Раскрываем секреты развития интеллекта
Нам часто попадаются книги, онлайн-статьи о том, как быстро стать гением, и, пройдя «уникальный» курс, мы понимаем, что из этой идеи ничего не выйдет. То есть чья-то разрекламированная работа просто оказалась пустышкой. Чему мы удивлены? Все, кто ищет легких путей, ничего не добьются
Чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия, захотеть, попробовать, сосредоточить на этом свое внимание. В конце концов, мы не верим в силу таблеток, способных вылечить сразу все недуги
Если вы хотите развить мозговую активность, постоянно работайте над этим. Нагрузите его умственными задачами, и они должны быть сложными, разносторонними. Это как со здоровьем. Если хотите, занимайтесь спортом, заряжайте организм активными действиями. И что обычно мешает нам освободиться от пагубных привычек, от занятий спортом: лень.
Да, это во многом связано с нашим мыслительным процессом. Нам лень думать, читать, изучать, смотреть. Нам легче ощутить в организме одноклеточную инфузорию, которая просто перемалывает все, что в нее попадает. Но пользы от этого нет. Так и мы — если мы время от времени не будем наполнять копилку своими знаниями, то остановимся на уровне первоклассника с ничтожным объемом знаний.
Когда мы стремимся, мы используем свою волю, чтобы регулярно искать интересную информацию, читать, смотреть, изучать, поэтому мы укрепляем свой характер и воспитываем чувство дисциплины.
Выделяйте время для собственных раздумий
В современном мире люди подчиняются стремительному ритму жизни и порой не имеют времени на собственные размышления. Саморазвитие невозможно без самопознания, частью которого являются размышления об окружении человека.
Возможно, это будет тот самый утренний час, который вы отнимете у ленивого сна. Или наоборот — время перед сном. Главное, посвятить это только своим мыслям. Например, утром, чтобы спланировать предстоящий день, например, представить что-то хорошее, чтобы дать вам позитивный настрой на новые начинания. А вечером вы можете поразмышлять о прошедшем дне, о том, какие изменения он принес для вас и так далее.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА «ВЗРОСЛЫМ О ДЕТЯХ»
-
- А. Кронин “Замок Броуди”
- Б. Виан “Серцедер”
- Л. Эскивель “Шоколад на крутом кипятке”
- Ф. Искандер “Детство Чика”
- К. Хайтани “Взгляд кролика”
- А. Коростелева “Школа в Кармартене”
- У. Голдинг «Повелитель мух»
- М. Цветаева «Мать и музыка»
- Ли Харпер «Убить пересмешника»
- М. Трауб «Плохая мать»
- М. Трауб «О чем говорят младенцы»
- М. Трауб «Дневник мамы первоклассника»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
- Дж. Даррел “Моя семья и другие животные”
- П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
- Я. Корчак “Король Матиуш”
- Р. Бредбери “Вино из одуванчиков”
- Е. Водовозова “история одного детства”
- К. Дэниел «Цветы для Элджернона»
- М. Парр «Вафельное сердце»
- Э. Портер «Полианна»
- Э. Портер «Юность Полианны»
- Я. Корчак «Когда я снова стану маленьким»
- Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Физические нагрузки
Это непрямой способ развития интеллектуальных способностей. Однако он не менее эффективен, чем остальные. И тому есть две причины:
- Занятия спортом улучшают циркуляцию крови, насыщают организм кислородом, провоцируют выработку белков. Благодаря этому головной мозг начинает работать активнее.
- Физическая работа помогает отдохнуть умственно, освобождает интеллект от лишней информации, позволяет «перезагрузиться».
Одновременное физическое и интеллектуальное развитие – это то, к чему нужно стремиться каждому человеку. Оба эти занятия позволяют найти себя, обрести гармонию с душой и телом. Но есть одно но: заниматься нужно регулярно.
Понятие и суть
Интеллект — одна из самых обсуждаемых тем в психологии, в настоящее время нет единого определения того, что именно составляет интеллект.
Интеллект можно определить как набор общих когнитивных навыков для решения проблем, абстрактного мышления и рассуждений, как умственную способность, которая включает в себя способность понимать сложные идеи, приобретать знания в дополнение к способности учиться на опыте и адаптироваться к меняющейся среде интеллект включает в себя такие процессы, как:
- рассуждение;
- восприятие отношений и аналогий;
- вычисления;
- быстрое обучение;
- память;
- рабочая память;
- пространственные и математические навыки и т.д.
