковой дизайн» указывает на деятельность, относящуюся к сфере производства звуков и акустических сред, работ по звуковому оформлению аудиовизуальных проектов, проектированию и разработке звукошумового сопровождения экранных и мультимедийных продуктов, в первую очередь для коммерческого и массового использования.
Благодаря возможностям новейшей аппаратуры звукозапись и обработка звука перешли на новый уровень, при котором стало возможным не только точное звуковоспроизведение, но и высококачественное моделирование звука, создание необычных звуковых элементов при помощи синтеза и обработки. Эффектные взрывы, всевозможные фантастические машины, звуки и голоса монстров, фоновые атмосферы планет и батальные звуки сражений в далеких галактиках – все эти и многие другие оригинальные компоненты кино- видеофонограммы чрезвычайно востребованы в современных коммерческом кино и мультимедиапродукции. Без необычных звуков, созданных талантом дизайнера, действие на кино- и телеэкране не будет столь динамичным, эффектным и захватывающим.
Звуковой дизайн востребован в кино, видео, мультипликации, мультимедиа, на телевидении, в сфере брендинга и рекламы, на радио, в театральном искусстве и в современных жанрах музыки.
Дизайнер звука – это творческая профессия, которая подразумевает хорошее владение навыками в области звуковой техники и технологии, поэтому среди специалистов в области дизайна звука много профессиональных звукорежиссеров, звукооператоров и композиторов. Дизайнер звука должен объединять в себе как творческого, так и технического работника, должен хорошо разбираться в драматургии и режиссуре аудиовизуального продукта, в актерском мастерстве и точно чувствовать взаимосвязь сценического, экранного действия и звукового сопровождения. В компетенцию специалиста по звуковому дизайну также входят знание и понимание особенностей рынка аудиовизуальной индустрии, психологии восприятия экранной продукции, профессиональное чутье и коммуникабельность.
Beauchamp R. Designing Sound for Animation. – Focal Press, 2005. Gibbs T. The Fundamentals of Sonic Art & Sound Design. – AVA Pudlishung SA, 2007. Miranda E. Computer Sound Design: Synthesis Techniques and Programming. – Publisher: Focal Press. Second edition, 2002. Sonnenschein D. Sound Design. Studio City. – CA: Michael Wiese Production, 2001. Viers R. The Sound Effects Bible: How to Create and Record Hollywood Style Sound Effects. – Michael Wiese Productions, 2008. Whittington W. Sound design and science fiction. – Austin: University of Texas Press, 2007.
Разжиженный дом и программируемое искусство
Не менее интересный проект SoundArtist.ru или SA )) — сообщество независимых артистов, занятых в областях экспериментального звука и технологических искусств, — в 2022 году обрёл постоянную экспозиционную площадку SA ))_gallery в стенах галереи «Краснохолмская». Там в одном из помещений разместилась кубическая октофоническая (8-канальная) аудиосистема, при помощи которой участники сообщества представили свой первый выставочный проект «Разжиженный дом».
Куратор проекта Виталина Стрекалова называет выставку трёхмерным психоакустическим наблюдением за материальными свойствами звука, т.к. художникам было предложено создать произведения на произвольную тему, руководствуясь пространственными свойствами аудиосистемы, созданной в кубе. Так появилось двенадцать аудиоработ, в числе которых «Электронный этюд» композитора и научного сотрудника Центра электроакустической музыки Московской консерватории Эльдара Садыкова. В собственных этюдах медиахудожник обращается к одному из первых электронных сочинений 1953-1954 гг. немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена «Электронный этюд II» — к произведению, являющемуся образцом партитурной электронной композиции.
Эльдар Садыков экспериментирует с формами нотаций электронных композиций и в своих разработках создаёт необычные геометрические партитуры, где вместо привычных символов и текста — простейшие геометрические фигуры и линии. Такой способ транскрибирования позволяет более детально описать электронную музыку: «Нотация электронной музыки в сознании композиторов до сих пор является чем-то крайне трудоёмким и необязательным, но я убежден, что с нынешней производительностью компьютеров этот процесс можно сильно упростить, а также добавить уникальные возможности, такие как, например, анимация и интерактивность. Поэтому я решил создать свои собственные этюды для демонстрации этих возможностей».
