Обществознание

Социальное неравенство: причины, признаки, примеры

Неравенство возможностей: колледжи, вузы, рынок труда

Доступность высшего образования складывается из совокупности факторов: от наличия бюджетных мест до цен на жильё в регионе и развитости университетской инфраструктуры. Здесь наблюдается вариативность по регионам — в силу разной их привлекательности и наличия (или отсутствия) в них разветвленной сети университетов.

Однако само решение поступать в вуз или остановиться на среднем профессиональном образовании (СПО) может сформироваться задолго до окончания школы. Тут особенно «влиятельны» социально-экономический статус (СЭС) семьи и социально-экономическая композиция (СЭК) школы.

Выбор после 9-го класса — получить СПО либо закончить школу и поступить в вуз (академический трек) — во многом определяет социально-экономическая композиция школы. Чем она выше, тем больше её учеников намерены поступать в вуз. Но и положение семьи сказывается на образовательном выборе. Школьники из семей с низким социальным статусом, даже имея высокую успеваемость, чаще выбирают СПО и реже претендуют на высшее образование. Причем увеличение числа бюджетных мест в вузах не помогает бороться с неравенством в высшем образовании. Недавнее исследование показало, что в таком случае неравенство воспроизводится за счёт качества получаемого образования.

Для многих выпускников, поступивших в колледж или техникум, такой выбор становится способом отложить поступление в вуз, к которому они оказались не готовы не только из-за положения семьи, но и из-за отсутствия продуманной стратегии поступления. В то же время, с 2010-х годов меняется отношение к СПО. Хотя диплом о высшем образовании по-прежнему престижен, но в случае сферы услуг и цифровых профессий колледж начинает выступать альтернативой вузу, поскольку позволяет более быстро и менее затратно получить профессиональные навыки и монетизировать их. Впрочем, спрос на СПО растёт и в силу социально-экономического неравенства. Реальные доходы домохозяйств снижаются, из-за чего всё больше школьников перестают рассматривать академический трек как доступный.

Территориальный фактор также влияет на образовательный выбор. За последние 20 лет популярность высшего образования в регионах с низким уровнем экономического развития уменьшается, а в таких развитых агломерациях, как Москва и Санкт-Петербург, остаётся на прежнем уровне. Введение ЕГЭ, с одной стороны, повысило шансы абитуриентов из менее обеспеченных регионов поступить в вузы, в том числе столичные. С другой стороны, многие школьники переоценили свои возможности сдать экзамены на высокие баллы.

Дифференциация в доступности высшего образования существует и по направлениям обучения. Так, больше шансов получить бюджетное место по информатике или естественнонаучным дисциплинам — у абитуриентов из обеспеченных семей. Они могут оплатить занятия с репетиторами. Опции получения образования по творческой специальности напрямую зависят от уровня доходов семей и варьируются по регионам.

Во время пандемии COVID‑19 и перехода вузов на дистанционное обучение неравенство в образовании усилилось. Студенты из семей разного социально-экономического положения имели неодинаковые возможности для комфортной учёбы. Это касалось технического оснащения рабочего места, обстановки для учебного процесса и пр. Учащиеся из небогатых семей столкнулись с бóльшим числом проблем на дистанте.

При выходе на рынок труда молодёжь сталкивается с новым витком неравенства. Так, женщины, а также выходцы из более привилегированных социальных слоёв с большей вероятностью будут иметь высшее образование по сравнению с мужчинами и выходцами из менее привилегированных слоев. Одновременно с этим исследование учёных из НИУ ВШЭ показало, что в среднем после выпуска у женщин зарплата на 18–20% ниже, чем у мужчин.

Примечательно, что гендерный разрыв в заработной плате существенно зависит от уровня образования. Женщины с начальным профессиональным образованием зарабатывают на 25% меньше мужчин, а со средним профессиональным и с высшим — соответственно на 20% и на 18% меньше, чем мужчины. Диплом вуза явно смягчает дискриминацию на рынке труда, заключают исследователи.