Интеллект был важной и спорной темой на протяжении всей истории психологии. Несмотря на значительный интерес к этой теме, все еще существуют значительные разногласия по поводу того, какие компоненты составляют интеллект. Помимо вопросов о том, как точно определить интеллект/понятие интеллекта), дебаты продолжаются и сегодня, и они включают такие темы, как возможность точного измерения интеллекта
Помимо вопросов о том, как точно определить интеллект/понятие интеллекта), дебаты продолжаются и сегодня, и они включают такие темы, как возможность точного измерения интеллекта.
В разные моменты новейшей истории исследователи предлагали несколько различных определений интеллекта.
Хотя эти определения могут значительно различаться, текущие концепции склонны предполагать, что интеллект подразумевает уровень способности делать следующее:
Интеллект включает в себя различные умственные способности, которые включают логику, рассуждение, решение проблем и планирование.
В настоящее время речь идет об обнаружении нейронных сетей, участвующих в интеллекте, что было сложной задачей из-за отсутствия консенсуса в отношении того, что составляет интеллект.
Широко признано, что существуют разные типы интеллекта: аналитический, лингвистический, эмоциональный, и это лишь некоторые из них, но нейробиологи до сих пор расходятся во мнениях относительно того, связаны ли эти интеллекты или существуют независимо друг от друга.
Несмотря на отсутствие единого мнения по поводу определения и причин интеллекта, исследования по этому вопросу играют важную роль в различных областях, таких как тесты, оценивающие интеллектуальные способности для отбора персонала или для выявления детей, которым может потребоваться дополнительная помощь в учебе.
Топ-10 рекомендаций как повысить уровень IQ
Поскольку коэффициент умственного развития напрямую связан с деятельностью мозга, следует подумать о том, как повысить эффективность его работы. Воспользуйтесь следующими советами.
- Ведите здоровый образ жизни. Чтобы здраво мыслить, лучше и быстрее соображать, осваивать необходимый объем информации и при этом оставаться в тонусе, следует соблюдать элементарные правила: питаться сбалансировано, не переедать, не голодать, не курить, не увлекаться алкоголем, больше времени проводить на воздухе, быть активным, больше двигаться, заниматься спортом или щадящей физкультурой.
- Сбалансируйте работу с отдыхом. Мозг, как и тело, должен отдыхать. Если вы сутки напролет совершенствуете свой интеллект, первой не выдерживает голова. Врачи советуют выбирать такое количество часов для сна, какое требуется мозгу для полноценного восстановления. Разумный баланс между отдыхом и работой позволит лучше воспринимать все, что вы хотите усвоить для своего развития.
- Регулярно читайте. Чтение — один из лучших способов «разбудить» клетки мозга. Оно развивает воображение, речь, обогащает словарный запас, расширяет кругозор, повышает образовательный уровень. Это вообще уникальная функция — она позволяет голове одновременно трудиться и отдыхать, переключая мозг на другой вид деятельности.
- Найдите для себя интеллектуальные виды развлечений. Физические занятия можно успешно чередовать с интеллектуальными. Развивающие игры, кроссворды, образовательные квесты, задачи на логику и воображение — все это рекомендуют не только для подрастающего поколения, но и взрослым в качестве профилактики инсультов, слабоумия и других болезней, связанных с ослаблением интеллекта. Одним из полезных видов отдыха может стать посещение лекториев, интеллектуальных клубов, интерактивных музеев, и даже библиотек, которые сегодня оснащены современной техникой и проводят множество интересных мероприятий.
- Изучайте иностранные языки. Это не просто способ научиться понимать других людей, но и прекрасная возможность узнать иную культуру, традиции, познакомиться с оригинальными текстами книг, посмотреть лучшие фильмы и спектакли, найти новых друзей по интересам. К тому же, язык развивает память, а значит, активизирует деятельность мозга, что помогает улучшить интеллект.
- Смотрите образовательные программы и фильмы. Это один из лучших вариантов расширить свой кругозор. Документальное кино, трэвел-шоу, обучающие телепередачи или научные фильмы позволят выйти за привычные и часто довольно узкие рамки собственных интересов.
- Попробуйте заняться точными науками. Ученые-интеллектуалы подтвердят, что границы между точными и гуманитарными науками часто очень размыты. Не случайно, например, математику называют музыкой ума. И детям, и взрослым для интеллектуального развития часто рекомендуют решать занимательные задачи. Да и знакомство с чудесами и открытиями в других науках невероятно обогащает человеческий ум.