Арт-объект «Электронные этюды» помимо звукового исполнения в рамках аудиосистемы «Разжиженного дома» также был представлен на выставке в «ГРАУНД Солянке». Графику этюдов можно было увидеть на трёх экранах в виде инсталляции и даже попробовать управлять воспроизведением интерактивного арт-объекта. Такое представление звукового объекта подчёркивает его многогранность и принадлежность к технологическому искусству по многим характеристикам: произведение легко трансформируется в своих демонстрационных возможностях, глубоко вовлекая слушателя-зрителя.
Всё новые возможности дают технологии и различное специализированное программное обеспечение. Например, популярна среди саунд-художников среда визуального программирования Maх с расширениями для работы с аудио (MSP) и видео (Jitter), в которой создано большинство многокомпонентных произведений, а также Pure Data, VCV Rack и другие инструменты. В Мах разработала свой многосоставной арт-объект для выставки «Разжиженный дом» Камила Юсупова (Kami Usu), её «Генерация» — результат случайных перемещений людей, снятых восемью уличными камерами, где видео преобразовано в то же количество композиций графического звука. На исследование элементов случайности художницу вдохновили работы французского композитора и архитектора Яниса Ксенакиса, эксперименты с графическим звуком пионеров электронной музыки, а также концепции создания нотаций Вольфганга Амадея Моцарта при помощи «музыкальных костей», когда он и его соратники бросали кости, и выпавшие случайные комбинации определяли ход развития партитуры музыкального произведения.
Работы авторов в саунд-арте предлагают совершенно иной опыт знакомства с современным искусством. Звук — это то, что мы можем не только услышать, но и почувствовать, и даже потрогать, стать его частью, совершить «метапереход» вместе с нотами в пространстве инсталляции. Сценарий нашего опыта может определять партитура композитора или импровизация саунд-художника, а уровень понимания этого опыта слышания и слушания выявляется нашей наслышенностью и не только. Благодаря технологическому развитию этот опыт становится шире и безграничнее, делая арт-объекты многовариантыми, их авторов творцами и исследователями всё более новых форм технологического искусства, а нас уже и не слушателями, и не зрителями, а скорее сенсорными соавторами их произведений.
Авторы: Ольга Проходцева.
В саунд дизайнеры б пошел – пусть меня научат
Как мы уже говорили, с появлением в России Института звукового дизайна, у людей, стремящихся освоить профессию, появилось большое подспорье. Да и вузы не отстают: в гуманитарных государственных и коммерческих учебных заведениях сегодня часто можно встретить курсы звукового дизайна, как правило, в составе специальности звукорежиссуры.
Проблема в том, что стандарты обучения, скажем, в традиционных вузах малоподвижны, а программа, рассчитанная на пять лет, устаревает уже через год-два, когда это касается технологических сфер. К тому же саунд дизайнер — это большой универсал, который одинаково хорошо должен владеть инструментами работы со звуком, сведением, мастерингом, синтезом, иметь навыки композитора и аранжировщика, звукорежиссера и даже инженера. Посмотрите примеры того, как это делают профи.
Профессионалы в сфере звукового дизайна в один голос говорят, что самое важное в их работе – постоянная практика. Здорово, когда есть время и деньги пройти базовый курс на Нетологии, Skillbox или GeekBrains, но для конкурентной работы этого явно недостаточно
Кстати, для любителей поковыряться в теории Василий Филатов составил отличный список полезной литературы по саунд дизайну. Но, повторимся, здесь важнее практика — работы в редакторах, наслушанности, музыкальной обработки — то, с чем каждый саунд дизайнер обязательно столкнется в профессиональной деятельности. Не стоит забывать, что саунд дизайнеру приходится иметь дело с огромным количеством софта, который так же нужно знать как свои пять пальцев и владеть им, как виртуоз своим инструментом. Поэтому мануалы и видеокурсы по программным продуктам — абсолютный мастхэв для начинающего «саунддиза».
Примеры саунд-дизайна в кинематографе
Кинг Конг, 1933. Чтобы получить крик Конга, замедлили скорость воспроизведения плёнки с записью животных.
Звёздные войны, 1977. Бен Бёртт провёл год, экспериментируя со звуком. И вместо того, чтобы применять синтезаторы, он применял всё возможное из мира реальных звуков — от работающих моторов до стука по металлическим поверхностям. Даже сейчас звуки «Звёздных войн» являются фирменным знаком мира фантастики.