Литература по теме:

Сущность понятия «Социальное неравенство»

Как известно, неравенство представляет собой неравные права на доступ и использование общественных и материальных благ, таких как власть, образование, доход и престиж.

  1. Доход – это денежное вознаграждение за выполненную умственную или физическую работу. Согласитесь, в наше время разница в доходах «простых» людей и «верхушек» социальной лестницы просто несравнимы. Отсюда и берут свои корни недовольства среди населения.
  2. Уровень образованности тоже является немаловажным показателем. Существует большая разница в том, какое образование может позволить себе получить обеспеченный человек (ВУЗы) и ребенок из среднестатистической Российской семьи, который по окончании 9 классов школы вынужден начинать финансово поддерживать себя и свою семью, а не продолжать получать образование, необходимое ему в жизни. Соответственно, он будет находиться на низком уровне образованности и в будущем не сможет занимать престижную должность.
  3. Престиж человека полностью зависит от оценки его положения в обществе окружающими людьми. Высокий показатель этого « общественного блага» также является практически недоступным для обычных трудяг…

Характеристика основных социальных слоев общества

На современном этапе развития социологии как науки существует различные типологии общественных классов. Несмотря на их большое количество и отличия в определении социальных страт необходимо отметить тот факт, что рассматриваю любую из них необходимо помнить о двух принципиальных положениях:

  1. Какое название не давали бы при классификации классов, основных их только три: богатые, зажиточные и бедные.
  2. Дополнительные классы появляются в результате добавления социальных слоев, которые лежат внутри трех основных, перечисленных в первом пункте.

Рассмотрим более подробно концепцию классов Л. Уорнера, состоящую из семи классов:

  1. Верхний высший класс, называющийся «аристократами по крови», включает в себя тех людей, которые 200 лет назад эмигрировали в Америку и в течение времени смогли накопить огромный капитал.
  2. Нижний высший класс, который состоит из богатых людей, не успевших пока сформировать сильные родовые кланы, ввиду того, что разбогатели сравнительно недавно. Примером может выступать эстрадная звезда, получающая многомиллионные гонорары, но не имеющая в роду «аристократов по крови».
  3. Верхний средний класс – состоящий их мелких буржуа и профессионалов, чья деятельность высоко оплачивается: адвокаты, врачи, актеры.
  4. Средний – средний класс – это самая массовая прослойка среднего класса, которая включает в себя всех хорошо оплачиваемых служащих, среднеоплачиваемых профессионалов, людей интеллигентных профессий. Именно этот класс является основой информационного общества и сферы услуг.
  5. Нижний средний класс – это простые служащие и рабочие, характер и и содержание труда которых больше физический, чем умственный.
  6. Верхний низший класс, включающий в себя рабочих, не имеющих квалификации и участвующих в массовых производствах. Жизнь людей этого класса в финансовом плане стабильна, но культура поведения отличается низким уровнем.
  7. Нижний низший класс, включающий в себя обитателей подвалов и трущоб, не имеющих никакого образования и ведущих асоциальный образ жизни. Отсутствие постоянной работы и низкое материальное положение привод к тому, что именно представители данного класса чаще всего совершают противоправные действия. Их принято называть «социальным дном», или андерклассом – это хронические алкоголики, лица без определенного места жительства, бывшие заключенные.

Источник

Виды социального неравенства

Наиболее очевидная классификация социального неравенства связана с причинами дискриминации. Таким образом, мы можем говорить о социальном неравенстве в соответствии с:

