Повышение работоспособности
Физическую и умственную работоспособность повысит специальная система питания для людей умственного труда, в которой хорошо сбалансированы углеводы и протеины. В таком меню должны быть разные по составу продукты.
- Бананы. Эти фрукты необходимы и спортсменам, которые тратят много мышечной энергии, и всем, кто занимается умственным трудом, поскольку мозгу очень нужна глюкоза и триптофан для поддержания тонуса и бодрости. Обязательны бананы детям и подросткам, для развития которых нужно много сил.
- Овес. Оптимальное соотношение минералов и медленных углеводов делает блюда из этой крупы незаменимыми в первой половине дня, чтобы энергии хватило надолго.
- Свекла. Корнеплод содержит много витаминов, углеводов и минералов, которые помогают насыщать организм и поддерживать его выносливость. Спортсмены даже специально пьют перед тренировками и соревнованиями свекольный сок с этой целью.
- Гранат. Калий, магний, особенно железо органические кислоты и сахара очень полезны для восстановления сил после больших нагрузок. Также гранат полезен для сосудов.
Еще 6 продуктов для повышения работоспособности смотрите тут.
Как улучшить свои когнитивные способности
1. Занимайтесь физической активностью
Ученые доказали [], что 30 минут аэробных и силовых тренировок в день улучшают работу мозга на 5-10%. Спорт насыщает кровь кислородом и заставляет ваше сердце биться быстрее, что повышает активность гиппокампа — части мозга, отвечающей за память и обучение. Старая добрая физическая активность полезна и для тела, и для духа, и для развития умственных способностей.
2. Высыпайтесь
Перед экзаменом или любым другим важным событием нам часто советуют хорошо выспаться, и не зря. Когда мы спим, наш мозг восстанавливается и наутро снова готов к умственным подвигам. Недосып, в свою очередь, вызывает потерю концентрации и внимания. Спите по 7-9 часов каждый день и старайтесь ложиться хотя бы до полуночи, чтобы получить максимальную пользу от ночного отдыха.
3. Уменьшите уровень стресса
В состоянии стресса сложно сконцентрироваться на задаче, вспомнить важную информацию и зафиксировать новую. В условиях хронического, постоянного стресса когнитивные способности снижаются еще быстрее. Постарайтесь устранить источники напряжения и тревоги, медитируйте, займитесь дыхательными практиками или обратитесь к психологу, чтобы достичь душевного равновесия и добиться прогресса в учебе или на работе.
4. Поддерживайте и развивайте социальные связи
В книге «Устойчивый мозг» доктор медицинских наук и нейрохирург Санджай Гупта отмечает, что люди с узким кругом общения чаще сталкиваются с нарушением сна и иммунной системы, а одиночество в пожилом возрасте быстрее приводит к деменции. Люди, которые ведут активную социальную жизнь, напротив, отмечают улучшение своих когнитивных способностей.
Особенно важно не количество друзей и знакомых, а качество общения с ними. Близкие отношения и крепкая эмоциональная связь помогают снизить уровень стресса и повысить умственные навыки
Исследователи рекомендуют играть в командные игры, чаще встречаться с близкими, посещать клубы по интересам, заниматься волонтерством, завести домашнее животное.
5. Играйте в интеллектуальные игры
Игры для мозга — не панацея, но и они помогут держать в тонусе память, восприятие, мышление, скорость и качество обработки информации. В Сети есть множество упражнений и техник, которыми вы можете заниматься по несколько минут каждый день. Головоломки, мнемотехники, задания на внимательность — отличный способ скоротать время в автобусе или в перерыве на работе, отдохнуть с друзьями или семьей. Такие игры предлагают сервисы NeuroNation [], Викиум [], BrainApps [] и Cognifit [].
Что важнее — эмоциональный или когнитивный интеллект?
Как мы уже рассмотрели, когнитивный интеллект составляют такие способности, как память, внимание, язык и речь, и т.д. Эмоциональный интеллект включает в себя как социальные, так и эмоциональные элементы
Оба типа интеллекта важны для успешного развития, их невозможно разделить, как и в случае личностного роста и профессионального развития.