Матрица, 1999. Для большей глубины погружения в фильм применяли преимущественно цифровые звуки, созданные при помощи компьютерных эффектов и синтезаторов.
Трансформеры, 2007. Смешивая звук синтезаторов и живые записи кликов, переключателей, рычагов и машинных индустриальных звуков, получили те самые характерные звуки роботов.
Что такое саунд-дизайн?
композитор, музыкант
В понятие «саунд-дизайн» не входят сложившиеся музыкальные практики (написание музыки, исполнение): исторически они появились сильно раньше и предполагают дополнительный уровень абстракции поверх «чистого» понимания звука. В такой формулировке очень много условностей, но она может быть отправной точкой для классификации.
Под термином «саунд-дизайн» также могут подразумеваться достаточно разные виды деятельности: это и создание звуков к видео или компьютерной игре, работа со звуковыми объектами, инсталляциями и так далее. Иногда этот же термин используется для обозначения работы музыкального программиста.
Специфика определенных задач саунд-дизайнера в любой области включает те же задачи, что и работа композитора, но их отличает степень нелинейности в организации времени и разная структура взаимодействия звукового материала с внешним контекстом.
Весь арсенал современного саунд-дизайнера сложился в рамках musique concréte (направление авангардной музыки XX века, звуковым материалом которого были в основном шумы и звуки природного происхождения. — Прим. «ИМИ.Журнала») во Франции и опытов в электронной музыке, в первую очередь Карлхайнца Штокхаузена. Развитие музыкального программирования и интерактивных сред для создания звука (Max), а в дальнейшем и других программ с более традиционным интерфейсом (Ableton) сильно связано с тем, что искали французские композиторы-спектралисты (Жерар Гризе, Тристан Мюрай) и какие инструменты для этих задач они хотели бы использовать: в данном случае это программы Patchwork и OpenMusic, которые во многом повлияли на появление Max MSP и других сред визуального программирования для мультимедиа.
С точки зрения технологии, на мой взгляд, фаза активного накопления принципиально новых техник закончилась пару лет назад, а самое интересное сейчас происходит в поиске новых способов взаимодействия между ними.
композитор и продюсер, музыкант. Руководитель направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ
Термин саунд-дизайн постепенно захватывает другие территории: спецэффекты, озвучание шумов, фоли-шумы и так далее. В этом смысле саунд-дизайнера можно сравнить с дизайнером графическим. Есть иллюстраторы, есть художники, но они все создают графическое изображение. Художники и живописцы занимаются художественным высказыванием и в меньшей степени думают про целевую аудиторию. А иллюстраторы создают персонажей, работают с нарративом; есть даже дизайнеры, которые не умеют рисовать и прекрасно справляются со своими задачами. Точно так же саунд-дизайнер отличается от композитора.
музыкальный продюсер, звукоинженер
Как правило, саунд-дизайн — это составление некой звуковой картины из различных отдельных звуков. Звук сам по себе несет только тембр, информацию о его источнике. Саунд-дизайнер эти звуки собирает в некое смысловое полотно, части которого начинают взаимодействовать между собой и обретают конкретный смысл.
Дмитрий Новожилов
основатель Daruma Audio
Работа над саундтреком, звуковым оформлением и звуковым дизайном — смежные задачи, между которыми есть небольшие отличия. Например, если нужно придумать звук космического корабля, то это работа для саунд-дизайнера. У звукового оформления масштаб чуть больше: создается звук не для отдельного объекта, а для всего произведения, например фильма. Саундтрек же передает общее настроение, поэтому его воспринимают в контексте музыки.
В целом область применения саунд-дизайна за последнее время расширилась. Если изначально он использовался в кино, то сейчас начали появляться проекты в игровой индустрии, на телевидении и в урбанистике, звуковое оформление нужно даже бытовой технике. В какой-то момент стало понятно, что звук влияет на пользователя, его стали использовать как маркетинговый инструмент.
Все эти процессы привели к тому, что рынок изменился: раньше отношение к саунд-дизайну было неоднозначным, мало кто понимал, зачем он нужен. Сейчас востребованность выросла, появилось больше компаний и маленьких игроков. Стало больше людей, которые могут жить только за счет работы со звуком. Это произошло в том числе из-за перемен в общей структуре потребления звука. Сейчас саунд-дизайнер может зарабатывать не только за счет заказчика, но и за счет монетизации своих звуковых библиотек.
Подчеркивание событий
Саунд дизайн играет важную роль в подчеркивании знаковых событий на экране. Это может быть зловещая музыка, когда на экране появляется главный злодей, или звук барабанов в момент, когда на экране начинается сражение. Такие звуковые эффекты могут незаметно провести зрителя через эмоциональный атмосферный путь от напряжения до расслабления.
Саунд дизайн способен также привлекать внимание к ключевым моментам, используя неожиданные звуки, такие как гром или громкий выстрел. Это может помочь сосредоточить внимание зрителя на важных деталях и создать эффект удивления
Важным аспектом подчеркивания событий является подбор музыкального фона для определенной сцены. Например, звук притихший, спокойный фоновый трек может быть использован для подчеркивания моментов, когда персонаж раздумывает о чем-то, в то время как яркие звуки птиц и летнего ветерка могут использоваться для создания атмосферы летнего дня.
Саунд дизайн позволяет:
Создавать эмоциональный настрой и передавать атмосферу
Привлекать внимание к важным деталям и моментам
Подчеркивать ключевые события и эмоции
6 elements of sound design
Typical sound design includes these six elements.
- Voice-over. Voice-over is pre-recorded audio, typically provided by one of the actors in a production. It can serve as a narration or come from an off-stage (or off-screen) character. In many productions, the sound designer is in charge of recording and editing voice-over audio.
- Ambiance. Ambiance describes the sonic tapestries created by a sound designer to create a sense of time and place. Ambient sound design contains all the real-life sounds of a setting in order to transport an audience to any sort of location, from a medieval castle to a present-day train station to a futuristic space capsule.
- Foley sounds. Foley involves using physical objects to create sound effects, such as using a pair of coconut shells to mimic the sound of galloping horses. Foley artists played a huge role in sound design during the Golden Age of Radio. Today, most sound designers use pre-recorded digital sound libraries, but a small number of Foley artists still work in film, television, radio, and live theater.
- Audio effects. Audio effects consist of various sounds related to specific objects — like a ringing telephone, a firing gun, or a revving motorcycle. They can also describe standalone audio cues that layer on top of ambient soundscapes. Audio effects can be recorded as Foley cues, designed from scratch using synthesizers, or sourced from vast libraries of pre-recorded sound effects.
- Music. Sound design often involves music — both preexisting music licensed for a production and original music created specifically for the project. This music can appear in a film or theater scene as sound heard by the characters, such as music from a radio or a song a character sings. It can also be underscore, which is textural music that the audience hears but the characters don’t.
- Live microphones. In live theater productions, a sound designer is often in charge of sound reinforcement, which involves miking actors and projecting their voices through a theater’s speakers. The designer might mix live microphones themselves or they might hire a soundboard operator to handle the live sound mixing.
Элементы звукового дизайна и их роль в создании атмосферы
Звуковой дизайн — это искусство создания звукового пространства, которое дополняет и улучшает визуальные и другие компоненты дизайна. Внедрение звукового дизайна в проект позволяет создать более эмоциональную и мульти-сенсорную пользовательскую среду.
В звуковом дизайне используются различные элементы, которые помогают создать нужную атмосферу и повысить вовлеченность пользователя. Рассмотрим несколько основных элементов и их роль в создании атмосферы:
1. Звуковые эффекты
- Звуковые эффекты используются для воспроизведения звуковых событий, таких как звонок телефона, шум автомобиля или дождь за окном. Они помогают визуально воссоздать определенную ситуацию или действие.
- Звуковые эффекты также используются для привлечения внимания пользователя и создания акцента на определенных элементах интерфейса. Например, звуковой эффект «клик» при нажатии на кнопку может усилить ощущение взаимодействия и подтверждения выполненного действия.
2. Фоновая музыка и звуковое оформление
- Фоновая музыка и звуковое оформление выполняют роль визуального фона для усиления атмосферы. Они могут создать определенное настроение или контекст для пользовательского опыта.
- Фоновая музыка и звуковое оформление также могут использоваться для разделения разных состояний или сцен в интерфейсе. Например, изменение музыки или звукового оформления при переходе на новую страницу или в разные разделы.
3. Голосовые подсказки и комментарии
Голосовые подсказки и комментарии используются для облегчения взаимодействия с интерфейсом и предоставления пользователю информации о происходящем.
Голосовые подсказки могут быть полезны для людей с ограниченными возможностями или проблемами со зрением, так как они могут обращать внимание на важные элементы на экране.
4. Пространственный звук
- Пространственный звук используется для создания иллюзии пространства и глубины при просмотре или взаимодействии с интерфейсом.
- Пространственный звук можно использовать для указания направления или местоположения определенных элементов в интерфейсе. Например, звук, идущий справа, может указывать на наличие дополнительной информации или функционала.
Все эти элементы звукового дизайна совместно работают для создания атмосферы и улучшения пользовательского опыта. Они могут быть использованы в различных проектах, включая веб-сайты, мобильные приложения, игры и другие сферы дизайна.
обучение
В Германии есть возможность специализироваться на звуковом искусстве в рамках курса искусства или музыки. В настоящее время доступны следующие курсы:
- Мастер звуковой композиции (Master of Music), с 2019 года также курс мастер-класса , Питер Кифер , Музыкальный университет Майнца при Университете Йоханнеса Гутенберга в Майнце .
- В рамках его обучения в Free Art, Sound Art Atelier, Andreas Oldbod , Saar College of Fine Arts , Saarbrücken.
- В рамках курса изобразительного искусства в Ulrich Эллер класса , Брауншвейге университет изобразительных искусств .
- В рамках курса медиаискусства / медиа-дизайна в Университете Баухаус в Веймаре .
- Степень магистра в области звуковых исследований и Соник искусств (магистр искусств) в Берлинском университете искусств .
- В рамках курса медиаискусства в Государственном университете дизайна в Карлсруэ .
В Швейцарии есть следующие курсы:
- Бакалавр музыки и медиаискусства, Бернский университет искусств .
- Магистр практики современного искусства, Бернский университет искусств.
В Нидерландах есть следующие курсы:
- Сонология, Консерватория Конинклейк, Гаага .
- Art Science, Koninklijke Academie van Beeldende Kunsten , Гаага.
- Звуковой дизайн, Hogeschool voor de Kunsten Utrecht .
Атмосфера и эмоциональная сила звуков
Саунд дизайн — это искусство создания звукового окружения, которое передает определенные эмоции и создает нужную атмосферу. Звуки могут вызывать различные чувства у слушателя, влиять на его настроение и передавать информацию не только о событиях на экране, но и о внутреннем мире персонажей.
Один из ключевых принципов саунд дизайна — это соответствие звуковой составляющей произведения его визуальной части. Звуки должны быть согласованы с фото- и видеоматериалами, чтобы создать единую атмосферу и подчеркнуть содержание произведения.
Для передачи эмоций и создания нужной атмосферы, в саунд дизайне используются различные техники и приемы.
- Музыкальное сопровождение: выбор и композиция музыкальных произведений, которые создают нужное настроение и подчеркивают события на экране. Музыка может быть эмоционально насыщенной, драматичной, либо наоборот, спокойной и расслабляющей.
- Звуковые эффекты: звуки окружающей среды, звуки предметов и действий персонажей, которые придают реализм произведению и усиливают эффект присутствия. Например, звук шагов на дороге или шелест листвы в лесу могут создать ощущение пространства и помочь зрителю окунуться в атмосферу происходящего.
- Голосовые эффекты: интонация и тембр голоса актеров, их голосовые характеристики могут передавать эмоции и характер персонажей. Например, нежный и мягкий голос может создать образ доброго и мудрого старца, а резкий и громкий голос — образ злодея или героя, полного страсти.
Правильно подобранный саунд дизайн может сделать произведение более привлекательным и запоминающимся для зрителя. Это одна из составляющих, которая может определить успех фильма, видеоигры или рекламного ролика.
Примеры использования саунд дизайна в различных сферах
Сфера
Примеры использования
Кино
Создание реалистической звуковой обстановки, передача эмоций и настроения в сценах, создание уникальной музыкальной композиции
Видеоигры
Создание атмосферы игрового мира, передача состояния персонажей, выделение важных событий и действий с помощью звуковых эффектов
Привлечение внимания зрителя, создание положительных ассоциаций с товаром или услугой, передача информации о характеристиках товара
Использование саунд дизайна в различных сферах позволяет создать более полноценный и привлекательный продукт, который будет интересен и запоминающимся для аудитории.