  • Экономическое положение Вероятно, наиболее распространенная форма социального неравенства коренится в экономических возможностях человека или класса , к которому он или она принадлежит, разделяя таким образом мир богатых, среднего класса и бедных, к очевидному ущербу тех, кто находится на нижних ступенях лестницы. Те, кто находится дальше по лестнице, имеют меньший доступ к товарам и услугам, политическому представительству, символической и культурной видимости, а также к учебе и даже к адекватному питанию. В зависимости от того, насколько далеко друг от друга находятся эти социальные слои, можно говорить о кастовых обществах, где подняться на верхние ступеньки практически невозможно.
  • Религия. Религиозная борьба стара как человечество, и во многих современных обществах она по-прежнему является фактором неравенства между человеческими группами, закрепляя власть и возможности за представителями одной веры и осуждая представителей других вероисповеданий, которых часто называют неверными или еретиками.
  • Пол. Это дискриминация по признаку биологического пола (как в случае с женщинами) или сексуальной ориентации (как в случае с ЛГБТ-сообществом), которая резервирует доминирующие и наиболее благоприятные позиции для гетеросексуальныхмужчин (особенно если они белые) и маргинализирует тех, кто не вписывается в определенный традиционный порядок сексуальных или эротических ролей.
  • Этническая принадлежность . O8ASU расовая дискриминация дает превосходное положение определенным расам или этническим группам, подчиняя других своей воле, поскольку они считаются низшими или отличными от них, и тем самым отказывая им в доступе к товарам или даже в основных правах, таких как право на жизнь. Некоторые из великих массовых убийств и геноцидов в истории уходят корнями в этот тип дискриминации.
  • Идеология Это политическая дискриминация, то есть неравенство возможностей и имущества между теми, кто придерживается политической доктрины и теми, кто не придерживается или выступает против нее. Так происходит, например, в тоталитарных правительствах или диктатурах

Маргиналы

Маргинал (от французского marginal, латинское margo – край, граница) – 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов:
1) этномаргиналы — возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы — появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы — порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы — возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы — лица, стоящие вне традиционных конфессий;

6) биомаргиналы — люди,чьё здоровье перестайт быть предметом заботы со стороны государства.

Каналы маргинализации:

1) миграции

2) войны

3)революции

4) стихийные бедствия

Отрицательные стороны маргинальности:

Маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и т.д.

Положительные стороны маргинальности:

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Чем отличается люмпен от маргинала?

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Функции и задачи

СН запускает в социуме сложные процессы и, кроме основной, стратификационной, выполняет и другие функции. Регулирующая, или нормирующая, заключается в выработке некоторых норм, которые социум вынужден создавать для каждого слоя или класса. Они должны обязательно выполняться и служат для сохранения структуры внутреннего баланса общества.

В длительной перспективе при формировании новых классов на СН ложится функция перераспределения и реорганизации социальной энергии и культурных ресурсов социума в ответ на изменение условий внешней среды или снятия ограничений, наложенных предыдущими поколениями. Этим СН помогает адаптации социума к каждому новому витку развития общественных отношений, возникающему под воздействием процессов, зависящих или не поддающихся влиянию человека.

Функции, присущие СН, относятся не только ко всему обществу в целом, но и выполняют задачи, касающиеся каждого индивида отдельно. Например, стимулируют личностный или профессиональный рост, для чего человеку нужно проявить индивидуальные способности и таланты по максимуму. К задачам СН относится и упорядочивание экономической сферы: владельцы капитала создают рабочие места, а те, кто не имеет материальных ресурсов, трудятся, чтобы подняться над чертой бедности.

Типы стратификационных систем

Исторические типы стратификационных систем: 1) кастовая, 2) рабовладельческая, 3) сословная и 4) классовая системы стратификации, которые отождествляются с историческими типами общественного устройства. Однако на самом деле более вероятным является предположение, что любое общество предполагает одновременно несколько разных стратификационных систем и множества их переходных форм, которые сосуществуют друг с другом.

Типы стратификационных систем.

Физико-генетическая: социально-демографические признаки (пол, возраст, физические качества).

Кастовая (от лат. castus – чистый): этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами (каста – замкнутая, эндогамная группа, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии, при этом положение в кастовой системе передается по наследству).

Сословная: группы различаются формальными (юридическими) правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся от них в прямой зависимости.

Этакратическая: дифференциация между группами строится по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций.