Американский психолог и специалист по эмоциональному интеллекту Д. Гоулман считает, что для профессионального успеха необходимы три составляющие:
3. Эмоциональные способности:
Самосознание: связано с эмоциями, пониманием собственных сильных и слабых сторон, потребностей и т.д.
Самоуправление: способность направлять эмоциональные импульсы.
Эмпатия: принимать во внимание чувства других людей при выполнении действий, которые их затрагивают.
Социальная способность: совокупность вышеперечисленных характеристик.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
-
Category:
Здоровье мозга
-
Tag:
Когнитивные способности, Когнитивные функции, профессиональное развитие, профессиональный успех
Общие сведения
Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.Автор учебника «Психология развития» К. Грейс
Долговременные логнитюдные эксперименты, проведенные в ХХ века, в которых рассматривалась интеллектуальная деятельность юношей и взрослых на протяжении всей жизни, показали, что после завершения обучения развитие интеллектуальных способностей не останавливается, что мыслительные процесс и уровень общей эрудированности может повышаться и в течение жизни. Да, вероятнее всего психомоторные процессы, которые лежат в основе мыслительной деятельности, у представителей юношества будут протекать быстрее, чем у бабушек и дедушек, но эффективность мозговой деятельности строится не только на этом.
Р.Кеттел и Д.Хорн в своих работах выделили два вида интеллекта – текучий и кристализованный. Первый – базовые способности, которыми владеет человек — способности запоминать новое, мыслить логически, выстраивать связи между предметами и явлениями, анализировать и так далее. Вот он имеет тенденцию ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект же представляет собой тот опыт и те знания, которые были накоплены человеком в течение жизни, он с возрастом увеличивается, кроме того он способен компенсировать скорость мышления, которая с возрастом может уменьшаться. Да и сама скорость мышления, к счастью, уменьшается не линейно с возрастом. Примером тому служат научные открытия, которые редко когда делаются молодыми ученым, большинство из их принадлежит людям в возрасте 40 – 50 лет, а то и вовсе 60-70летним ученым.
Каждому из нас время от времени ситуациями, когда что-то нужно сделать в ограниченный период времени и при этом эффективно – запомнить большой объем информации, завершить проект, решить свой личный вопрос, быстро изучить нужный материал и так далее. Но далеко не у всех есть способности сделать это быстро и эффективно одновременно. И основная причина в том, что у всех разный уровень когнитивный способностей, прежде всего способностей к восприятию информации. Хорошая новость в том, что это поправимо и когнитивные возможности развиваются. И это сделать не так сложно как кажется, достаточно добавить в свою привычную жизнь несколько простых элементов.
Улучшение памяти
Для хорошей работы памяти в рационе должно быть достаточное количество белковой пищи, так как протеин расщепляется на аминокислоты, необходимые для нормальной памяти.
Жиры служат строительным материалом для клеток мозга, но среди них обязательно должны быть ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, Омега-6 и Омега-9.
Углеводы — это источник глюкозы, необходимой для умственной работы, причем преимущество должно отдаваться медленным углеводам, которые расщепляются небыстро, но обеспечивают энергией надолго. И без минералов, витаминов, органических кислот и других веществ полноценное долговременное запоминание просто невозможно.
- Фрукты, ягоды и овощи. Давно известно о положительном влиянии овощей и фруктов на память. Среди них особенно ценны помидоры, так как содержат ликопен, защищающий нейроны от разрушения, лук, чеснок и все зеленые овощи, потому что в их составе — витамины группы В, фолиевая кислота и цинк. Из фруктов стоит выделить бананы, поставляющие в кровь глюкозу и витамины В, лимоны, так как в них большое количество витамина С, и красные яблоки, богатые веществами антоцианами. Из ягод для улучшения памяти стоит выбрать голубику, чернику, виноград и черную смородину.
- Жирная рыба и морепродукты. При необходимости много и надолго запоминать, морскую жирную рыбу нужно есть не менее 2 раз в неделю, а лучше чаще. Самая полезная рыба — сельдь, форель, тунец, семга, скумбрия и лосось, а из морепродуктов — мидии, креветки и устрицы.
- Кофе. Основное действующее вещество — кофеин. Многочисленные исследования показали, что кофе улучшает память, причем не кратковременную, а долговременную. То есть чтобы хорошо запомнить информацию, недостаточно выпить кофе непосредственно перед учебой или работой: это не поможет. Нужно, чтобы кофе был в рационе занимающегося умственным трудом в небольшом количестве, но постоянно.
- Чай. В чае, особенно зеленом, тоже содержится кофеин, который улучшает свойства памяти. Но в чае обнаружен также фермент галлат эпигаллокатехина, которого нет в других продуктах и который так полезен для улучшения запоминания. Подробнее о влиянии различных чаев на память смотрите в отдельной статье.
- Орехи. Крайне важны для памяти и орехи. Витамин Е, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, растительный белок, лецитин, — все это крайне необходимо, если приходится много запоминать. Аминкислота триптофан, которой тоже в избытке в орехах, помогает выработке серотонина, который тоже способствует качественному запоминанию.
- Горький шоколад. Кофеин, теобромин, фенетиламин, содержащиеся в шоколаде, способствуют хорошему усвоению информации. И хотя молочный шоколад не так полезен, но даже он улучшает зрительную и вербальную память. Горький шоколад — обладает также способностью увеличивать скорость запоминания информации любой сложности.
- Розмарин. Эфирное масло розмарина, употребляемое внутрь или используемое для ароматерапии, улучшает запоминание на 60-75%. К тому же, химические соединения этого растения защищают клетки мозга от свободных радикалов.
Еще 15 продуктов для улучшения памяти смотрите тут.
Что такое когнитивные способности?
Когнитивные способности – это общее понятие, которое описывает разнообразные психические процессы, вовлеченные в получение, обработку и использование информации. Эти способности включают в себя различные аспекты познавательной деятельности человека.
Основные когнитивные способности:
Восприятие – способность к восприятию и интерпретации сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через зрение, слух, обоняние и прочие органы чувств.
Внимание – способность сосредотачиваться на определенных аспектах информации, игнорируя другие.
Память – возможность удерживать и воспроизводить информацию после того, как она была воспринята.
Мышление – процесс обработки информации с целью генерации новых идей, решения задач и принятия решений.
Речевые способности и речевое мышление – владение языком, письменной и устной речью, понимание и использование грамматики, лексики и синтаксиса.
Различение – способность выделять и распознавать различия между объектами, событиями или идеями.
Способности к обучению – способность к освоению новой информации и приспособлению к изменениям в окружающей среде.
Метакогнитивные навыки – способность осознавать и контролировать свои собственные когнитивные процессы, такие как понимание своих сильных и слабых сторон в решении задач.
Когнитивные способности являются ключевыми для эффективного функционирования человека в обществе и приспособления к изменяющейся среде. Они играют важную роль в обучении, решении повседневных задач, взаимодействии с другими людьми и в общем качестве жизни.
Можно встретить разные классификации когнитивных навыков, где в зависимости от степени детализации их будет больше или меньше. Так, можно по отдельности рассматривать краткосрочную и долгосрочную память, а можно способность к обучению отнести в раздел «мышление», потому что обучение – это, в первую очередь, обработка и осмысление входящей информации, в том числе с целью решения задач. Например, по математике, физике, химии.
В контексте нашей темы степень детализации не суть важна, потому что большинство рекомендаций по развитию когнитивных способностей воздействуют на все составляющие
Даже когда речь идет, к примеру, о специальных упражнениях на тренировку памяти или мышления, мы все равно в этот момент тренируем и внимание, и восприятие, и способность выделять и распознавать различия между объектами, событиями или идеями
Кому и зачем следует развивать когнитивные способности? Думается, развитие мышления и других когнитивных навыков в той или иной степени нужно всем, но некоторым следует на этом сосредоточиться с максимальной самоотдачей:
1
Дети и подростки – развитие когнитивных навыков важно для детей и подростков, потому что они находятся в стадии активного формирования мышления, памяти, внимания и языковых способностей. Эти навыки являются основой для успешного обучения в школе и в будущем.
2
Студенты и учащиеся – у школьников и студентов высших учебных заведений когнитивные навыки играют важную роль в успешном обучении
Анализ, критическое мышление, умение решать проблемы и эффективное запоминание информации содействуют академическому успеху.
3
Представители инженерных и творческих профессий – такие специалисты заметно выигрывают от развития когнитивных навыков, потому что это помогает в решении сложных задач и разработке новых идей.
4
Предприниматели – для предпринимателей важно иметь креативное мышление, способность к анализу рынка и прогнозированию тенденций. Кроме того, развитые когнитивные навыки помогают в принятии обоснованных решений и управлении командой.
5
Люди, заботящиеся о здоровье – здоровый образ жизни включает не только физическое, но и ментальное здоровье. Развитие когнитивных навыков может помочь в поддержании умственного тонуса, предотвращении деменции и улучшении качества жизни.
Как видим, польза от развития когнитивных способностей многоаспектна, поэтому давайте посмотрим, как над этим работать.
Когнитивные навыки приводят к укреплению доверия и идеальному пути к покупке
Познание — это термин, используемый для обозначения психических процессов и структур, таких как мысли, мнения, отношения, намерения и желания (определение познания в Википедии). Люди, выросшие в одном обществе и культуре, имеют схожие представления. Таким образом, они думают одинаково.
Итак, используя наши когнитивные способности, мы делаем шаг к тому, чтобы читать мысли наших клиентов. Благодаря этой информации мы можем намного лучше выполнять пожелания наших клиентов. Потому что тот, кто может сопереживать ситуации своих клиентов, узнавать, чего хотят клиенты, используя правильные методы опроса, укрепляет доверие. И, таким образом, он находится на правильном пути к успешному завершению продаж. Эти продавцы прекрасно понимают мысленный путь своих клиентов и, следовательно, их путь к покупке.
Но как именно это сделать? Как человек может осознать свое познание и использовать его для развития когнитивных навыков?
У всех нас есть внутренний разговор в наших мыслях. Эти внутренние монологи особенно интенсивны, когда мы сталкиваемся с решениями, в том числе, конечно, с решениями о покупке. Пример из электронной книги WB 0.5 eTraining * „Пусть покупают, а не продают“, в которой подробно рассматривается тема когнитивной техники: „Этот костюм выглядит действительно хорошо, он делает меня респектабельным, спортивным, однако он очень дорогой, я только что купил дорогую обувь, но у меня так много времени, чтобы купить его». искал что-то подходящее …“ Это могли быть мысли клиента Клаудии, когда он выбирал и примерял костюм.
Размышляйте над сложными вопросами
Популяризатор науки Джон Фарндон рассказывает, что абитуриентам Оксфорда и Кембриджа нередко задают на вступительных экзаменах каверзные вопросы, которые тренируют аналитическое мышление. Некоторые из них Фарндон опубликовал в книге «Вопрос на засыпку». Сначала подумайте над ними самостоятельно, а потом почитайте рассуждения автора. Вот несколько примеров:
Эта сумка когда-нибудь опустеет? Пустая сумка вовсе не пуста. Помимо пыли, крошек, клочков бумаги и микроорганизмов, она полна воздухом, который занимает все свободное место. А что если выкачать воздух? Сумка все равно будет переполнена бурлящей квантовой энергией, которую производят появляющиеся и исчезающие частицы и волны.
Работают ли советы Овидия сегодня? Поэмы Ars Amatoria, написанная Овидием 2000 лет назад, имеет очевидный практический характер. По сути, она мало чем отличается от статей «как завоевать девушку (парня)», которые десятками появляются в интернете каждый день. Советы Овидия идентичны рекомендациям нашего времени во всем, включая их сексистскую сущность.
Как раскрутить рок-группу? Интернет-продвижение — великий способ привлечь аудиторию. Необходимо создать привлекательный сайт, страницу в Facebook, аккаунт в Twitter и разместить несколько удачных треков. Надо найти около дюжины фанатов, которые начнут генерировать интернет-трафик между своими друзьями, пока этот процесс не начнет расти лавинообразно.
Могут ли двигаться статуи? Как насчет Венеры Милосской, созданной на территории современной Турции 2100 лет назад? Сейчас она находится в парижском Лувре, далеко от острова Милос, на котором была найдена. Статуи могут передвигаться посредством человеческих усилий. Но они также способны передвигаться и сами, например при воздействии землетрясений.
Зачем людям два глаза? Картинки, которые мы воспринимаем каждым из глаз, практически идентичны. Практически — но не полностью. И это небольшое отличие имеет огромное значение. Такое строение глаз позволяет нам видеть мир в трех измерениях, то есть воспринимать объемные объекты, а не плоские изображения.
Как отравить кого-то, чтобы полиция не узнала? На самом деле поставленный вопрос не означает, что жертва отравления непременно должна умереть
Небольшое расстройство желудка вполне удовлетворяет условиям задачи, поскольку вряд ли привлечет внимание властей. Лучший способ отравить кого-то и ускользнуть от длинной руки закона — внимание к уровню причиняемого вреда
Как развивать когнитивные способности?
Развитие когнитивных способностей может быть достигнуто через разнообразные упражнения и активности, которые стимулируют различные аспекты когнитивной функции, такие как внимание, память, мышление и прочие. Есть множество беспроигрышных действий и стратегий, которые помогут улучшить когнитивные навыки параллельно с получением новых полезных для жизни знаний которые нам рекомендуют психологи [Д
Конончук, 2021]. Для удобства восприятия изложим их максимально компактно
Есть множество беспроигрышных действий и стратегий, которые помогут улучшить когнитивные навыки параллельно с получением новых полезных для жизни знаний которые нам рекомендуют психологи . Для удобства восприятия изложим их максимально компактно.
Способы развития когнитивных навыков:
Кроссворды и головоломки – решение кроссвордов, судоку и других головоломок помогает улучшить внимание, логическое мышление и работу памяти.
Решение математических задач – математика способствует развитию логического мышления и навыков решения проблем.
Изучение иностранных языков и языков программирования – изучение нового языка способствует развитию когнитивных способностей, включая память, внимание и лексические навыки.
Чтение и обсуждение – чтение разнообразной литературы и обсуждение прочитанного с другими людьми помогает улучшить критическое мышление и расширить словарный запас.
Медитация – практика медитации способствует улучшению внимания, сосредоточенности и управлению стрессом.
Интеллектуальные игры – шахматы, игра го, настольные игры с необходимостью выстраивать стратегию способствуют развитию логического мышления.
Физическая активность – спорт, фитнес, регулярные упражнения способствуют улучшению когнитивных способностей, в том числе мышечной памяти и концентрации внимания.
Обучение музыке – освоение теории музыки и игры на музыкальном инструменте стимулирует развитие памяти и творческого мышления.
Занятия творчеством – рисование, пение, дизайн, шитье, создание кулинарных шедевров помогают развивать креативное мышление, что является важной составляющей мышления как такового.
Важно разнообразить занятия и включить их в повседневную жизнь, постепенно увеличивать сложность задач и стимулировать мозговую активность. Кроме того, можно делать специальные упражнения для развития мышления и прочих когнитивных способностей
Кроме того, можно делать специальные упражнения для развития мышления и прочих когнитивных способностей.
Упражнения для развития мышления:
- Непривычная жизнь вещей – за 1 минуту написать максимальное количество способов применения салфетки, газеты, пробки от вина, подушки и т.д.
- Генератор бреда – перечислить по 10 пунктов, что общего у ноги и руки, кастрюли и самолета, дивана и велосипеда. Помните, что жимолость – это примерно то же самое, что выхухоль, только растение.
- Чудо-архитектор – нарисовать здание, построенное из 10 случайных предметов. Например, таких как мост, дерево, смартфон, ключ, камень и прочее.
- Ассоциации – придумать как можно больше ассоциаций к любому случайному слову. Например, ассоциации к слову «рыба»: река, море, озеро, удочка, сеть, уха, сковородка.
- Задача с искусственным ограничением – написать рассказ, не используя определенную букву, составить задачу по математике так, чтобы в условии и ответе не было определенных цифр, и т.д.
- «За» и «против» – найти аргументы в поддержку и противовес какому-либо утверждению. Например, что Земля круглая или Солнце светит.
- Перечисление возрастающих и убывающих последовательностей на 2, 3, 4 и далее до 100 – например, возрастающая последовательность на 2 – это 2, 4, 6, 8, …, 100, убывающая последовательность на 2 – это 100, 98, 96, 94, …, 2.
- Тест Струпа – назвать правильный цвет, которым окрашено слово, в условиях, когда цвет букв не совпадает со значением слова:
А еще можно поставить себе необычную задачу к той или другой дате, сезону, событию в противовес банальному и привычному шаблону восприятия. Например, к пляжному сезону принято ставить задачу похудеть, а вы можете поставить себе задачу к пляжному сезону стать умнее. Каким образом? Допустим, пройти нашу программу «Когнитивистика».
Это были общие рекомендации по развитию мышления и прочих когнитивных навыков. Однако мы можем целенаправленно поработать над конкретными техниками мышления, которые помогут нам усовершенствовать наши мыслительные функции и прочие когнитивные способности.
Тест на когнитивные способности от Викиум
Даже кратковременные тренировки ряда когнитивных способностей дают наглядный результат. Это подтверждают исследования Калифорнийского университета. Чтобы понять, как улучшить когнитивные и сопутствующие функции мозга, нужно сначала определить их текущий уровень.
Удобнее всего для этого использовать сервис Викиум, который зарекомендовал себя как наиболее продвинутая платформа в этой сфере. В игровой форме предлагается посвящать развитию когнитивных способностей всего 15 минут в день. Можно найти время даже при плотном графике.
Программа составляется индивидуально, так как сначала в тестовой форме проводится оценка уровня мышления. Интерпретация способностей строится во взаимосвязи с личными целями. Такой легко выявляет потребности пользователя, ведь в рамках тестирования предлагается указать, что именно хотелось бы улучшить.
Преимущества платформы Викиум в выбранном уникальном подходе к каждому пользователю, так как изначальные рамки когнитивного развития у каждого свои. Кроме того модель тренировок сервиса основывается на серьезных научных разработках.
Развлекательная форма занятий позволяет поддерживать интерес к столь полезной цели. Помимо отдельных задачек пользователи могут вступать в соревнования друг с другом. Выбор тренировок разнообразен, можно играть и развиваться бесплатно, но функционал и количество игр будут ограничены.
Если стоит задача всерьез перейти на новый уровень качества мышления, можно приобрести годовой или постоянный абонемент и пройти полный курс индивидуально подобранных тренировок.
Большинство из тех, кто занимался развитием когнитивных способностей при помощи тренажеров платформы Викиум оставляют положительные отзывы на популярных площадках сети. Высокую оценку сервис имеет и в рамках обзоров по этой тематике.
Викиум постоянно развивается и дополняет свой функционал.
10 необычных способов повысить свои когнитивные способности
Не только популярные когнитивные тренировки способны помочь на пути к развитию, но и соблюдение некоторых правил по организации своей жизни:
Внимание к рациону питания. Некоторые продукты являются отличными природными стимуляторами деятельности мозга на химическом уровне
Например, кислоты омега-3 необходимы для улучшения структуры клеточных мембран и правильного взаимодействия нейронов. Йод, ликопин, витамины К, В12, цинк, фолиевая кислота входят в список веществ, улучшающих работоспособность нервных клеток. Поэтому рыба, брокколи, томаты, семечки тыквы и другие полезные продукты, являясь основой рациона, способны улучшить когнитивные и сенсорные функции мозга.
- Употребляйте кофе. Стимулирующие свойства этого напитка известны давно, поэтому неудивительно, что кофе способен не только повысить работоспособность, но и улучшить когнитивные функции мозга. Так, например, кофе активизирует декларативную память, зная это, можно употребить кофе перед запоминанием информации в крупном объеме.
- Временные пищевые ограничения. На удивление, этот способ действительно может помочь улучшить когнитивную сферу. Так, Международная Ассоциация Альцгеймера декларировала, что кетодиета оказывает положительное влияние на умственные способности. Кроме того, при отказе от пищи вырабатывается грелин, активно стимулирующий межнейронные связи.