- Меняйте устоявшиеся привычки. Однообразный образ жизни, по-другому именуемый рутиной, сильно затормаживает развитие. Измените распорядок дня. Поменяйте маршрут движения, когда идете на работу. Посвятите выходные чему-то непривычному для вас. Составьте культурно-образовательный план на неделю. Запланируйте на отпуск путешествие «со смыслом» — например, посетить все замки Австрии, обойти все православные храмы Крыма и узнать их историю, отправиться в кулинарный тур по Италии и научиться готовить итальянские блюда. Составьте рейтинг лучших книг для ума и сердца и постепенно прочтите их.
- Осваивайте новые навыки. Поинтересуйтесь тонкостями других профессий, освойте иную специальность, примените свой опыт для расширения собственной сферы занятости. Если вы всегда интересовались историей, запишитесь в состав археологической экспедиции, хорошо поете — научитесь также хорошо танцевать, возьмите уроки игры на гитаре, идите на курсы освоения какого-нибудь ремесла. Новый опыт — это всегда новые знания. А возможность учиться — первый шаг к повышению уровня интеллекта.
- Тренируйте мозг на IQ-тестах. В интернете в открытом доступе находится множество разных интеллектуальных тестов. Поставьте себе задачу пройти их как можно больше. Как повысить уровень интеллекта — идите от простого к сложному. Если что-то не дается с первого раза, не бойтесь вернуться назад, воспользуйтесь вспомогательной литературой, научными консультациями, справочниками.
И учтите, что в саморазвитии не всегда важен высокий результат. Сам процесс несет в себе не меньший, а иногда и больший интеллектуальный заряд.
Как развивалась теория множественного интеллекта
В книге «Переосмысление интеллекта: множество интеллектов в XXI веке» Гарднер также предложил ещё один вид интеллекта — экзистенциальный. По мнению психолога, этот тип наиболее отличает людей от животных, так как заставляет задумываться о смысле и причинах собственного существования и других философских проблемах.
Однако в интервью 2016 года веб-порталу BigThink психолог признался, что пока только думает о том, чтобы расширить устоявшийся список из восьми типов интеллекта. В той же беседе Гарднер рассказал ещё об одном типе, над которым много размышляет, — педагогическом. Его, считает Гарднер, легко обнаружить даже у четырёхлетних детей — уже в этом возрасте некоторые подбирают разные слова, объясняя одну и ту же тему взрослому и сверстнику.
«Интеллектов может быть восемь, десять или даже 12. Меня не столько волнует количество, сколько оспаривание теории о том, что интеллект — это нечто целое. Жизнь слишком коротка, и если посвящать всё время только одному интеллекту, у нас не останется времени на другие. Куда важнее другой вопрос: стоит ли развивать свои сильные интеллекты или же лучше подтягивать слабые?»
Говард Гарднер, интервью изданию BigThink
В интервью психолог также отверг идею существования юмористического, кулинарного и сексуального типов интеллектов. Гарднер прокомментировал, что, например, юмор — это часть логико-математического интеллекта, так как многие шутки строятся на разрушении ожидания логичной концовки.
Среди наиболее интересных продолжений теории Гарднера можно отметить попытку дополнить список цифровым интеллектом. Этот тип также получил название «метаинтеллект» — он объединяет другие типы и отвечает за взаимодействие человека с цифровой средой и технологиями.
В 2015 году южнокорейский педагог и доктор наук в отрасли биостатистики Пак Юхён со своими коллегами из Наньянского технологического университета изобрела понятие DQ (digital quotient, в переводе — «цифровой коэффициент»), о котором написала книгу «IQ EQ DQ. Новый интеллект в эпоху ИИ». В том же году специалисты запустили онлайн-платформу DQ Institute, которая активно продвигает идею цифрового интеллекта и разрабатывает стандарты DQ. Сама организация даёт следующее определение цифровому интеллекту:
Примечание:
«Цифровой интеллект — это совокупность социальных, эмоциональных и когнитивных способностей, которые позволяют людям противостоять вызовам и адаптироваться к требованиям цифровой жизни».
В 2021 году идея о DQ только начала популяризироваться, но в будущем цифровые компетенции могут встать в один ряд с EQ (эмоциональным интеллектом) и IQ. Цифровой интеллект, в частности, отвечает за умение быстро адаптироваться к технологиям и компьютерную грамотность — навыки, которые уже играют важную роль в современной экономике.
Чем умные люди отличаются от глупых
Умный человек не обязан знать все на свете, но он всегда знает, где можно почерпнуть необходимую информацию. Он не обязательно имеет миллионы, но у него есть деньги на все необходимое и немного больше. Такой человек всегда найдет для себя интересное дело, сумеет поддержать беседу на различные темы.
Умные люди хорошо знают жизнь в социуме и понимают, чего ждать от того или другого человека. Они стараются решать проблемы самостоятельно. Но если им требуется помощь специалистов, они прибегают к их услугам, имея под рукой необходимые контакты. Интеллектуалы всегда готовы двигаться вперед и получать от жизни то, что им нужно. Их отличает:
- умение брать ответственность на себя;
- активность;
- правильное поведение в социуме;
- желание постоянно развиваться.
- умение правильно распределять время и деньги.
Чем умный человек отличается от эрудированного
Умный человек и эрудированный человек имеют некоторые сходства, но также и отличия.
Умный человек обладает высоким уровнем интеллекта и способностью к анализу, решению проблем и критическому мышлению. Он обычно проявляет стратегическое мышление и умение применять свои знания и навыки для достижения конкретных целей. Умные люди часто обладают высокой способностью к обучению и адаптации к новым ситуациям.
С другой стороны, эрудированный человек характеризуется обширным и глубоким знанием в различных областях. Он охватывает большой объем информации и может легко ориентироваться в разных сферах знания. Эрудированный человек может цитировать факты, разделять свои знания и вести умные и глубокие дискуссии на разные темы.
Таким образом, основное отличие между умным и эрудированным человеком заключается в том, что умный человек скорее обладает способностью мыслить и анализировать, в то время как эрудированный человек имеет больший запас знаний и информации в различных областях. Однако часто эти два качества дополняют друг друга, и комбинация умности и эрудиции делает человека поистине впечатляющим.
Как работает эмоциональный интеллект
Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.
Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.
Экономика образования
Что такое синдром самозванца и как от него избавиться
Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.
- Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
- Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
- Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
- Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.
Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.
Все четыре профиля одинаково перспективны
Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации
Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.
Экономика образования
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
3 научных способа развития интеллекта
Речь пойдет о способах улучшения работы мозга, описанных известным журналистом Дэном Херли. На протяжении многих лет он изучал научные методики развития интеллекта и нашел подтверждение трем техникам, которые помогают сделать мышление более эффективным.
Способ 1. Занимайтесь физкультурой
Сильнейшую взаимосвязь между умственными способностями человека и его физической активностью ученые подтвердили еще в 70-е годы прошлого века. Позднее исследования психологов Гарольда Хокинса и Артура Крамера не оставили сомнений: даже 3 часа занятий физкультурой в неделю приводят к позитивным изменениям в работе мозга. Особенно если речь идет о людях старше 50-ти лет – им жизненно важна физическая активность.
В числе наиболее привлекательных для развития интеллекта упражнений – кардио- и силовые тренировки. Исследователи рекомендуют чередовать их, чтобы добиться максимального эффекта. Если вчера вы тренировались с отягощениями, то сегодня используйте бег трусцой. Полезна и обычная аэробика – выбирайте то, что не противопоказано и интересно именно вам. Главное, придерживаться графика тренировок и заниматься хотя бы 3 дня в неделю минимум по часу.
Способ 2. Занимайтесь музыкой
Начните с прослушивания классической музыки. «Эффект Моцарта» был выявлен Фрэнсис Раушер в 90-е годы прошлого столетия. Он заключается в том, что регулярное прослушивание классической музыки помогает человеку становиться умнее. Причем даже в случае, когда человек еще не родился и находится в утробе. В ходе эксперимента Фрэнсис предлагала трем группам студентов послушать тишину, руководства по релаксации и сонату Моцарта. После этого молодые люди тестировались на пространственное IQ.
Средний результат по тесту в группе, слушавшей тишину, составлял 110 баллов, руководства по релаксации – 111 баллов, сонату Моцарта – 119 баллов. Хоть эффект и длился в течение 15-20 минут – исследование стало ответом на вопрос, как стать умным за 5 минут.
Игра на музыкальном инструменте заставляет активно работать сразу несколько участков мозга, в результате чего повышается качество мыслительных способностей человека. Таким образом, прослушивание классической музыки сделает вас умнее на некоторое время, а вот игра на музыкальных инструментах обеспечит полноценное интеллектуальное развитие. И чем сложнее будет процесс – тем более видимым будет эффект.
Способ 3. Медитируйте
Наибольших успехов в изучении влияния медитации на мозг человека достигла Амиши Джа. Сегодня она продолжает проводить тренинги по сосредоточению для американских военнослужащих и раз за разом доказывает их влияние на когнитивные способности. Однако влияние древнейших методов медитативного сосредоточения на интеллектуальные способности было доказано множеством исследователей, в частности одним из известнейших в США психологов Майклом Познером.
Регулярные медитации помогают улучшить внимание, рабочую память и интеллект. В ходе экспериментов ученые делили студентов на группы и предлагали одним исключить медитации, другим – медитировать по 5 часов в день в течение двух недель, третьим – пройти 11-часовой курс медитации
В сравнении со студентами, которые отказались от медитаций, медитирующая по 5 часов в день группа демонстрировала интенсивный рост нервных волокон в передней поясной коре.
А вот у студентов группы, прошедшей 11-часовой тренинг, на протяжении 4-х недель наблюдался как рост нервных волокон, так и их миелинизация. Это показывало, как человек становится умнее именно при регулярных медитациях
При этом не так важно, какие именно практики придутся вам по душе – выбирайте любые. Главное в них – полное сосредоточение на своем внутреннем мире, на своем сознании
Важно, чтобы медитация доставляла вам искреннее удовольствие, приводила к релаксации и помогала совершенствоваться.
Занимайтесь математикой
Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект — подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате», где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:
«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.
Иоганн Кеплер, — источник
По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.
У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»
Гипноз, чтобы стать умнее
Благодаря исследованиям было выяснено, что человеческий мозг может перерабатывать намного больший поток информации, чем он это делает в реальности. Сознание тратит много сил и времени, чтобы отфильтровать и воспринять поступившие сведения, а большинство данных сохраняется в подсознании. При помощи гипноза их можно оттуда извлечь и использовать.
Если вы все-таки решили прибегнуть к этому способу без посторонней помощи, следует учитывать следующее:
- Погружение в состояние транса очень рискованный момент. Неправильный вывод из сна может негативно сказаться на психическом состоянии и вызвать нарушения в нервной системе и головном мозге.
- Необходимо досконально изучить теорию гипнотерапии. Эти знания очень важны на сеансе.
- Способности успешно вводить в гипноз имеет не каждый. Это врожденный дар. Ему можно обучиться, но на это уйдет много сил и времени.
- Основные качества, которыми должен обладать гипнотизер: сосредоточенность, внимательность, уверенность в своих силах.
- Человек, вводящий в гипноз не должен иметь пагубных пристрастий (алкоголь, сигареты, наркотики).
Во время сеанса необходимо соблюдать ряд правил:
- следить, чтобы ничего не отвлекало;
- проводить процедуру в специально оборудованном помещении;
- создать необходимые условия: исключить резкие звуки, приобрести благовония и расставить их по комнате;
- сконцентрироваться на погружении.
Если у вас совершенно нет знаний в какой-то области, то не стоит рассчитывать, что после гипноза они появятся. Сеансы нацелены на то, чтобы вытащить из подсознания имеющиеся, а не просто забытые сведения.
Обучиться можно абсолютно всему, даже если у вас нет способности к этому. Необходимо только приложить усилия, проявить силу воли и не бросать начатое при первой же неудаче. Мозг человека — уникальный и непознанный до конца объект. Множество его тайн в настоящее время до сих пор не раскрыты.
История изучения
Изучение человеческого интеллекта восходит к концу 1800-х годов, когда сэр Френсис Гальтон (двоюродный брат Чарльза Дарвина) стал одним из первых людей, изучавших интеллект.
В исследовании интеллекта в 19 веке преобладала краниометрия (френология) — наука, которая стремилась связать психологические характеристики людей с различными измерениями их мозга. Среди проведенных исследований они обнаружили, например, что мозг немцев был больше, чем мозг французов, что мозг преступников был больше и т. д.
Подобные результаты привели к тому, что эта ветка перестала использоваться.
К счастью, комплексные измерения интеллекта появились у Альфреда Бине в 1905 году, когда французское правительство попросило его разработать тест, который мог бы обнаружить тех детей, которые не могли следовать обычному школьному ритму. Именно здесь родилась знаменитая шкала Бине-Симона, которая представляет собой анкету, состоящую из различных вопросов, связанных с рассуждением и решением проблем.
Американский психолог Говард Гарднер основал идею о том, что существует множество форм интеллекта и в 1983-1987 первоначально предложил семь множественных интеллектов: лингвистический, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный и внутриличностный, и с тех пор он добавил натуралистический интеллект.
Сегодня под интеллектом обычно понимают способность понимать окружающую среду и адаптироваться к ней, используя унаследованные способности и полученные знания.
Каждый день
Чем полезно: Вы улучшите свою память, сосредоточенность, научитесь быстро принимать решения. Да и в целом ваша мыслительная деятельность всегда будет в напряжении, а значит не зарастет мхом. Что, конечно же, хорошо!
Считать на калькуляторе удобно, а в уме – полезно. Это некий фитнес для вашего мозга. Чем чаще вы его напрягаете цифровыми гантелями, тем сильнее он становится. Джорджа Паркера Биддера называют человеком-калькулятором. Он высчитывал в уме сложнейшие задачи. Например, мог спокойно рассчитать квадратный корень 12-значного числа. Неслабо, правда? Понятно, что в нем явно были задатки гения, но суть в том, что Джордж Паркер постоянно развивал свои способности. Благодаря этому он стал бизнесменом, востребованным инженером и новатором в области мостостроения и строительства железных дорог.
Если вы нацелены на то, чтобы быть на него немного похожими, то ловите известный метод, который поможет быстро считать в уме. Он называется «опора на десяток». Смысл в том, чтобы первое слагаемое довести до 10, а из второго вычесть цифру которую прибавили. На примере будет понятнее. Допустим, вам нужно сложить 7 и 6. Первому слагаемому до цифры 10 недостаточно 3. Второе слагаемое состоит из двух троек (3+3=6). У нас уже есть 10, к этому прибавляем оставшиеся 3. Ответ – 13.
Что делать вам?
- Считать в уме
- Решать логические задачи
- Играть в шахматы
- Подружиться с настольными играми
- Записаться на курсы ментальной арифметики
Чем полезно? Во время тренировки ответвления ваших нервных клеток начинают расти, как листья дерева. Вместе с этим растут и ваши интеллектуальные возможности.
Например, теннис учит предугадывать действия соперника, командные виды спорта – быстро реагировать, а гольф – стратегически мыслить. Спорт любили многие известные люди. Уверена, что он им во многом помогал. Так, Билл Гейтс был заядлым гольфистом, а писателя Артура Конана Дойля многие описывают как «великана с торсом» – он увлекался различными видами спорта. Правда, фотографию обнаженного и сильного Дойля не нашла. Эх, были бы в то время интернет и телефоны с хорошей камерой…
Что делать вам?
- Ходить пешком
- Бегать по утрам или вечерам
- Заниматься в тренажерном зале
- Пойти в командный вид спорта
- Заняться одиночным видом спорта
- Записаться в бассейн
Чем полезно? Чтение – ваш путеводитель в мир слов. Оно помогает увеличить словарный запас, интеллект и грамотность. Ученые из Ливерпульского университета утверждают, что читающие люди намного реже страдают от депрессии. Получается, чтение делает людей счастливее.
Уоррен Баффет считал своим секретом успеха именно книги. В начале своей карьеры он читал по 600-1000 страниц в день.
Известный инженер Илон Маск тоже всегда любил книги. Как-то даже на вопрос «Как вы научились строить ракеты?» он ответил: «Я читаю книги».
Пополняйте список книгоманов и вы. Читайте каждый день по несколько страниц.
Лично я пользуюсь методом деления. Суть его выглядит так: общее число страниц книги я делю на число дней, за которое хочу их прочитать. Например, книга состоит из 336 страниц. Я планирую прочитать ее за 7 дней. Значит, каждый день я должна читать по 48 страниц. Это уже звучит не так страшно, как более 300, правда?
Можно читать быстрее. Стоит просто освоить скорочтение. К примеру, Максим Горький пользовался этим методом постоянно. Он читал по диагонали. Его друзья описывали это так: «Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали». Попробуйте и вы!
Что делать вам?
- Составить список книг на год
- Читать как минимум по одной в месяц
- Изучить скорочтение
- Кроме книг читать различные статьи, биографии известных людей, письма
- Награждать себя за каждую прочитанную книгу – дополнительный стимул