Этакратия, этатократия (власть государства) – 1) тотальное господство государства во всех сферах жизнедеятельности общества; 2) правящие слои общества, монопольно распоряжающиеся государственной собственностью (понятие «этакратия» шире понятия «бюрократия»).

Социально-профессиональная: группы делятся по содержанию и условиям труда.

Классовая: характер и размер собственности на средства производства и производимый продукт, уровень получаемых доходов.

Культурно – символическая: неравный доступ к социально значимой информации, неравные возможностей ее интерпретировать, способности быть носителем знания.

Культурно-нормативная: различия уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует группа.

Социально – территориальная: неравное распределение ресурсов между регионами, различия в доступе к рабочим местам, жилью, качественным товарам и услугам, образовательным и культурным учреждениям.

Последствия социального неравенства

1. Ухудшение физического и психического здоровья.

Люди, которые живут в условиях социального неравенства, страдают от худшего физического и психического здоровья. Они имеют больший риск заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания, диабет, рак и другие хронические заболевания. Психические проблемы, такие как депрессия и тревожность, также часто встречаются у людей, живущих в условиях неравенства.

2. Политическая нестабильность.

Социальное неравенство может привести к политической нестабильности и социальным конфликтам. Люди, ощущающие несправедливость и неравенство в обществе, могут выступать против правительства и стремиться к социальным изменениям. Это может привести к политическим беспорядкам, протестам и даже революциям.

3. Экономическое замедление и неэффективность.

Социальное неравенство может быть причиной экономического замедления и неэффективности. Неравное распределение богатства и доступа к возможностям создает неравные условия для развития экономики и инноваций. Бедные и малообеспеченные слои населения имеют ограниченные возможности получения образования, доступа к ресурсам и развития своего потенциала, что препятствует экономическому росту.

4. Образовательное неравенство.

Социальное неравенство часто связано с образовательным неравенством. Бедные и малообеспеченные семьи часто не могут позволить себе качественное образование для своих детей. Это создает неравные возможности для получения образования и ограничивает социальную мобильность. В результате, неравенство в экономическом статусе передается из поколения в поколение.

5. Нарушение прав человека.

Социальное неравенство может приводить к нарушению прав человека, особенно прав на жизнь, свободу и достойные условия существования. Бедные и малообеспеченные люди могут столкнуться с дискриминацией, насилием, эскалацией преступности и другими формами нарушения их прав.

6. Неравенство в доступе к ресурсам и возможностям.

Социальное неравенство приводит к неравному распределению ресурсов и доступа к возможностям. Бедные и малообеспеченные люди не имеют доступа к экономическим, образовательным, медицинским и другим ресурсам, которые являются необходимыми для достойной жизни и развития. Это усиливает и поддерживает неравенство и бедность.

7. Межпоколенное неравенство.

Социальное неравенство может привести к межпоколенному неравенству. Если бедные и малообеспеченные люди не имеют возможности улучшить свое положение и обеспечить лучшую жизнь для своих детей, то неравенство будет передаваться из поколения в поколение. Это может привести к разрыву в обществе и усилению неравноправия.

Последствия социального неравенства:
Ухудшение физического и психического здоровья
Политическая нестабильность
Экономическое замедление и неэффективность
Образовательное неравенство
Нарушение прав человека
Неравенство в доступе к ресурсам и возможностям
Межпоколенное неравенство

Ключ к справедливости и устойчивому развитию

Социальное неравенство приводит к усугублению существующих проблем и неравенств. Когда ресурсы и возможности концентрируются в руках немногих, большинство населения становится исключено из цикла развития и лишено равных условий для достижения успеха. Это создает неправильное распределение доходов, образовательные неравенства и ограниченный доступ к здравоохранению, жилью и другим основным услугам.

Борьба с социальным неравенством не только необходима с позиции справедливости и этики, но и является эффективным стратегическим шагом к устойчивому развитию общества. Исследования показывают, что страны с низким уровнем социального неравенства имеют более высокий уровень социальной стабильности, экономического роста и благосостояния для всех своих граждан. Таким образом, снижение социальных неравенств способствует созданию более справедливого и устойчивого общества.