- Красное вино. В умеренных дозах способно помочь в активизации когнитивной сферы. В нем находятся метаболиты, производные кислот, которые защищают нервные клетки от стрессоров оксидной и нитратной природы. Не стоит пить больше бокала в день, иначе вред будет выражен ярче, чем польза. Читайте подробнее в статье Как алкоголь влияет на головной мозг, как устоять и избежать последствий.
- Солнечные процедуры. Пребывание на солнце заставляет кожу вырабатывать витамин D, который необходим для построения перинейрональной сети. Эта структура стабилизирует межнейронное взаимодействие, и ее разрушение особенно губительно для гиппокампа, который обрабатывает процессы памяти.
- Правильный режим сна. Отдыхайте вовремя и полноценно. Недостаток сна активно влияет на концентрацию, память и другие когнитивные функции. Улучшить работу мозга можно не только высыпаясь, но и ликвидировав апноэ (храп) и некачественный сон (инсомния). Такие улучшения качества режима пойдут на пользу не только мозгу, но и всему организму.
- Активный отдых. Пребывание на свежем воздухе, простая физическая активность не только улучшает выносливость организма и насыщение клеток кислородом. Это отличный способ улучшить деятельность мозга и когнитивные функции.
- Занятия спортом. Более интенсивные тренировки дают серьезное преимущество мозговой деятельности. Когнитивные функции улучшаются за счет активного перестроения и стимуляции межнейронных связей. Даже одна тренировка привносит доказанное положительное влияние на работу мозга, в частности, в области памяти.
- Логические игры. Несмотря на большую схожесть с компьютером, а не с мышцей, мозг хорошо поддается тренировке. В разрезе когнитивных способностей постоянно тренируемые память, анализ, счет и логика заметно улучшаются.
- Внутренняя речь. Интересный способ тренировки когнитивных функций мозга – разговаривать сами с собой. При этом прорабатываются концентрация внимания, способность анализировать информацию, праксис. Кроме того, это хороший способ тренировать непосредственно речь, которая тоже относится к главным когнитивным процессам.
Развитие самостоятельности: куда она ведет?
Самостоятельность ведет к успеху. Когда ребенок научился самостоятельно решать проблемы, он развивает уверенность в себе. Дети, которые привыкли решать сложные задачи самостоятельно, обретают навыки, которые им пригодятся в будущем. Они научатся адаптироваться к новым ситуациям, находить нестандартные решения, проявлять инициативу и предпринимательство.
Развитие самостоятельности помогает детям осознавать свои сильные и слабые стороны, а также понимать свои цели и мечты. Самостоятельные люди более целеустремленны, они знают, что хотят достичь, и готовы к этому идти. Им свойственна настойчивость и стремление к самосовершенствованию.
Самостоятельность также способствует развитию основных когнитивных навыков. Когда ребенок самостоятельно исследует мир, наблюдает, исследует и анализирует, его мозг активно работает. Он развивает навыки мышления, памяти, внимания. В результате ребенок становится более внимательным, фокусированным и аналитическим.
Для развития самостоятельности важно предоставлять детям возможность самостоятельно принимать решения и действовать. Ответственность должна быть частично возложена на них, чтобы они могли ощутить силу своих собственных действий
Однако, важно помнить, что развитие самостоятельности должно быть постепенным и органичным, с учетом возрастных особенностей ребенка. Родители и педагоги должны воспитывать и поддерживать детей в их стараниях быть независимыми и самостоятельными.
Когнитивные функции что такое
Когнитивные (познавательные) функции – это сложные функции главного органа центральной нервной системы – головного мозга. С помощью них человек не только познает окружающий мир, но и активно с ним взаимодействует.
Когнитивные функции подразделяются на 6 познавательных способностей:
мышление;
речь;
внимание;
память;
гнозис (ориентация в пространстве, а также узнавание времени и места);
праксис (целенаправленная двигательная активность).
Благодаря познавательным функциям, формируется личность человека, а также определяются его способности к образованию, работе и другим сферам жизни.