Решение проблемы социального неравенства требует многоуровневого и комплексного подхода. Это включает в себя создание равных возможностей для образования и получения качественных услуг здравоохранения, повышение доходов низкого и среднего класса, поддержку предпринимательства и инноваций, улучшение социальной защиты и страхования, а также предоставление равных возможностей для всех групп населения независимо от пола, расы, религии или национальности.

  • Стимулирование экономического роста и создание большего количества рабочих мест.
  • Увеличение доступности образования и повышение его качества.
  • Расширение социальной защиты и поддержки для бедных и уязвимых слоев населения.
  • Сокращение разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями общества.
  • Продвижение гендерного равенства и защиты прав женщин.

Решение проблемы социального неравенства требует сотрудничества различных субъектов общества: государственных органов, бизнеса, гражданского общества и международных организаций. Только через совместные усилия и поддержку всех заинтересованных сторон мы сможем достичь более справедливого и устойчивого общества, где каждый человек имеет равные возможности и доступ к ресурсам.

Социальная стратификация

Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества.Социологи игнорируют место социальных групп в системе обществ. производства и прежде всего отношения собственности как главный признак классового деления общества. Классы, социальные слои и группы они выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т. п. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы определяются на основе какого-либо одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую совокупностью признаков.  Большинство теорий социальной стратицикации отрицает раскол капиталистического общества на антагонистические классы — буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число которых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории социальной стратификации тесно связаны с буржуазными концепциями социальной мобильности, согласно которым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе социальной стратификации в соответствии с их личными способностями и усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней» классовую борьбу. Исследования по социальной стратификации имеют классовую направленность

Вместе с тем они содержат важный фактический материал о многообразных социальных различиях в капиталистических странах.  Марксизм-ленинизм придаёт важное значение изучению всей сложной системы социальной дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами), рассматривая классовое деление общества как центральное.

Социальной неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Страта — элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединенный неким общим социальным признаком (имущественным, профессиональным или иным).Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация — иерархически организованная структура социального (статусного) неравенства, которая существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты

Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. В современной социологии выделяют четыре основных критерия социального неравенства:- Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.- Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.- Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).- Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.Существует четыре основных типа социальной стратификации – рабство, каста, сословие – закрытые общества, и класс – открытое общество. Закрытость общества определяется запретом социального перемещения из нижней страты в высшую. В открытом обществе официальных ограничений на переход нет.Рабство — форма максимально жестокого закрепления людей в низших стратах; форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого.Кастовая система. Членством в социальной группе человек обязан исключительно своим рождением. Предполагает пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническо-релишиозному или экономическому признаку. Сословная система. Принадлежность к группе в основном передается по наследству, но может быть приобретена за деньги или дарована властью. Права и обязанности каждой страты определяются законом и передаются по наследству. Предполагает юридическое закрепление человека за той или иной стратой.Классовая система. Не преподполагает юридического или другого способа закрепления индивида за определенной стратой. Страты различаются по своим ролям во всех сферах жизнедеятельности общества и функционирует на основе коренных социальных интересов. 

Социальная мобильность

Важным показателем развития общественной сферы, позволяющим несколько уменьшить уровень неравенства, является социальная мобильность — перемещение членов социума из одного слоя в другой. Для ее существования имеется две причины:

  • Изменение обществ приводит к видоизменению разделения труда и появлению новых статусов, в то время как старые утрачивают свою значимость.
  • Даже полная монополизация элитами доступа к образованию не может контролировать естественное появление талантливых людей, которые пополняют высшие слои, переходя в них из низших.

Мобильность может быть нисходящей или восходящей по вертикали, а также горизонтальной. Для групповой мобильности возможно снижение или престижности некоторых профессий под действием объективных факторов, или утрата влияния политическими партиями, что приводит к перемещению представителей таких групп в социальный слой более низкого статуса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Бизнес-Триатлон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: